Думаю, что никто не станет спорить с тем, что искусство
оказывает на людей, а тем более на маленьких детей, благотворное
влияние.
Как же знакомить малышей с историей мирового искусства: живописи, скульптуры, архитектуры?
Для начала, конечно, потребуется подобрать репродукции и фотографии.
Можно пользоваться обычными альбомами с репродукциями.
Но это, как правило, очень дорогие издания, давать их ребенку для
самостоятельного разглядывания вы не станете. Кроме этого, как правило,
издаются альбомы с произведениями одного автора или одного из
направлений живописи. А нам хотелось бы показывать малышу произведения
разных авторов – всех стилей и направлений.
Можете использовать открытки, вырезки из журналов.
Сделайте из них карточки для малыша – наклейте изображения на листы
бумаги для черчения или рисования. Пусть они будут одного размера, так
удобнее хранить и демонстрировать карточки. С обратной стороны каждой
карточки сделайте надпись. Ее нужно делать или хорошей ручкой, которая
не растекается от случайного попадания жидкости, можно напечатать на
машинке или на компьютере. Подпись должна содержать как минимум имя
автора и название, но можно добавить еще место и время создания, место
хранения, технику выполнения, размеры (по вашему желанию) – потом это
может вам пригодиться.
Подбирая репродукции и фотографии для малыша, сначала
ориентируйтесь исключительно на содержание произведения. Ребенок
двух-трех лет не станет с удовольствием разглядывать батальные сцены или
классические голландские натюрморты. Подбирайте репродукции тех картин,
содержание которых понятно ребенку без слов, – изображения детей всех
возрастов, детей с родителями (сюда же относятся все изображения
Богоматери), изображения животных, жанровые сцены – люди дома, в саду,
на улице. Используйте репродукции художников разных направлений –
реализм, импрессионизм и так далее. Пользуйтесь фотографиями античных
ваз с рисунками, скульптур, фресок, египетских рисунков, древнерусской
живописи и так далее.
Сядьте рядом с малышом, скажите, что будете смотреть
интересные картинки. Рассматривая репродукции, разговаривайте с ребенком
так, будто смотрите детскую книжку с картинками. Произносите примерно
следующее: «Смотри, это мальчики, они сидят на берегу и смотрят на
самолет в небе» (эту картину нарисовал художник Дейнека, она называется
«Будущие летчики» – этого можно не говорить, если малышу нет
трех-четырех лет). «А вот малыш гуляет по двору, рядом на травке сидят
еще малыши, а вот лошадка» (Поленов, «Московский дворик»). «А вот какой
красивый дом с фигурками на стенах и разноцветными окошками-витражами»
(любой готический храм). «А вот девочка-гимнастка, она умеет стоять на
шаре. А это кто рядом с ней, как ты думаешь?» (Пикассо, «Девочка на
шаре») и так далее.
Смотреть с ребенком карточки с произведениями искусства
можно один-два раза в неделю. Если малышу очень нравится, можно и каждый
день. За один просмотр используйте очень разные произведения разных
стилей и направлений. Скульптуру, архитектуру и живопись одновременно.
Однообразные изображения могут быстро наскучить ребенку.
Кроме совместного просмотра, можно устраивать выставки.
Общие – все вперемешку. Просто вешайте на стену репродукции и
фотографии, которые больше всего нравятся ребенку. Или тематические –
объединяйте:
• по тематике – о детях, о людях, о море, о животных и так далее, это наиболее интересный принцип объединения;
• по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт);
• по художнику (особенно со своим ярко выраженным стилем, заметным ребенку);
• по музеям, где собраны картины;
• по стране проживания авторов;
• по изображению видов одного города или местности разными художниками;
• по сюжету, например библейскому или мифологическому;
• по любым другим признакам.
Выставки размещаются на стене на некоторое время –
неделю, две или больше. В то время пока репродукции висят, вы можете их
просматривать столько раз, сколько захотите, обсуждать, рассказывать о
художниках или пояснять сюжеты произведений.
Обязательно предложите ребенку поучаствовать в выставке –
нарисовать картину на нужную тему, слепить скульптуру, построить на
полу из кубиков Стоунхендж, Нотр-Дам де Пари, египетскую пирамиду или
просто красивый домик или башню.
Самое главное не то, чтобы ребенок запомнил как можно
больше названий картин или имен художников, главное, чтобы он полюбил их
рассматривать, играть с ними, захотел сам творить: рисовать, лепить,
строить.
Если у вас есть небольшие репродукции, то вы можете
наклеивать их на карту мира (или на крупную карту Европы) рядом с
изображением той страны, где она была написана. Если это сложно, вешайте
картинки около карты. С помощью двух кнопок или скотча можно соединить
изображение страны и картину стрелочкой из бумаги или просто ниточкой.
Необычные паззлыЕсли у вас
есть две одинаковые открытки, одну из них разрежьте и предложите ребенку
сложить ее по образцу (сначала разделите изображение на три-четыре
части, потом можете эту же картинку разрезать на большее количество
частей).
Целое и частьЕсли вам
удалось купить два одинаковых набора открыток, от каждой открытки одного
из наборов отрежьте небольшой фрагмент. Покажите ребенку несколько
целых открыток и фрагмент одной из них. Предложите ребенку найти, от
какой картинки данный фрагмент. А если ребенку пять-шесть лет,
припомнить по памяти, фрагмент какого произведения он видит перед собой.
Естественно, чем младше ребенок, тем крупнее фрагмент. Чем старше, тем
меньше и незначительнее.
СравниваемУчите ребенка сравнивать два произведения – искать сходство и различия:
• в сюжете;
• в красках;
• в деталях и их решении;
• в жанре произведения.
Например, положите изображение древнерусской иконы
Божьей матери и одну из мадонн итальянских мастеров. Сколько похожих
деталей найдет ребенок. Что подметит? Какого, например, цвета одежда у
персонажей на той и на другой картине? Есть ли сходство? и так далее.
Сравнивайте два пейзажа или два натюрморта. Две
батальные сцены или два парадных портрета. Подбирайте то очень похожие
по стилю произведения, то совсем не имеющие никакого сходства на первый
взгляд.
КопируемДетям шести лет и
старше предложите скопировать картину великого мастера. Для такой работы
подбирайте несложные по технике исполнения произведения, например
работы импрессионистов или сюжеты чернофигурной древнегреческой
вазописи.
|