Трудно оценить роль памяти в психическом развитии
ребенка. Именно благодаря памяти ребенок способен усваивать начальные
знания об окружающем мире, о себе и своих родителях, овладевать
нравственно-этическими нормами. В дошкольном возрасте именно через
развитие памяти осуществляется умственное развитие ребенка в целом.
Ролевая игра является ведущим видом деятельности для
детей дошкольного возраста, поэтому развитие памяти в этом возрастном
периоде наиболее целесообразно осуществлять именно через игру.
В пособии представлены игры, способствующие развитию
таких мнемических процессов, как запоминание, узнавание и
воспроизведение. При этом учитывались различия в уровне сформированности
процессов памяти у младших, средних и старших дошкольников. Веселый поезд
Цель: учить запоминать и воспроизводить стихотворный тест, последовательность событий.
Оборудование: маски-шапочки кота, чижика, собаки, петуха, обезьяны, попугая, окошко билетной кассы, стулья.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: перед началом игры зачитывается стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей».
После прочтения педагог, обращаясь к детям, говорит:
«Наступило лето. В городе стало жарко и душно. А давайте и мы с вами
отправимся в далекие края, как и эти зверята». Воспитатель распределяет
роли между детьми, надевая на них маски-шапочки. «А где же наш поезд? Да
вот же он!» Воспитатель совместно с детьми строит поезд из стульев.
«Для того чтобы ехать в поезде, надо купить билеты. А кто помнит, как
поется в песенке, кто за кем следует?» Дети пытаются вспомнить припев,
педагог помогает при затруднениях. Ребята-зверята «покупают» в кассе
билеты в свои вагоны согласно содержанию стихотворения: кот – первый
вагон, чижик – второй, собака – третий, петух – четвертый, обезьяна –
пятый, попугай – шестой.
После того как дети расселись по своим стульям, поезд
дает сигнал и трогается в путь. Воспитатель поет первый и второй
куплеты, а дети вместе с воспитателем – припев. Затем поезд
останавливается, и «зверята» выходят погулять. Они весело танцуют под
быструю музыку. Но вот дается сигнал к отправлению в обратный путь. Дети
рассаживаются по своим вагонам, поезд трогается. Воспитатель поет
третий куплет песенки, и все вместе исполняют припев. И вот все приехали
домой. Воспитатель спрашивает детей, хорошо ли они отдохнули,
понравилось ли им. Желательно поговорить и о том, где они отдыхают с
родителями, активизируя долговременную память.
После этого педагог еще раз поет (читает) песенку в полном объеме, а затем предлагает детям сделать это самостоятельно. Что у меня есть
Цель: развивать кратковременную память детей.
Возраст: 2–4 года.
Ход игры: играют дети в количестве 2–3 человек.
Один говорит: «У меня есть...», – называет любой предмет, например
пылесос. Второй продолжает: «У меня есть пылесос и огурец». Следующий:
«У меня есть пылесос, огурец и ключ». И т. д. Вот какая Машенька
Цель: учить воспроизводить последовательность действий.
Оборудование: кукла Машенька, тазик, мочалка, кусок мыла, кружка.
Возраст: 2–3 года.
Ход игры: игра проводится либо индивидуально, либо с небольшой подгруппой детей.
Воспитатель говорит, как важно быть чистым и опрятным, а
вот наша Машенька вернулась с прогулки, а у нее ручки грязные, личико
чумазое.
Воспитатель: «А что же надо сделать, чтобы дочка
Машенька стала чистой?» Дети отвечают. Воспитатель говорит: «Правильно,
мы нальем в тазик водички и умоем дочке личико. А дальше что надо
делать?» Дети, опираясь на собственный опыт, рассказывают
последовательность умывания. Воспитатель говорит: «А кто вспомнит, какие
слова говорит вам мама, когда купает вас?» Если никто из детей не дает
ответа, то воспитатель предлагает выучить следующую потешку:
Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
После того как педагог выслушает ответы детей, он
предлагает воспроизвести эти действия с Машенькой, сопровождая
стихотворным текстом. Петушок – золотой гребешок
Цель: развивать процесс узнавания, расширять объем зрительной памяти.
Оборудование: маска петушка, горошинки.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: игра проводится с подгруппой детей из
6–7 человек. Воспитатель рассказывает начало сказки «Петушок – Золотой
гребешок». «Жили-были Кот, Дрозд да Петушок – Золотой гребешок. Жили они
в лесу, в избушке. Кот да Дрозд ходят в лес дрова рубить, а Петушка
одного оставляют». Затем педагог обращается к детям: «А как вы думаете,
Петушку ведь грустно одному дома оставаться? А давайте мы с ним
поиграем?» Дети соглашаются поиграть с Петушком. Назначается Петушок из
числа детей.
Воспитатель объясняет правила игры. Ребята подходят к домику Петушка и поют ему песенку:
Петушок, петушок – Золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка, Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
Петушок выглядывает в окошко, дети протягивают ему
горошек (предварительно раздает воспитатель). Ребенок-Петушок делает
вид, что склевал горошек, и скрывается за окошком. Дети опять поют
песенку, но теперь у одного из детей горошка нет. Когда Петушок третий
раз выглянет из окошка, он должен сказать, кто из детей не участвовал в
игре предыдущий раз. Игру можно усложнять, меняя не одного, а двух, а
затем трех детей.
Роль Петушка дети выполняют по очереди. После того как вся подгруппа поучаствует в игре, все вместе весело танцуют. Веселые зверята
Цель: развивать двигательную память.
Оборудование: рисунки с изображением кошки, петушка, лошадки.
Возраст: 2–3 года.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть детям в
веселых зверей, предварительно проведя беседу о характерных движениях
кошки, петушка, лошадки. Воспитатель спрашивает детей, как кошка
умывается, лакает молочко из миски, потягивается на солнышке, как она
разговаривает; взрослый вместе с детьми демонстрирует эти движения.
Далее вспоминают характерные движения и звуки петушка: машет крыльями,
клюет зернышки, ходит, высоко поднимая ноги, кричит ку-ка-ре-ку. Лошадка
скачет, вскидывая голову, кричит иго-го.
После такой предварительной работы дети должны
воспроизводить эти движения самостоятельно в ответ на стихотворный текст
воспитателя и показ рисунка соответствующего животного.
В игре можно использовать следующие тексты.
Уж вы серые котятки Умывайте быстро лапки, И сметанки поедите, И на солнце полежите. Конь ретивый с длинной гривой Скачет по полям то тут, то там. А от потопа копыт Пыль по полю летит. Идет петушок, красный гребешок Хвост узорами, сапоги со шпорами. Двойная бородка, частая походка. Рано утром он встает, красны песенки поет.
|