Цель: развитие чувства взаимопомощи, создание коллектива.
Возраст: 2–4 года.
Оборудование: карточки с изображениями ягод
(клубники, малины, смородины черной и красной, крыжовника, винограда),
карточки с изображением фруктов (яблока, груши, сливы, абрикоса, банана,
апельсина), небольшой колокольчик, 2 длинные веревки.
Ход игры: веревки сложить кольцом на полу– они
будут имитировать корзины. В игре участвуют 10–12 человек. Воспитатель
говорит: «Посмотрите, дети, какие красивые, большие корзины у нас стоят в
комнате (показывает). Это корзины для фруктов и ягод. А игра называется
„Ягоды и Фрукты". Сегодня мы с вами сами будем „ягодами", и „фруктами".
Педагог раздает детям карточки и просит сесть на свои грядки в игровом
зале, кому где нравится. При этом он напоминает, что нужно играть
дружно, не ссориться из-за места или из-за карточек: „Ребята, вы же
видели, как ягоды висят на кустиках и какие фрукты растут на деревьях?
Они никогда не ссорятся, потому что они знают, что места хватит для
всех. Ягодки и фрукты знают, что они все нужны и все важны людям. А
теперь скажите, кто из вас ягодки?" Дети говорят и показывают карточки,
воспитатель смотрит, правильно ли все ответили. Если дети ошибаются,
воспитатель подсказывает детям и просит назвать, у кого какая ягода.
Такие же действия проводит с фруктами. Далее он говорит: „Теперь я вижу,
где у нас растут ягодки, а где – фрукты. А теперь, Ягодки и Фрукты, вы
должны найти свои корзины". Если увидите, что на ней наклеена ягодка, то
аккуратно перелезайте в эту корзину, а Фрукты ищут свою корзину и тоже
перебираются туда. Не торопитесь, места там хватит всем». Дети
перебираются в корзины. Затем воспитатель говорит: «А сейчас, ребята,
будьте внимательны. У меня есть колокольчик (показывает). Он зазвонит, и
вы снова должны будете вернуться на грядки. Можете выбрать себе другие
места на грядке. Только не толкайтесь, вы же дружные Ягоды и Фрукты».
(Звонит колокольчиком, дети вылезают из корзин и усаживаются кто куда,
«на грядки».) Педагог обходит каждого ребенка, собирает карточки, затем
перемешивает и раздает заново. «Сейчас снова зазвенит колокольчик, и вы
должны будете вернуться в корзинки: Ягодки к ягодкам, а Фрукты сядут в
корзину с фруктами». (Звенит колокольчик, дети идут со своих «грядок» к
корзинам.) Важно снова обращать свое внимание и внимание детей на
дружелюбное отношение друг к другу, помогать и побуждать детей к этому,
чтобы тоже помогали друг другу, если нужно, поддерживали за руку,
особенно мальчики – девочек. Так игра повторяется несколько раз. Нужно
чаще хвалить малышей за дружно сыгранную игру. Если это детский
праздник, то можно угостить всех фруктами, а ягодами можно угостить
позже, за столиками (в детском саду), если в гостях – за столом.
Примечание: по такому же принципу можно провести
игры: «Фрукты и Овощи». Для более старших детей можно подобрать
четверостишия или небольшие стихи, характеризующие именно этот фрукт,
ягоду или овощ. Например,
Огурец:
Я зеленый огурец, Я хрустящий молодец, Свежий и полезный. В общем, всем известный.
Малина:
Я душистая малина И всем вам необходима: Здоровья всем дающая, Я жаропонижающая.
Яблоко:
Я яблоко зеленое, Есть у меня сестрички: Желтое и красное, Не хуже, чем клубнички.
Важно, чтобы игра проходила интересно. Можно добавить
музыкальное сопровождение или песни, чтобы была веселая, дружеская
атмосфера.
|