Эта игра позволит детям не только вжиться в заданную
роль, но и получить основные знания, необходимые при эвакуации во время
пожара, то есть научит сплоченности и взаимопомощи. По этой причине игру
лучше всего проводить в школе.
Играющие распределяют между собой следующие роли:
«директора» и «завуча», которых необходимо будет спасать; «учителя
физкультуры», имеющего большой рост; «уборщицы» – женщины средних лет,
но постоянно сгорбленной; «дворника» – дедушки, прихрамывающего на одну
ногу; «лохматого ученика Вовочки», наряженного в парик, закрывающий
глаза; «первоклассника», бегающего по школе на деревянной лошадке;
«девочки с длинной косой», тянущейся по полу; «спортсменов» – мальчиков в
ластах и с лыжами на ногах; «девочки Сони», делающей все очень
медленно, со связанными вместе ногами; «девчушки-поскакушки», постоянно
подпрыгивающей и приплясывающей, а также любых других школьных
персонажей.
Каждый игрок самостоятельно вживается в новый образ:
изготавливает себе маску или костюм, выбирает аксессуары. После этого
все играющие делятся на две команды, которые и будут соревноваться.
Ведущий объясняет детям, что в школе на некоторое время
устанавливается длинная перемена, и за это время двое
хулиганов-мальчишек решают устроить пожар. Такое безобразие им удается.
Задача играющих – эвакуироваться самим и помочь сделать это другим. При
этом каждый должен помнить о своей роли. Нескольким взрослым придется
следить за ходом игры и делать пометки, кто из игроков и какую ошибку
допустил.
Сама игра проводится поэтапно. И первый ее этап
называется «тревога». Задача заключается в том, чтобы сообщить о пожаре.
Для этого на первом этаже школы устанавливается «место пожара» – это
может быть любой предмет красного цвета: флажок, мяч, кубик. На
последнем же этаже ставятся два стула, на которых будут восседать
«директор» и «завуч», которых обязательно потребуется спасти. От «места
возгорания» до «трона» через различные лестницы должно быть примерно
одинаковое расстояние.
По жребию из каждой команды выбираются пять-шесть
игроков, которые должны будут доставить «весть о пожаре» всем
присутствующим в школе. Эти игроки выстраиваются по намеченной дороге на
одинаковом расстоянии, в зависимости от размера здания. По сигналу
ведущего стоящие возле «огня» персонажи берут по конверту, в которых и
находится сообщение о пожаре, и, добежав до следующего игрока, передают
послание ему. Тот направляется к следующему в цепочке участнику, и так
до тех пор, пока письмо не достигнет «директора».
Но каждый участок пути состоит из различных препятствий,
и «гонцы» должны преодолеть их, учитывая особенности своей роли. То
есть если это «Соня», значит она может передвигаться, не отрывая ног от
земли, – вяло и сонно; если это «девчушка-поскакушка», ей надо все время
прыгать, независимо от задания, и так до самого конца. Следовательно,
«сонная девочка» будет пересекать лабиринт более длительное время, чем
кто-либо еще, а горы станут сложным препятствием для «уборщицы», которой
нельзя выпрямляться.
Препятствия же могут быть следующими: «река», «горы»,
«лес», «болото». Чтобы пересечь «реку», необходимо, не разлив, пронести,
зажав в зубах, ложку с водой; чтобы перелететь «горы», нужно «додуть»
до следующего игрока воздушный шарик, следя, чтобы он не коснулся пола.
Касаться его чем-либо нельзя. Для преодоления «болота» следует идти
только по выложенным на полу отпечаткам следов, не наступая мимо них.
А «лес» представляет собой плутающую дорогу – лабиринт.
Эту роль может выполнить любая нить, причудливо разложенная на полу,
которую нужно всю пройти так, как она уложена. Длина нити для обеих
команд должна быть одинаковой.
Второй этап игры носит название «спасение „директора" и
„завуча"». После доставки письма играющие начинают придумывать способ
эвакуации «руководителей». При этом одна команда спасает «завуча», а
вторая – «директора». Передвигаться самостоятельно этим героям нельзя.
То есть игроки могут переносить их, используя кусок плотной ткани, – как
на носилках. Все препятствия как были, так и остаются прежними. При
пересечении «реки» все игроки держат ложки с водой, при прохождении
«леса» все наступают только на нить и следуют по ее очертаниям, и т. д.
Некоторые задания можно слегка облегчить или заменить.
Теперь в спасении участвуют только те игроки, которые не
занимались доставкой послания. Выигрывает команда, быстрее доставившая
письмо, а затем спасшая «главу» школы. Если при прохождении какого-либо
из препятствий допускается ошибка, команда возвращается к исходной точке
этого этапа и начинает все заново.
|