Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения
пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит
ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная
деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная
зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием
импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития
речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят
показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются
изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока
движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно,
мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех
случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль,
и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит,
систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются
мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень
развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени
развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной
координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом
других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения
для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание
ребёнка.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук,
точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты
память, внимание, связная речь.
Уже в первые месяцы младенец оживляется, кода видит мать или близкого
ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и
ножек, а также гулением («воркованием»). В 3-4 месяца у малыша
возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом,
улыбается, произносит звуки. К 6-и месячному возрасту, ребенок начинает
произносить слоги – лепечет, а к 10 месяцам — повторять не только
отдельные слоги, но и простые слова из отдельных слогов.
Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус».
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и
видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию,
получаемую из окружающего мира.
В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, — слова,
которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их произносят
окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить,
озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся
вокруг него, и происходящие действия.
Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный
словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит
сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством
общения.
Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки.
Но и хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл
речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной,
яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут
силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит
овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы:
I группа. Упражнения для кистей рук
— развивают подражательную способность;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в
развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых
речевое развитие происходит своевременно.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
— Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
— Игровые задания должны постепенно усложняться.
— Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
— Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
— Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
— игры с пальчиками с речевым сопровождением;
— пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
— предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
— игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
— самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:
Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:
«Массаж подушечек пальцев рук»
«Массаж фаланг пальцев»
«Массаж прижимающий»
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
«Самомассаж горохом»
«Горох и фасоль»
«Колечки»
«Гладь мои ладошки, ёж»
Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
«Цепочки»
«Поочерёдное соединение всех пальцев»
«Ножки»
«Соединение одноимённых пальцев»
«Пианист»
«Пальчики кивают»
«Горошки»
«Упражнение с пробками»
«Упражнение со счётными палочками»
«Пальцеход»
«Колодец»
Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:
«Ладонь – кулак»
«Поочерёдное соединение всех пальцев»
«Ножки»
Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
«Упражнение с эспандерами»
«Упражнение со стопором»
«Упражнение с пробками»
«Узловка»
«Упражнение с чётками»
«Упражнение с бусами»
«Упражнение со счётными палочками»
«Пальцеход»
«Комканье платка»
«Колодец»
«Горох и фасоль»
«Все узлы переберу»
«Мне дала синичка хрупкое яичко»
«Волшебные орешки»
«Будь сильней моя рука»
Гимнастика для пальцев:
«Щелчки»
«Потягивание за кончики пальцев»
Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по
развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они
способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры»
как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных,
людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя
движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание
на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами,
радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря
таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него
развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры
формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и
ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик,
дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и
дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни
пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен
действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия
выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит
или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или
загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства
уверенности у ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное
упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей
необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа
отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок
действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все
упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно
принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и
действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка
самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой
действиям работающей.
Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и
разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с
пищалками.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально
выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая
отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения
вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать
на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и
ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае,
когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные
движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие
достижения, например, папе или бабушке.
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры»,
выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые
проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая —
кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя
несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно
предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами,
домиками, шариками, кубиками и т.д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие
движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость,
исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев
развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в
пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти
рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка,
способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти
руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим
работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления
ребенка.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при
этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не
только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения,
но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить
текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст
разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с
движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и
возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,
показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей
ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений.
Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются
пассивно, с помощью взрослых.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа,
если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или
поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Комплексы пальчиковой гимнастики
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»)
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять»
соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с
указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой
руки бегают по столу, те же движения одновременно производить
одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается
кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же
упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить
одновременно пальцами правой и левой руки)
7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)
8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
Потешка
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы
обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех
пальцев от указательного до мизинца.
Детям постарше можно предложить такую гимнастику для пальчиков:
1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем
левой руки, то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук)
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их)
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)
6. Оса (выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками)
7. Имитация игры на пианино
8. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
Потешка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Пальчиковая гимнастика
1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)
5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)
6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)
7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно
8. «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Потешка
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая
потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)
6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)
7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука
сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной
ладонью вниз, затем положение рук меняется
8. Ножницы — разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.
Потешка
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди .
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать
правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем
обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
Пальчиковая гимнастика
1. Замок (на счет «раз» — ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в замок)
2. Лиса и заяц (лиса крадется — все пальцы медленно шагают по столу вперед;
заяц убегает — перебирая пальцами, быстро движутся назад)
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)
6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно
выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение,
только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих
упражнения пальцами левой руки)
7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы
другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук
меняются
8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)
Потешка
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому — дрова рубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить.
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Пальчиковая гимнастика
1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой
руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только
сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения
пальцами левой руки)
2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)
3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)
4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении,
только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед
крышей)
5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)
6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)
7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола.
Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками
одновременно
8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты):
сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев,
не расцепляя замка—”Солнечные лучи”.
Потешка
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама,
Это — я,
Это — бабушка моя,
Это — папа,
Это — дед.
И у нас разлада нет.
Пальчиковая гимнастика
1. Показывать отдельно только один палец — указательный, затем два
(указательный и средний), далее три, четыре и пять. Показывать отдельно
только один большой палец
2. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
3. Махать в воздухе только пальцами
4. Кистями рук делать "фонарики”
5. Хлопать в ладоши тихо и громко, в различном темпе
6. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались)
7. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев
8. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).
Потешка
Первый пальчик — подержи, (хватаете за большой пальчик)
Второй пальчик — покажи,
Третий пальчик— постучи,
Третий пальчик — поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.
Массировать каждый пальчик
Массаж рук
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
3. Упражнение «Сорока-белобока»
4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7. Интенсивное растирание каждого пальца
8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и
фронтально-тыльных сторон
9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
10. «Пальчики здороваются»
11. Повторить первое упражнение.
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на
основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой
руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения,
постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя
грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем
другой.
7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Расслабление пальцев и кистей рук
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые
взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
Потешки для пальчикового массажа
Этими потешками-упражнениями желательно заканчивать пальчиковую
гимнастику, так как они содержит элементы массажа. Тексты сопровождается
поглаживанием, потиранием, сгибанием и разгибанием пальчиков.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
«Жили мышки»
Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире;
Чай пили, чашки били, по три денежки платили!
Держим ладошку раскрытой, водим по ней пальцем.
«Переборы пальчиков»
У белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки-царапки!
Поглаживаем пальчики, перебирая. Затем попеременно то мягкой кисточкой, то жесткой щеткой.
«Погода»
Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:
Ой-ой-ой!
Холод-то какой!
Указательный палец шепчет едва слышно:
Эх-эх-эх!
А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит:
Ох-ох-ох!
От ветра я оглох! Безымянный палец кричит:
Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!
Здоровяк большой палец восклицает:
Ах-ах-ах!
Жаль, я не в сапогах!
Ух-ух-ух!
Дайте мне кожух!
Пальчики растираем и поглаживаем
«Десять пальцев»
Десять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, и их осталось девять.
Девять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось восемь.
Восемь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось семь.
Семь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось шесть.
Шесть тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось пять.
Пять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось четыре.
Четыре тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось три………
«Твои пальчики»
Этот пальчик — самый большой.
Самый веселый, самый смешной!
(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)
Этот пальчик — указательный.
Он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь
указательным пальцем.)
Этот пальчик средний,
Ни первый, ни последний.
(Отгибаете средний палец.)
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
(Согните безымянный палец,
как будто он не хочет каши.)
Самый маленький — мизинчик,
Любит бегать в магазинчик!
(Оттопырьте мизинец, будто он
хочет убежать от остальных пальцев.)
«Мальчик-с-пальчик»
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
«Ладушки-ладошки»
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки,
Где вы бывали? Много ль работали?
Четверо братцев, высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
« Сорока-ворона»
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.
«Пальчики»
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
«Семья»
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в
определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного,
затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама,
Это — я,
Это — бабушка моя,
Это — папа,
Это — дед.
И у нас разлада нет.
«Шалун»
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому — не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
«Белочка»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.
«Hу-ка, братцы, за работу!»
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому — дрова рубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить.
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
* * *
Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папочка,
этот пальчик – мамочка,
этот пальчик – я
Это вся моя семья
* * *
Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Этот пальчик крепко спит и всем деткам спать велит
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора
* * *
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот — резал.
Этот — ел.
Ну, а этот — лишь глядел!
* * *
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: «Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!»
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.
* * *
Загибаем пальчики, по порядку начиная с мизинчика:
— Этот пальчик маленький.
— Этот пальчик слабенький.
— Этот пальчик длинненький.
— Этот пальчик сильненький.
— Ну, а это-толстячок.
— А все вместе кулачок.
Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинчика на каждую новую строчку стихотворения.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел —
Оттого и потолстел!
* * *
Раз, два, три, четыре, пять!!! (Возьмите ручки ребенка в свои, и, хлопая ими в ладоши, рассказывайте)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик по дорожке, (взрослый загибает поочередно пальчики малыша)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно воротился.
* * *
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял
Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал
Этот толстый поросёнок лежебока и нахал
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал
По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.
* * *
Это большой пальчик,
Он, как толстый мальчик,
Десять порций каши съел,
Оттого и растолстел.
Это пальчик — указательный,
Он самый внимательный,
Всё увидит, но не скажет,
Только в сторону покажет.
Средний пальчик – это вот,
Он в серёдочке живёт.
А другому пальчику
Имени не дали,
Потому и безымянным
Его все прозвали.
Ну а этот пальчик —
Маленький мальчик,
Мизинец называется —
На нём рука кончается.
* * *
Первый пальчик — подержи, (хватаете за большой пальчик)
Второй пальчик — покажи,
Третий пальчик— постучи,
Третий пальчик — поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.
* * *
Загибать или поглаживать пальцы
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей.
Эта птичка совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко.
Эта — зяблик.
Эта — стриж.
Эта — развеселый чиж.
Ну, а эта — злой орлан.
Птички, птички по домам!
Знакомство с названиями пальцев.
Где большой пальчик? (Из кулака показывается только большой палец.)
Где наш старший мальчик?
Вот я, здесь! (Палец сгибается – кивает. )
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо! (Кулак вместе с пальчиком качается из стороны в сторону.)
Где второй наш пальчик? (Из кулака показывается только указательный палец.)
Где второй наш мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где наш третий пальчик?
Где наш средний мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где четвертый пальчик?
Безымянный мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где же пятый пальчик?
Где наш младший мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где все наши пальчики?
Где все наши мальчики?
Вот мы, здесь!
|