Играющие распределяют между собой следующие роли:
«классный руководитель» и его «помощник», а также несколько «учеников» –
молодых, любопытных ребят, мечтающих стать «детективами», два «учителя
химии», они же «эксперты», два «ученика-художника», оформляющих
стенгазеты, а также «хулиган» и «завуч», всегда все знающий и всем
интересующийся.
Ведущий объявляет, что сегодня им дают урок «классный
руководитель» и его «помощник». Они знакомят с правилами поведения в
щекотливых ситуациях и с методами разрешения возникших в школе мелких
нарушений. Так, в школе объявился «вор», укравший классный журнал, и
жулика непременно нужно поймать. Задача «учеников» – пройти все
испытания и, получив знания, найти «юного преступника». Задача «завуча» –
составить по окончании игры интересный рассказ о ее проведении и
сообщить его окружающим, то есть быть в центре всех событий и выяснить
все до конца.
Для проведения игры ребята делятся на две команды.
Первую экзаменует «классный руководитель», а вторую – его «помощник».
Сама игра проводится в несколько туров.
Первый тур – «устный экзамен». В нем играющие должны
правильно ответить на все предложенные «учителем» вопросы. Они могут
быть такими:
1. Без чего не начинается детектив? (без преступления);
2. Как называется портрет преступника, нарисованный его же рукой? (отпечаток);
3. Какое украшение не украшает рук дам? (наручники);
4. Тот, кто его не имеет, не может спать спокойно – и наоборот? (алиби);
5. Самое бессмертное в мире преступности? (мафия);
6. Как называется беседа один на один с полицейским? (допрос);
7. Что нарушают преступники? (закон).
Второй тур направлен на усиление памяти. Здесь командам
дается описание одного из «преподавателей», их задача угадать его по
описанию. А затем самостоятельно дать описание некоторых персонажей,
выделив их самые запоминающиеся черты. Задание ведущего может быть
таким:
«Каждый детектив обязан знать в лицо всех тех, с кем ему
постоянно приходится общаться. В нашем случае такими людьми являются
„учителя". Предлагаем вам определить, о ком идет речь».
1. Эта элегантная женщина очень заразительно смеется и
очаровательно улыбается. На уроках она часто пользуется указкой и
произносит фразу: «Все ли понятно?».
2. Этот мужчина является грозой всех хулиганов. Большую
часть своего времени он проводит на улице, занимаясь наведением порядка.
Любимым его предметом является метла (дворник).
3. Эта женщина носит очки и предпочитает черный цвет в
одежде. Ее постоянной прической является большая «ракушка», украшенная
незатейливой заколочкой (завуч).
Третий тур – художественный. В нем участвуют только
«художники» обеих команд. Им дается словесное описание «юного
преступника», а они должны его изобразить графически. Предметом описания
должен являться конкретный человек, чтобы потом можно было сравнить
рисунки с оригиналом. По этой причине его описание должно быть наиболее
полным и охватывать все, даже самые мелкие детали. Приведем пример на
описание кота Базилио.
«У этого кота было плохое зрение, и потому он носил
черные очки или прикрывал один глаз черной повязкой. На голове его
надета дырявая шляпа с широкими, немного обгрызенными полями. На руках –
перчатки, не имеющие пальцев. Из одежды на нем был старый залатанный
плащ и просящие каши сапоги. А в руке у него всегда небольшая деревянная
тросточка, с помощью которой он прослеживал свой путь и добывал
пропитание».
Четвертый тур позволяет играющим вжиться в образ
«преступника». Здесь ведущий зачитывает словесное описание
предполагаемого «преступника», а кто-то из команды пытается вжиться в
образ этого «хулигана». Словом, он должен соответствующим образом
загримироваться и, используя мимику и пластику, изобразить
«подозреваемого». В описании обязательно должны быть некоторые
малозаметные, но играющие большую роль детали. Грим и элементы костюма
персонажу помогают наносить другие члены команды. Предлагаем вам
возможные описания:
1. Этот мальчик слегка прихрамывал на одну ногу. Одна
рука у него перебинтована, а вторая покачивалась из стороны в сторону,
словно ее забыли пришить. По всему его виду становилось понятно, что он
не умеет ждать – и все делает спустя рукава. На одной щеке у него
небольшой порез, а нижняя губа сильно кровоточила от полученных в драке
повреждений. Одет он в школьный костюм, грязные кроссовки и кожаные
перчатки. На шее прикреплена весьма потрепанная бабочка. Вместо портфеля
на спине висел порезанный и залепленный наклейками старенький рюкзачок,
из дыр которого выглядывали углы учебников.
2. Этот мальчишка все время трясся как осиновый листок.
Он немного косой на один глаз – причина этого в полученном ранее
фингале. Шея у него периодически подергивалась, а сам он заикался. А вот
улыбка, как ни странно, весьма обаятельная. Одет он в коротенькую
куртешку, широкие, вечно завернутые снизу штаны и шапочку-панамку,
которая делает его похожим на нищего, хотя по всему видно, что он из
хорошей семьи.
И, наконец, пятый тур – поиски «преступника». Ведущий
объявляет поиск по известным приметам. Задача «детективов» обеих команд –
самостоятельно составить фоторобот и по нему найти среди присутствующих
«подозреваемого». Описания должны быть точными, но не слишком
выразительными, чтобы нельзя было определить разыскиваемого сразу. Роль
«преступника» может взять на себя любой из ребят и даже ведущий.
Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.
|