Цель: развивать кратковременную память, учить воспроизводить последовательность действий.
Оборудование: маски-шапочки или костюмы мышки, лягушки, зайца, лисички, волка, кабана, медведя, собаки.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в основе игры лежит украинская народная
сказка «Рукавичка». Предварительно педагог знакомит детей с украинской
народной сказкой «Рукавичка».
После прочтения воспитатель задает детям следующие вопросы:
– Назовите зверюшек, которые поселились в рукавичке?
– Кто первый нашел рукавичку?
– Кто прибежал после лисички (можно назвать любого персонажа)?
– Как еще можно назвать зайчика (по очереди перечисляются все герои сказки)?
Задача ребенка вспомнить вторые названия зверей:
мышка-поскребушка; лягушка-попрыгушка; зайчик-побегайчик;
лисичка-сестричка; волчок – серый бочок; кабан-клыкан;
медведюшка-батюшка.
После предварительной работы педагог предлагает детям
поиграть в эту сказку. Распределяются роли, в том числе роль деда,
потерявшего рукавичку, и его собаки. Задача детей – правильно
воспроизводить последовательность заселения в рукавичку и называть
двойные имена зверей. Фразы, не относящиеся к прямой речи детей,
воспроизводит воспитатель.
Содержание сказки. Шел дед лесом, а за ним бежала
собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в
эту рукавичку и говорит:
– Тут я буду жить.
А в это время лягушка – прыг-прыг! – спрашивает:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка-поскребушка. А ты кто?
– А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня!
– Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик, подбежал к рукавичке, спрашивает:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка. А ты кто?
– А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
– Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?
– А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
– Иди.
Вот их уже четверо сидят. Глядь – бежит волчок и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
– Кто-кто в рукавичке живет?
– Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
– А я волчок – серый бочок. Пустите и меня!
– Ну уж иди!
Влез и этот – уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись – бредет кабан:
– Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
– Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок – серый бочок. А ты кто?
– А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота!
– Тебе ведь и не влезть!
– Как-нибудь влезу, пустите!
– Ну что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что и не
повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке
подходит, ревет:
– Кто-кто в рукавичке живет?
– Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?
– Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!
– Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
– Да как-нибудь!
– Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот – семеро стало, да так тесно, что рукавичка
того и гляди разорвется. А тем временем дед хватился – нету рукавички.
Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала,
смотрит – лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
«Гав-гав-гав!» Звери испугались, из рукавички вырвались – да врассыпную
по лесу. Ну, дед пришел и забрал рукавичку.
Подобный способ развития памяти через драматизацию
литературных произведений может являться очень эффективным. Помимо
простого запоминания содержания, дети должны четко запомнить и
воспроизвести нужную последовательность действий.
Примечание: для детей 3–4 лет такой сказкой может являться русская народная сказка «Репка»; 4–5 лет – «Теремок» и др.
|