Цель: выявить в коллективе типы личности детей для формирования учебных групп с учетом психологических особенностей личности.
Ход игры:
Дать детям несколько заданий на определение психологических функций.
1.Нарисовать:
дом; 5 предметов или живых существ; портреты своих друзей и свой
собственный; несуществующее фантастическое животное и придумать его
название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были
похожи на уже существующие в природе.
У интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества.
Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.
Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.
Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.
Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди
и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.
2. Придумать:
известны первая и последняя буквы неизвестного слова. Нужно заполнить
пропущенные буквы, чтобы получилось это слово. Составить рассказ из
слов: поле, лес, солнце, птицы, трава, звери (5-10 предложений).
Раздать листки с кляксами каждому участнику игры. Каждый должен написать
на листке, что он видит в кляксе. (Чем больше названий, тем лучше).
Хорошие литературные способности, как правило, заложены в детях с
развитой интуицией, которая способствует богатому воображению. Любимой
темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения.
Логики отдадут предпочтение описанию каких-либо предметов или явлений.
3.Сыграть:
предлагается подвижная игра «Постройте самолет». Каждая микрогруппа
должна построить самолет из числа участников. Фигура самолета может быть
любой по желанию составляющих его детей (с крыльями, без крыльев, с
одним или несколькими моторами, с хвостом или без него). Дается полный
простор фантазии.
В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя
экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты —
сдержанные и недемонстративные. Наиболее оригинальные и разнообразные
предложения выдвигают дети с развитой интуицией.
4. Выбрать понравившуюся фигурку:
каждый игрок должен выбрать одну фигурку из четырех предложенных: квадрат, треугольник, круг и зигзаг.
В игре с геометрическими фигурками треугольник обычно выбирают сенсорные
дети - с лидерскими задатками, властные и уверенные в себе; квадрат -
логически мыслящие дети, уважающие порядок и дисциплину, подвергающие
все строгому анализу, сдержанные в чувствах, рассудочные; круг - дети с
этическим типом характера — ласковые, открытые, легко входящие в контакт
с окружающими, первыми идущие к примирению; зигзаг - интуитивные дети с
творческим, неординарным мышлением, поступки которых часто
непредсказуемы для окружающих.
5. Перечислить как можно больше любимых блюд.
Еда и ее вкусовые качества очень интересуют сенсориков и часто бывают
главной темой их разговоров. Они лучше ориентируются в качестве
продуктов и их разнообразном ассортименте.
О рациональности детей можно судить, наблюдая их склонность во всех
занятиях доводить начатое до конца. Иррациональные дети чаще склонны
переключать внимание и отвлекаться на новые занятия, не закончив
прежних. Рационального ребенка трудно переубедить в чем-то, заставить
изменить свое мнение.
Иррационалы могут сами легко менять свои убеждения по ходу игры или занятий.