«Садовник»
Для детей младшего и среднего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Все остальные берут листочки и ручки, чтобы записывать свои ответы. Ведущий называет страну.
Игроки должны внимательно слушать ведущего и записывать,
какие растения произрастают в той или иной стране. Победителем будет
тот, у кого больше правильных ответов.
Игру можно разнообразить. Вместо растений можно записывать названия животных.
Самый внимательный читатель
Для детей среднего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Все остальные берут листки бумаги и
ручки. Ведущий называет названия книг, сказок, а игроки должны написать
на листочке всех героев, которые есть в той или иной книге или сказке.
Победителем будет тот, кто назовет правильно больше всех персонажей того
или иного произведения.
Один, два, три
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Он начинает считать вслух: «Один,
два, три…» и далее. Считать он может, например, до ста или около этого.
Игроки должны внимательно наблюдать за ним.
Дело в том, что при счете ведущий намеренно пропускает
некоторые цифры. Задача игроков – внимательно следить за счетом, чтобы
впоследствии определить, какие именно цифры пропущены. Победителем будет
тот, кто правильно назовет все пропущенные цифры.
Найди ошибку
Для детей среднего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Он должен произносить вслух
определенные слова. Но некоторые из них он будет произносить
неправильно: например, не там поставит ударение или пропустит букву.
Например, слово «внимательный» он произнесет так: «внимательный», то
есть «забудет» мягкий знак. Задача всех участников игры – следить за
ведущим, чтобы впоследствии назвать все его ошибки. Победителем в игре
будет тот, кто назовет больше ошибок.
«Земля, воздух, вода»
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Он называет животных, птиц, рыб.
Задача участников игры – сказать, где водится названное животное, то
есть – на земле, в воде или в воздухе. Все это должно происходить
следующим образом: ведущий говорит, например: «Сайгак!», обращаясь к
кому-нибудь из игроков, и тот должен быстро сказать: «Земля!», потому
что сайгак живет на земле. Ведущий называет: «Скат!» и обращается уже к
другому. Тот должен быстро ответить: «Вода!», потому что скат живет в
воде. Так проходит игра.
За каждый быстрый и правильный ответ игроку
засчитывается очко, а если игрок замешкался или не успел ответить
правильно, очко у него вычитается. В конце игры подсчитывается общий
результат. Победителем будет тот, у кого больше очков.
«Земля, воздух, вода, огонь»
Для детей среднего школьного возраста.
Выбирают ведущего. Игроки встают в круг. Ведущий берет в
руки мяч, который он будет бросать кому-нибудь из игроков, называя
какую-то природную стихию: землю, воздух, воду или огонь.
Когда ведущий говорит: «Вода», игрок, поймавший мяч,
должен быстро назвать какую-нибудь рыбу или морское животное, иначе он
выйдет из игры.
Если ведущий произносит: «Земля», игроки называют
какое-нибудь животное, при слове «воздух» – птицу. Услышав слово «огонь»
и летящий в его сторону мяч, игрок должен отбить его обратно ведущему.
Если он этого не сделает, значит выходит из игры. Победителем будет
последний игрок, оставшийся в игре.
«Назови песню»
Для детей среднего и старшего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Он должен называть какие-то слова.
Задача участников игры – вспомнить песню, в тексте
которой есть названное слово. Например, ведущий говорит: «Девочка!».
Кто-то вспоминает песню: «То ли девочка, а то ли виденье».
За каждый быстрый и правильный ответ засчитывается очко.
За каждый неправильный ответ засчитывается штрафное очко. В конце игры
победителем будет тот, кто наберет больше очков.
«Лучший слушатель»
Для детей младшего и среднего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Он читает вслух. Каждый игрок берет
ручку и листок бумаги. Задача – внимательно слушать ведущего и
записывать на листок все существительные, которые встретятся в
прочитанном отрывке. Ведущий может читать отрывок из любой книги,
желательно интересный и увлекательный эпизод, чтобы всем было интересно.
Победителем будет тот, кто больше напишет существительных из
прочитанного отрывка.
Игру можно разнообразить – вместо существительных игроки
должны записать глаголы, потом прилагательные, можно выбирать даже
предлоги. Такая игра развивает внимание, что обязательно пригодится на
школьных уроках.
Скоростное чтение
Для детей младшего и среднего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Он начинает читать любой текст.
Сложность в том, что читать придется особым образом.
Поэтому желательно подготовиться заранее – написать текст на бумаге, не
делая между слов промежутков и исключив знаки препинания. Это первая
ступень подготовки текста. Далее ведущий должен разбить текст по своему
усмотрению, чтобы слова выглядели совсем по-другому. Разумеется,
ударение он также может ставить по своему усмотрению.
Например, ему нужно прочитать общеизвестное стихотворение про елочку. Сначала нужно написать текст без промежутков, то есть:
«В лесу родилась елочка
в лесу она росла
зимой и летом стройная
зеленая была
метель ей пела песенку
спи елочка бай-бай
мороз снежком укутывал
смотри незамерзай
трусишка зайка серенький
по делочкой скакал
порою волк
сердитый волк по лесу пробегал».
Потом текст нужно совершенно произвольно разделить на слова. Выглядит это примерно так:
«В лесу родилась елочка
в лесу она росла
зимой и летом стройная зеленая была
метель ей пела песенку
спи елочка бай-бай
мороз снежком укутывал
смотри не замерзай
трусишка зайка серенький
под елочкой скакал
порою волк сердитый волк
по лесу пробегал».
При чтении подобной абракадабры ударение можно ставить
так, как хочется. Задача участников игры – внимательно прослушать
отрывок и определить, что же это такое. Чтобы легче было отгадать, им
лучше записывать на бумаге отдельные слова, чтобы потом посмотреть на
них и догадаться, каким текст был в первоначальном виде. Тот, кто
правильно и быстро догадается, будет победителем в этой игре.
«Фигуры»
Для детей младшего и среднего школьного возраста.
Выбирают ведущего. Он должен внимательно посмотреть на
обстановку комнаты и нарисовать на бумаге какую-то фигуру.
Геометрическая фигура должна символизировать какой-нибудь из предметов в
комнате, значит нужно рисовать, передавая ее контур.
Игроки, внимательно посмотрев на рисунок, должны
догадаться, какой предмет зашифрован в этом рисунке. Тот, кто быстрее
даст правильный ответ, получает очко. В конце игры подсчитываются
результаты. Победителем будет тот, кто наберет больше очков.
Сколько в слове слогов
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выбирают ведущего. Он называет слова, а остальные должны
внимательно прислушиваться к каждому слову. Задача участников игры –
быстро сказать, сколько слогов в том или ином слове. Тот, кто быстро и
правильно отвечает на вопрос, получает очко. Кто ошибется – получает
штрафное очко. В конце игры победителем будет тот, кто наберет больше
очков при минимальном количестве штрафных.
Самая быстрая команда
Для детей среднего и старшего школьного возраста.
Выбирают ведущего, а все остальные разделяются на две
команды. Обе команды должны встать в ряд. Потом все игроки должны
рассчитаться по порядку, каждому будет принадлежать какой-то номер.
Ведущий должен назвать какой-нибудь номер, игроки обеих
команд, носящие указанный номер, должны обежать всех присутствующих и
встать на место. После этого называется еще какой-нибудь номер. И бегут
другие. Выиграет та команда, игроки которой не пропустят ни одного
номера и будут быстрее возвращаться на свое место.
Высоко и низко
Для детей дошкольного возраста.
Выбирают ведущего. Остальные встают рядом и вытягивают
руки в стороны. Ведущий говорит: «Высоко!», и все должны встать на
носки, подняв руки вверх.
Если ведущий говорит: «Низко!», все игроки должны
присесть и руками коснуться земли. Сам ведущий может стараться запутать
игроков, то есть сказать, например: «Высоко!», а сам при этом присядет и
руками коснется земли. Или, наоборот, скажет: «Низко!», а сам поднимет
руки вверх и встанет на цыпочки. Игрок, который ошибется, выходит из
игры. Играют до тех пор, пока не останется последний игрок. Он считается
победителем.
«Назови предмет»
Выбирается судья, а остальные должны взять листки бумаги
и карандаши. За определенный промежуток времени, например за десять
минут, на листке нужно переписать предметы, которые находятся в комнате,
но в строго алфавитном порядке, при этом желательно использовать как
можно больше букв алфавита. Судья проверяет записи каждого игрока.
Победителем будет тот, кто назвал больше предметов.
Повторение
Для детей среднего школьного возраста.
Выбирают ведущего. Он называет разные слова. Все
остальные должны молчать и внимательно следить за ведущим. Как только он
скажет: «Повтори», все остальные должны быстро повторить слово, которое
только что сказал ведущий. Например, он говорит: «Пешка, компьютер,
рубин, скат, рыцарь, книга, олень, мокрица. Повтори!»
Игроки должны повторить последнее слово, то есть в
данном случае это будет слово «мокрица». Ведущий внимательно следит за
игроками. Тот, кто неправильно называет слово или не повторит его
вообще, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется
последний участник – самый внимательный.
«Что это было?»
Для детей младшего и среднего школьного возраста.
Игроки делятся на две команды. Они подбирают различные
тексты – стихотворение, отрывок из книги, из газеты, инструкция или
что-то еще. Одна команда читает другой свой текст, но наоборот – с конца
к началу. Читать нужно быстро и без запинок. Другая команда должна
угадать, что именно им читают, и перевести прочитанное на нормальный
язык.
* * *
Во все времена люди стремились стать как можно
внимательнее. Это очень полезное качество, нужное человеку в самых
разных ситуациях. Его можно и нужно развивать с детства. Внимательный
школьник никогда не получит плохих оценок на уроках. Кроме того, он
подмечает красоту окружающего мира, значит жизнь его становится намного
интереснее и ярче.
Предлагаем вам игры, направленные на развитие внимания.
Благодаря им вы сможете хорошо провести время, повеселиться и
посмеяться, а также определить, кто из вас наблюдательнее и
внимательнее. А если вы регулярно будете играть в такие игры, то,
несомненно, станете намного внимательнее. И сами увидите, насколько вам
поможет это качество. Итак, приятного вам времяпрепровождения!
Слова наоборот
Для детей среднего школьного возраста.
Каждое слово можно произнести наоборот, если прочитать
его с конца. Иногда получаются достаточно интересные сочетания. И данная
игра поможет значительно развить внимание.
Выберите ведущего. Он называет какое-то слово, а
остальные должны быстро произнести слово наоборот. Например, ведущий
говорит: «Школа», кто-то должен быстро произнести: «Алокш». Ведущий
продолжает: «Стол», кто-то из игроков говорит: «Лотс»; ведущий
произносит: «Богатство», игроки отвечают: «Овтстагоб». Тот, который
первым правильно прочитал слово наоборот, получает очко. Если слово
названо неправильно, засчитывается штрафное очко. В конце игры
подсчитываются общие итоги. Побеждает тот, у кого больше очков при
наименьшем количестве штрафных.
Можно играть по-другому. Ведущий называет слово наоборот, а играющие должны сказать его в нормальном виде.
Например, в ответ на «арги» они произносят – «игра»,
«игьнед» значит «деньги» т. д. За каждый правильный ответ засчитывается
очко, за неправильный – либо штрафное, либо вычитается одно очко.
Победителем будет тот, кто наберет больше очков. Эта игра великолепно
развивает внимание, она же сумеет повеселить всех забавными словами,
которые получаются в результате их прочтения задом наперед.
Отгадать слово
Для детей среднего и старшего школьного возраста.
Для игры надо 5—8 человек. Один из них выходит за дверь,
а ведущий называет любое слово. Игроки придумывают предложения, в
которых оно обязательно должно содержаться.
Игрок возвращается в комнату и по выбору просит кого-то
из остальных участников назвать придуманное предложения. Он внимательно
прислушивается и определяет, какое слово было задумано.
Ам
Эта игра на внимательность для самых маленьких. К тому же она еще и повышает реакцию.
Дети кладут свои указательные пальцы на ладонь
взрослому, а тот через какое-то время неожиданно сжимает ладонь в кулак.
Те игроки, которые не успеют убрать свои пальцы, проигрывают.
Если проигравших несколько, игра повторяется с теми, кто не успел убрать пальцы.
Краски
Для детей дошкольного возраста.
Эта игра на внимание учит названиям красок. Участвуют
примерно десять человек, но можно и больше. Перед началом выбирают
«сапожника», «портного» и «ткача». Они должны выйти из комнаты.
Дети решают, какими красками они будут. Затем в комнату
возвращаются вышедшие. Они спрашивают: «Краски есть?» Дети отвечают:
«Есть» и спрашивают: «А какие вам нужны?»
Начинает «портной». Он говорит: «Мне голубую». Выходит
голубая краска и идет на службу к «портному». Затем «ткач» говорит: «Мне
нужна зеленая краска». Выходит тот, который назвался зеленой краской, и
идет на службу к «ткачу».
Если же названных красок нет, дети так и отвечают.
Ремесленники разбирают краски поочередно, и у кого впоследствии окажется их больше, тот считается победителем.
Фрукты
Для детей дошкольного возраста.
Игра на внимательность, помимо прочего, развивает ловкость, учит детей названиям фруктов.
Участвуют сколько угодно игроков. Все ребятишки, кроме
одного, садятся в круг на стулья, а один выполняет роль покупателя. Он
выходит из комнаты, остальные же выбирают себе названия фруктов.
«Покупатель» входит в комнату и говорит: «Я пришел с
рынка, купил яблоко и грушу.» Игроки, которые назвались «яблоком» и
«грушей», должны при этом поменяться местами. В тот момент, когда они
будут это делать, «покупателю» надо постараться усесться на место одного
из этих игроков. Если ему это удается, оставшийся «фрукт» становится
новым «покупателем». Далее сцена повторяется.
О длительности игры можно договориться заранее.
Играть можно до тех пор, пока не надоест.
«Конь ретивый»
Для детей среднего и старшего школьного возраста.
Соберите примерно 7—10 человек. Выбирается ведущий. Все желающие играть должны встать перед ним полукругом.
Ведущий трясет кулаками перед собой и говорит:
«Идет-бредет, идет-бредет». Все повторяют слова и движения ведущего, а
он через какое-то время неожиданно говорит: «Коза с рогами!» Игроки
должны при этом выставить вперед пальцы.
Если же ведущий назвал другое животное, у которого нет
рогов, пальцы выставлять не следует. Тот, кто ошибся, должен выйти из
игры. Победителями считаются игроки, оставшиеся в игре дольше всех. Игра
может продолжаться так долго, как этого захотят ребятишки.
Ручки
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Помимо внимания, эта игра развивает координацию
движения. Участники встают полукругом перед ведущим, которого следует
выбрать заранее. Ведущий дает команду: «Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!» –
и так далее.
Когда он говорит: «Ладонь!», дети должны направить кисть
одной руки вверх, при этом ладонь должна быть выпрямлена, а в ее
основание должны упираться пальцы второй выпрямленной руки. Когда
ведущий дает команду: «Кулак!», игроки должны одну руку сжать в кулак, а
в его основание должны упираться выпрямленные пальцы второй руки.
Ведущий постепенно увеличивает темп команд, а те из
игроков, кто сбился, выбывают. Победителем считается тот, кто остался в
игре последним.
«Тропинка»
Для детей среднего школьного возраста.
Всем желающим необходимо разделиться на две команды и выбрать ведущего.
В начале игры все становятся перед ведущим и маршируют.
Через какое-то время ведущий говорит: «Тропинка!», и игроки одной
команды должны встать друг за другом, положить руки на плечи впереди
стоящего и присесть, наклоняя головы вниз.
Ведущий может сказать: «Команда!» В этом случае все играющие в одной команде собираются в круг, соединив поднятые руки сверху.
Если ведущий командует: «Кочки!», все приседают, наклоняя голову и прикрыв ее руками.
Ведущему необходимо отмечать, кто из участников выполняет задание быстрее и складнее. Эти игроки получают очки.
Победившей считается команда, набравшая больше очков.
«Горячий мячик»
Для детей среднего и старшего школьного возраста.
Игра способствует не только развитию внимания, но и скорости движения. В качестве инвентаря используется обыкновенный мяч.
Выбирается ведущий, который становится спиной к
играющим, а они образовывают круг, взявшись за руки. Затем ведущий дает
какой-либо сигнал, и игроки должны передать мяч по кругу по часовой
стрелке. Через некоторое время ведущий говорит: «Стоп!». Тот, у кого в
этот момент в руках окажется мяч, выбывает из игры.
Когда из всего круга останутся только два участника, они
встают друг перед другом и по сигналу ведущего начинают передавать мяч
друг другу. Когда прозвучит команда: «Стоп!», победит тот игрок, у
которого в руках не будет мяча.
«Что не так?»
Для детей среднего школьного возраста.
Игра способствует развитию внимания, к тому же наверняка
покажется чрезвычайно увлекательной. Заключается она в следующем.
Ведущий заранее готовит рисунок, в котором сознательно допускает
несколько ошибок. Игроки должны эти ошибки назвать, для чего рисунок
пускается по кругу, и каждый находит по одному несоответствию.
Ошибки следует делать не слишком заметными, но в то же время понятными для детей.
Найди такой же
Эта игра на внимание рассчитана на самых маленьких.
Кто-то из взрослых предлагает малышу выбрать из 5—6 кубиков те, которые
имеют схожие признаки с кубиком, находящимся в руках у другого малыша.
Этими признаками могут быть цвет, размер, форма, рисунок.
Далее количество предметов увеличивается, и игра тем самым усложняется.
Повтори!
Для детей среднего школьного возраста.
Два игрока встают лицом друг к другу на некотором
расстоянии. Один из них совершает любые движения, а другой должен их в
точности повторить. Сначала лучше делать не слишком сложные упражнения, а
затем постепенно усложнять их. Можно ввести и дополнительное правило:
повторять не только движения тела, но и меняющееся выражение лица.
Повторение движений
Для детей младшего и среднего школьного возраста.
Игроки встают вокруг ведущего. Он подходит к любому из
ребят и делает какое-нибудь движение. Его должен повторить и игрок,
которого он удостоил вниманием.
После этого уже два человека – игрок и ведущий –
подходят к следующему игроку, и таким образом игра продолжается.
Постепенно образуется колонна, возглавляемая ведущим.
Игроки двигаются строем, а когда ведущий дает команду,
они должны как можно быстрее образовать круг. При этом каждый старается
занять свое прежнее место. Тот игрок, которому места не достанется,
становится новым ведущим.
Играть можно до тех пор, пока не надоест. Победителем считается тот, кто ни разу в течение игры не станет ведущим.
|