Хорошо поставленное речевое дыхание
обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы
научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно
сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в
игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры
помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные»
звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении
плавности и темпа речи.
• ОДУВАНЧИК •
Цель игры: развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: игра
проводится на улице. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший
одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может
сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть.
(Г. Виеру)
• ПУЗЫРЬ •
Цель игры: развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: играют
несколько человек. Они становятся тесным кругом и в сопровождении
стихов, произносимых взрослым, надувают воображаемый пузырь, дуют в
кулачки, составленные один на один «трубочкой».
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с»). Игра возобновляется.
• СНЕЖИНКИ •
Цель игры: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: возьмите
несколько рыхлых кусочков ваты и покажите их ребенку. При этом скажите:
«На улице падает снежок. Там снегопад. Давай устроим снегопад дома».
Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть.
Потом дует ребенок. Действия малыша можно сопровождать стихами.
Упражнение выполняется 2-3 раза.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)
• ЛИСТОПАД •
Цель игры: развитие умения делать плавный, свободный выдох.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: заранее
приготовьте вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.
Взрослый объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это
явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок
дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2-3
раза.
• ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ? •
Цель игры: развитие умения обеспечивать длительное, направленное, плавное движение воздуха при ротовом выдохе, активизация мышц губ.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: возьмите
фигурки птиц, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные. Двух птичек
посадите на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга.
Малыши садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!» дети
начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек, они не должны сильно напрягаться.
• БАБОЧКА, ЛЕТИ! •
Цель игры: выработать длительный непрерывный ротовой выдох.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: приготовьте
2-3 бумажные ярко окрашенные бабочки. К каждой бабочке привяжите нитку
длиной 50 см и прикрепите их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга.
Шнур натяните между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне
лица ребенка. Затем взрослый предлагает ребенку подуть на бабочек так,
чтобы они полетели. Действия ребенка можно сопровождать стихами.
Важно следить, чтобы ребенок стоял
прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая
воздуха, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки —
На березовой ветке!
(Русская народная поговорка)
• КОРАБЛИК •
Цель игры: выработать длительный, направленный, плавный ротовой выдох, активизировать мышцы губ.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: возьмите таз с
водой и бумажные кораблики. Таз с водой должен стоять так, чтобы
ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того,
чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Действия
ребенка можно сопровождать стихами.
Ветерок, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
(Русская народная поговорка)
|