упражнение 1.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять.
упражнение 2.
Где ваши ладошки?
Тук-тук-тук!
А в ладошках пальчики живут!
Раз, два, три, четыре, пять.
Пальчики трудились,
Не ленились.
Лепили-лепили,
Рисовали,
Строили-строили.
Хорошо играли!
А потом, а потом, а потом – устали.
упражнение 3.
Это – большак,
Это – Васька-указка,
Это – Мишка-середка,
Это – Гришка-сиротка,
Это – крошка-Тимошка.
упражнение 4.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу, обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
Да на правой ножке.
(«скакалка» - это трудное упражнение. Круговые вращения большим
пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну
сторону, потом – в другую).
упражнение 5.
Целый день тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат,
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
(«Строим дом» - руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоток).
упражнение 6.
Этот дом для Светы,
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша,
Мальчик он хороший.
В доме этом Маша,
Солнышко ты наше.
Этот дом для Марата.
Будет дом богатый.
упражнение 7. «Птица и птенчики»
На дереве было гнездо с птенчиками.
Птенчики были голодные, громко просили есть.
Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов.
Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу
прикасается поочередно к остальным четырем) и по две букашки
(одновременное двукратное прикосновение большого пальца к остальным
четырем) и по три мошки (трехкратное прикосновение).
Наелись птенцы и стали чистить клювы.
Мама им помогала (большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно).
упражнение 8. «Котенок»
Котенок маленький, озорной, пушистый, точит когти.
(все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию
пальцев. Ладонь раскрыта. Согнутые пальцы в таком положении «бегают»,
большой палец обязательно участвует).
Котенок выпустил когти (пальцы раскрыты, напряженно полураскрыты) и
начал царапаться (пальцы быстро бегают в этом напряженном полусогнутом
виде).
«Ай, ай, ай, котенок, какой же ты шалун, не хорошо царапаться. Ну-ка, спрячь когти».
Котенок сначала прячет когти, но затем вновь начинает их точить и т. д.
(упражнение одновременно выполняется двумя руками).
упражнение 9. «Прогулка в лес»
Мы поехали на автобусе в лес.
Рассматриваем деревья (локти на столе, руки соединены, пальцы
растопырены). Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали
(шевеление всеми пальцами).
Под деревьями росли вот такие грибы (одна ладонь собрана в кулачок, на другой – пальцы прямые).
А по грибу поползла улитка (перебирая всеми пальцами правой руки, двигаемся по левой руке).
А на полянке росли разные цветы. Это ромашки (пальцы обеих рук растопырены), это колокольчики (кисти рук вниз) и т. д.
Над цветами порхали бабочки.
Над деревьями летали птицы.
упражнение 10. «Погладим платочки» (игра с бумагой)
Перед каждым скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми
пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы
ни один его край не остался загнутым.
Затем, то же самое сделать, пользуясь одной рукой.
(Возможны варианты – пользуясь двумя большими или указательными пальцами).
упражнение 11.
- Где ладошки? Тут?
- Тут.
- На ладошке – труд?
- Труд.
Палец большой – это гусь молодой,
Указательный поймал,
Средний – гуся ощипал.
Самый меньший – печь топил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда – в живот … Вот.
упражнение 12.
По дорожке ровной, гладкой
Скачут резвые лошадки.
Чок, чок, чок, чок скачет
Резвый табунок.
упражнение 13.
Мы капусту рубим,
Мы капусту трем.
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Мало нарубили, рубим еще
(повторить).
упражнение 14.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик – господинчик
В землю косточки сажает
(шевелить каждым пальчиком, остальные – в кулачок).
упражнение 15.
Две сестрицы, две руки –
Левая и правая
Рубят, строят, роют, Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
упражнение 16.
Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни –
Так и эдак, эдак-так –
Не обидятся никак.
упражнение 17.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
«Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!»
упражнение 18.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
упражнение 19.
Наварили кашки, помешали ложкой,
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.
Курочке-пеструшке накрошили крошки,
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.
Пожалели птичку, погрозили кошке,
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.
Строили ладошки домик для матрешки.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.
Принесли ладошки ягоды в лукошке,
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.
Прилегли ладошки отдохнуть немножко,
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.
упражнение 20.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
упражнение 21.
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.
упражнение 22.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
С вами мы подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
упражнение 23.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог. Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга нам нельзя.
|