В России с давних пор было принято с раннего возраста
учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как
"Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали
полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует
развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста
развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу
будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть
надпись: "Для развития мелкой моторики рук". Многие родители слышали об
этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это
необходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно
мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует
о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится
ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его
дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются
координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не
только для выполнения различных повседневных действий, но и для
стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте
Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:
• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время
происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется
словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при
условии развитой мелкой моторики);
• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В
этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и
т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка.
Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;
• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1
года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться,
есть и выполнять гигиенические процедуры.
Рекомендации для родителей
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики
регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического
развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения
выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением
какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение
пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После
освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению
более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите
малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и
физическим состоянием.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от О до 2 лет
1. "Сорока-белобока"
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и
говорит: "Сорока варит кашу". Затем малыш сам начинает водить пальчиком
по ладошке. Усложняем игру: на фразе "этому дала" взрослый поочерёдно
пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: "А этому не дала".
Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: "Ты воды не носил..." и
т. д.
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала,
Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: "Ты воды не носил,
Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего". 
2. "Ладушки-хлопушки"
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко. 
3. "Ладушки"
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.)
Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
(Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу —полетели!
На головку сели.
(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их "домиком" на голову.) 


4. "Домик"
Это домик.
(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.
(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.
(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.) 

5. "Прятки"
В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся,
(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закры-ва-ют-ся.
(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
6. "Зайчики"
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять...
(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.
(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)
Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак.) 
7. "Здравствуй, пальчик"
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.
Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой. 
8. "Сильные пальчики"
Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону. 
|