Цель: развитие образной памяти.
Оборудование: реквизиты для сюжетно-ролевых игр «дочки-матери», «детский сад», спортивный инвентарь, военные рубашки, пилотки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: игра предполагает большое количество
ролей. Перед персонажами поставлены различные задачи. Часть детей –
солдаты, 2–3 ребенка – командиры, 1 нарушитель границы, 2–3 девочки –
жены командиров, часть детей – их дети, 1 ребенок – воспитатель в
детском саду, возможны и другие роли. Необходима предварительная работа,
в ходе которой дети знакомятся с сюжетом игры, заучивают материал,
необходимый для проигрывания некоторых ролей, запоминают сказки.
Утро в военном городке. Командиры собираются на службу.
Их жены кормят мужей завтраком. Просыпается отделение солдат. Один из
них проводит зарядку (воспитатель заранее показывает этому ребенку
несколько упражнений, а затем в ходе игры следит за их правильным
выполнением). Командир отдает приказ заступить на охрану границы РФ. Два
солдата во главе со своим командиром охраняют границу (обходят
помещение по периметру). В это время с другой стороны появляется
нарушитель. Он идет очень тихо, прячась за деревьями. Но все равно
оставляет следы (можно вырезать из бумаги следы и оставлять их на полу).
Оставшиеся солдаты занимаются спортом, маршируют под песню (заранее
обговаривается песня, которую будут петь солдаты).
Нарушитель затаился, а пограничники увидели его следы, и
командир посылает одного из солдат с докладом о происшествии. Донесение
должно быть передано слово в слово. «Товарищ командир. Наряд
пограничников при обходе границы обнаружили следы нарушителя. Группа
идет по следу. Просим разрешения к задержанию и дополнительную помощь»
(это сообщение командир должен заранее запомнить, чтобы передать своему
подчиненному). Педагог следит за правильностью передачи сообщения.
Солдат прибегает в штаб с донесением. Высылается
подмога, нарушителя задерживают и приводят в штаб. Командир допрашивает
нарушителя (вопросы допроса оговариваются заранее):
– С какой целью вы нарушили границу?
– Что собирались делать на территории России?
– Как ваше настоящее имя?
– Гражданином какой страны вы являетесь?
Нарушитель на каждый вопрос говорит, что просто местный
житель и ищет свою корову. Его помещают под арест до приезда более
высокого начальства.
Параллельно разыгрывается линия мирной жизни. Мамы
отводят своих детей в детский сад. Воспитатель, занимаясь с детьми,
рассказывает им сказку (ребенок пересказывает как можно близко к тексту
какую-либо знакомую сказку, например «Репка», «Курочка Ряба»). Мамы в
это время занимаются домашним хозяйством: готовят, стирают, убираются в
квартире. Педагог следит за правильностью и последовательностью
действий.
Воспитатель говорит, что рабочий день близится к концу.
Это сигнал для всех участником игры: мамы забирают домой детей из
детского сада, командиры возвращаются домой, солдаты возвращаются в
казарму, нарушитель сидит за решеткой.
Педагог говорит: «Ну, вот и завершился трудовой день.
Все работали на славу, а теперь можно и отдохнуть». Дети все вместе
танцуют под быструю музыку.
Можно разыгрывать лишь отдельные блоки игры, а затем объединять в единое целое. Возможно проигрывание лишь военной линии сюжета. |