Игра "Жмурки"
Цели:
- устранение страха неожиданного воздействия;
- уменьшение страхов темноты и замкнутого пространства.
Подготовка: реквизиты после предыдущей игры не убираются. В комнате создается полумрак.
Правила:
- Участникам нельзя под угрозой вывода из игры подавать
признаки жизни: двигаться, шумно дышать, стучать от страха зубами. Тем
более нельзя говорить, хлопать в ладоши, это категорически запрещено.
Нужно застыть, как бы приклеиться к площадке, но можно приседать,
изворачиваться, не сходя с места.
- Вариативность поведения "исчезнувших" (т. е. уже узнанных водящим и
выбывших на время участников игры) предполагает попытки испугать
водящего, перейти от страха к агрессии: например, хлопнуть над ухом
водящего, набросить на него покрывало или свистнуть, ударить в барабан.
Для водящего это тяжкое испытание, поскольку при этом он не должен
дрогнуть, наоборот, воспользовавшись случаем, может тут же найти
"злоумышленника". Так проигрывается ситуация риска – можно испугать,
будучи агрессивным, но возрастает опасность попасться, быть обнаруженным
и выведенным из игры. С одной стороны, подобные реакции полезны для
неуверенных в себе детей с неврозом страха; с другой – нужно быть
готовым нести ответственность за такой "проступок".
- При смене водящего участникам нужно каждый раз искать себе новое
место на игровой площадке, т. е. стоять не там, где они были раньше.
- Запрещается стоять рядом родителю и ребенку: они должны быть
разделены игровым пространством, т. е. каждый отвечает за свою личную
безопасность. Это может стать первым опытом преодоления невротической
привязанности и зависимости, как правило, основанных на чрезмерном
количестве страхов и тревог. Дети в возрасте 3–5 лет часто не
желают оставаться без матери ни на минуту, а сама мать панически боится
отсутствия чада даже в течение нескольких минут. В этом случае
приходится уступать: ребенок и мать остаются рядом, но когда рано или
поздно ребенок сам становится водящим, то им приходится разделиться.
- Узнанный участник выходит из игры и садится на штрафную скамейку –
стулья, стоящие вне игрового пространства. Выбывший играет роль
контролера, без слов подталкивая водящего в нужном направлении, когда
тот оказывается за пределами игровой площадки.
Ход игры:
Участники игры замирают в разных местах комнаты, не подавая признаков
жизни. Задача водящего (первым выбирается педагог-психолог) – с
завязанными глазами отыскать всех игроков и узнать их, не снимая
повязки.
Игру можно усложнить: например, взрослые могут накрыться простыней и
встать вдвоем. В таком случае водящему нужно будет опознавать их обоих.
Достижения детей всячески поощряются. Подчеркивается (в форме
внушения), что при страхе, отказе и неуверенности подобные результаты
были бы невозможны. В этом случае все произошло наоборот – решимость и
настойчивость преодолели страх и привели к успеху. Эти слова
сопровождаются соответствующими репликами, возгласами, рукопожатиями. И
даже если ребенок кого-то не нашел, все равно он остается доволен, ведь
ему уделяется столько внимания.
Длительность игры: до 30 мин. |