Дидактические
задачи. Рассказать детям, что и ночью
работают ночные смены на заводах; работают там, откуда люди получают свет,
тепло, воду; ночью в типографии печатают газеты, чтобы их могли получить рано
утром; в хлебопекарнях, на хлебозаводах выпекают хлеб; машинисты ночью ведут
поезда, а летчики — самолёты; ночью- корабли продолжают свой путь.
Игровая
задача. Узнать, кто работает ночью.
Игровые
действия. Рассмотреть картинку о
тех, кто работает ночью, соотнести картинку с текстом.
Ход
игры
Воспитатель.
После какого времени суток наступает ночь? (Дети отвечают.) Что делают люди
ночью?
Дети.
Спят.
Воспитатель.
Не все спят ночью, кто-то продолжает работать, охранять сон и отдых людей. Сегодня
мы будем путешествовать ночью. И нам будет помогать писатель С. Я. Маршак.
Послушайте его стихотворение.
Перед вами — страница ночная,
Столица окутана тьмой.
Уходят на отдых трамваи.
Троллейбусы мчатся домой.
Спешат на ночлег пешеходы.
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
Скользят огоньки по аллее,
Спускаясь с московских холмов,
И с каждой минутой тусклее
Бессчетные окна домов...
Над всею нашей страною
Горят, как огни корабля,
Рубины на башнях Кремля.
«И только вокзалы, заводы, часы и машины
не спят...»,— повторяет воспитатель и мысленно ведет детей туда, где работают
люди. Нелегко путешествовать ночью, хотя воображение проникает всюду. Воспитатель
вопросами облегчает детям участие в игре.
«Утром почтальон приносит газету, и она
еще пахнет краской. Когда же ее печатали и кто?» — спрашивает педагог. «Ночью
печатники работают. Они печатают газету»,— вспоминают дети. «Все уже спят, а
повернешь выключатель...»— «зажигается свет,— добавляют дети,— значит,
работает электростанция». — «Электростанция, а там инженеры, механики,
рабочие». — «И вода течет ночью из крана — работает водопровод». — «Звонит
телефон — работают телефонисты».— «А хлеб утром бывает теплый, значит,
хлебозавод ночью работает». — «Врачи и медицинские сестры работают в
больнице». — «Ночью идут поезда — машинист работает ночью». — «Летчик ведет
самолет».
(В путешествии дети узнают то, на что они
чаще всего не обращают внимания, так как ночью спят. Воспитатель подводит
детей к выводу о том, что нужно уважать и ценить труд тех, кто работает ночью и
охраняет отдых и покой людей.)
«У кого мама или папа работает ночью?» —
спрашивает воспитатель.
Оказывается, у одного ребенка мама врач и
ночью дежурит в больнице около тяжелых больных; у другого— отец дежурит ночью
на электростанции; у третьего — мать телефонистка.
Воспитатель спрашивает: «Как же нужно
беречь их отдых и сон в дневное время?»
Н и н а (вспомнив). Наша тетя Настя — няня
в детской больнице. Она часто работает ночью. А Юрик бегает по коридору,
кричит. Нельзя так, правда?
Дети начинают приводить разные случаи и
тем самым проверяют и глубже усваивают нравственные нормы, свои обязанности. И
хотя дети еще не сразу применят усвоенное в личном поведении, все же доброе
отношение даст росток и вырастет уважение к труду человека. |