Под окружающей средой ребенка в данном
случае подразумевается помещение группы
(игровая, спальная, умывальная и др. комнаты),
помещения детского сада (медицинский кабинет,
кухня, музыкальный зал, спортивный зал и прочее),
взрослые, работающие в саду (медсестра, повар,
кастелянша, преподаватели и др.), и дети,
посещающие другие группы.
Начинать надо, естественно, с группы. Показав
детям все уголки группы, рассказав об их
назначении, правилах поведения в различных
помещениях группы, можно и поиграть.
НАЙДИ ИГРУШКУ
Ведущий (сначала воспитатель, потом —
дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном
из ее помещений, после чего предлагает остальным
найти ее. Сначала ее найти не так сложно,
например:
«Игрушка лежит на подоконнике в приемной
(раздевалке)». Затем — сложнее: «Игрушка лежит в
спальной комнате, под подушкой на Надиной
кровати».
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что
она там делала (собиралась на прогулку, спала и
т.д.).
Можно загадывать местоположение игрушки иначе:
через функцию помещения («Моет посуду»), через ее
действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т.д.
Освоив группу, можно переходить к более тесному
знакомству с детским садом и его работниками.
Начинать лучше с экскурсий по саду
(целесообразней организовывать тематические
экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в
кабинет заведующей и т.д.), знакомиться с людьми,
работающими там.
ЧЬИ ВЕЩИ?
Цель: закрепить имена
работников детского сада.
Для этого необходимо заготовить
атрибуты различных профессий (градусник —
медсестра, половник — повар, стиральный порошок
— прачка, гармошка — музыкальный работник
и т.д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу
приходили разные люди и все они забыли
какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь
разобраться — сам он не помнит, где чье.
Дети должны не просто назвать профессию, но и
назвать имя хозяина этой вещи. Например: «Этот
градусник оставила Вера Александровна, наша
медсестра».
Когда все вещи будут опознаны, можно их раздать
детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее
хозяина), которые должны сыграть роль: медсестра
измерит детям температуру, прачка постирает
кукольную одежду, повар сварит и угостит всех
вкусной кашей и т.д.
КАК ПРОЙТИ?
Цель: помочь детям
ориентироваться в детском саду, правильно
находить то или иное помещение.
Как и в предыдущей игре, вариантов
может быть множество — это зависит от количества
специальных помещений (например, кабинет
логопеда, хореографический зал, изостудия,
физиокабинет, кабинет психолога и т.д.) и, конечно,
от вашей фантазии.
Ниже приводится примерная схема такой игры.
Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки
заболели ушки. Что ему надо делать? — Пойти к
врачу. Но Степашка не знает, где находится
медицинский кабинет, надо ему помочь. Сначала
дети должны описать путь до кабинета: выйти из
группы, спуститься на первый этаж, свернуть
налево, пройти по коридору, первая дверь налево —
медицинский кабинет (возможно, дети не сразу
усвоят понятия «налево — направо», хотя,
безусловно, этому надо учить; тогда можно
ориентироваться на какие-то предметные признаки:
после нарисованного волка свернуть, на двери
медкабинета нарисован красный крест и пр.) и
обратно. После этого двум-трем детям
предлагается «проводить» Степашку к врачу
(естественно, медработники предупреждены о
предстоящем визите «делегации»). Вылеченный
Степашка (как доказательство — забинтованные
уши) благодарит детей за помощь и передает от
врача пожелание не болеть и витаминки для всех
детей.
Примерно так же можно «постирать» платьице для
куклы Кати, взять интересную книжку у методиста и
т.д.
|