Внимание, несомненно, играет огромную роль в
развитии ребенка, в его повседневной деятельности. Без устойчивого
внимания невозможна ни игровая, ни учебная деятельность, тем не менее
зачастую малыши не способны долго удерживать внимание на каком-либо
предмете. Этому умению нужно обучать. Это обучение должно проходить в
виде занимательной игры, вызывать у детей интерес и доставлять
удовольствие. Нельзя допускать в играх монотонности, скуки: однообразие
утомляет детей. Представленные игры направлены на развитие качеств
внимания – объема, концентрации, устойчивости. Поезд
Цель: развитие устойчивого целенаправленного внимания, памяти.
Оборудование: 3–5 игрушек-зверюшек, паровозик с вагончиками, ширма.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что
игрушки собрались в отпуск. Они собрали чемоданы и приехали на вокзал.
Каждая игрушка поедет в отдельном вагоне. Дети рассаживают зверей,
устраивают их поудобнее. Одновременно с этим воспитатель дает установку
на запоминание, кто в каком вагоне едет. Далее паровозик с игрушками
убирается из поля зрения детей. И воспитатель просит вспомнить, кто из
зверюшек ехал в каком вагоне. «Поезд прибывает на станцию "Зайцево”. В
каком вагоне едет у нас зайчик? Двери какого вагона надо открыть? На
несколько секунд шторки ширмы приподнимаются, и из вагона "выходит”
зайчик. На следующей остановке вышла лисичка, да вот досада – забыла в
вагоне зонтик. В каком вагоне она ехала? На следующей станции на перроне
продают мед. Кто, ребятки, захочет его купить? Ну конечно, медведь. А
он из какого вагона?»
Игра продолжается до тех пор, пока все звери не сойдут на своих остановках. Лабиринт
Цель: развитие внимания, мышления, терпения, аккуратности.
Оборудование: упругая веревка длиной около 3 м,
разрезанная на 3 части, 3 приза (конфеты или наклейки, на усмотрение
взрослого), стол, достаточно просторный для того, чтобы разложить
веревку.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: к одному из концов веревки взрослый
прикрепляет приз, другой конец веревки остается свободным, с него
начнется игра. Все 3 части веревки, образуя петли, переплетая между
собой в некоторых местах, укладывают на столе. Вызванный участник игры
пальчиком или указкой прокладывая себе путь, пытается как можно быстрее
добраться до приза. В случае удачи он получает приз. И далее игру
продолжает другой участник. Примечание: иногда желание получить приз так
велико, что ребенок выбирает не правильную «дорогу», а самую короткую. В
этом случае можно организовать строгое жюри, состоящее из самых
внимательных детей.
Примечание: для детей более младшего возраста можно взять веревочки разных цветов, и тогда проходить лабиринт станет намного легче. Мой любимый цвет
Цель: развитие внимания, терпения, памяти. Эта игра направлена на развитие долгосрочного устойчивого внимания.
Возраст: 3–6 лет.
Ход игры: в игру играют в течение всего дня. А
итог подводится вечером. Совместным решением или по желанию ребенка
выбирается какой-нибудь цвет, например желтый. В течение всего дня
ребенок будет замечать предметы желтого цвета, встретившиеся ему дома,
на прогулке, в детском саду. За каждой найденный предмет он будет
получать жетон. От количества собранных жетонов будет зависеть его приз.
Например, за 7 жетонов ребенок получает леденец, а за 27 жетонов –
мороженое. Если в игру играют сразу несколько участников, в нее
добавляется элемент соревнования, и жетон достанется первому участнику,
заметившему предмет нужного цвета. Загадочные отпечатки
Цель: развитие внимания к мелочам, работа над переключением внимания, над формированием произвольного внимания.
Оборудование: листы белой бумаги, гуашь, широкие
кости для рисования, различные предметы, имеющие плоскую подставку и
делающие хороший отпечаток.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: участники игры делятся на две команды.
Втайне друг от друга они заготавливают отпечатки различных предметов.
Первая команда показывает отпечаток, вторая команда совместными усилиями
угадывает. Затем вторая команда предъявляет свой отпечаток. Выигрывает
команда, которая угадает большее количество отпечатков. Угадай, кто здесь прошел
Цель: работа над развитием внимания, мышления, памяти.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: карточки с изображением зверей, карточки с изображением их следов, карточки с домами, в которых живут звери.
Предварительная подготовка: поговорите с детьми о том,
где какой зверек живет, как он передвигается, покажите нарисованные в
книгах или энциклопедиях следы разных зверей. Расскажите об
охотниках-следопытах.
Ход игры: детям сообщают, что они сегодня
отправляются в лес на фотоохоту. Если ребята сумеют определить, по
следам зверька, найдут его дом, они получат в подарок его портрет. Далее
воспитатель раскладывает на столе следы, а дети по размеру и
особенностям расположения угадывают, чей это след и где дом зверька. Тот
кто первый угадает, получает фотографию зверька и право первому
посмотреть на следующие следы. Рукавичка для петрушки
Цель: развитие внимания, преодоление детской неорганизованности.
Оборудование: вырезанные из белого картона
рукавички (по 1 для каждого участника игры), цветные элементы будущего
узора (круги, квадраты, треугольники).
Возраст: 4–6 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает, что настала зима,
на улице стало холодно, люди стали одеваться в теплую одежду. А у
Петрушки беда – он потерял свою рукавичку. Далее детям предлагается
помочь незадачливому Петрушке. Воспитатель достает рукавичку-образец и
предлагает детям «связать» для Петрушки точно такую же, чтобы
образовалась пара. Воспитатель обращает внимание детей на расположение
орнамента, а затем убирает образец. Как только работа детьми будет
завершена, воспитатель достает свою рукавичку-образец и, прикладывая к
работе ребенка, просит сравнить их. Если узор на рукавичке собран
неверно, ребенку дают время на исправление. Найди свое место
Цель: формирование произвольного внимания, умения управлять своим поведением, развитие умения играть в команде.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: 5 флажков разных цветов, карточки с
нарисованными флажками, на каждой карточке флажки располагаются в
разной последовательности.
Ход игры: воспитатель раздает детям флажки и
показывает карточку, объясняя при этом, что флажки, которые держат дети,
и флажки на карточке должны совпасть по месторасположению. Далее дается
команда «Стройся!», и дети начинают занимать свои места. В эту игру
могут играть две команды. В этом случае победит команда, которая
построилась не только правильно, но и быстро. Сосны, елочки, пенечки
Цель: развивать у детей умение управлять своим вниманием, преодолевать неорганизованность, импульсивность поведения.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: воспитатель просит детей построиться в
круг, взявшись за руки. Дети начинают движение по кругу. В качестве
сопровождения игры может звучать негромкая музыка. Неожиданно
воспитатель дает команду «Елочки!». Дети, продолжая движение по кругу,
поднимают руки над головой, показывая, какие высокие выросли елочки в
лесу. Воспитатель дает команду «Сосны!». Дети, продолжая движение по
кругу, разводят руки в стороны, показывая какие длинные ветки выросли на
соснах. По команде «Пенечки!» дети продолжают движение в полуприседе.
Воспитатель чередует команды. Игра продолжается до тех пор, пока к ней
сохраняется интерес. Тринадцать
Цель: развитие реакции, устойчивого целенаправленного внимания.
Возраст: 6–7 лет.
Оборудование: мяч средних размеров, помещение, в
котором могли бы разместиться 13 игроков, вставших в круг на некотором
расстоянии друг от друга.
Ход игры: поговорите с детьми о счастливых и
несчастливых приметах. Спросите, в какие из них и почему верят дети.
Расскажите им об удивительном числе 13. Все участники игры должны уметь
считать до 13. Участники встают в круг, перебрасывают друг другу мяч,
хором считают до 13. «Счастливчик», поймавший тринадцатый мяч, выбывает
из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется лишь один
участник. Угадай, кто
Цель: развитие целенаправленного устойчивого внимания, умения управлять своим поведением и вниманием.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: листы белой бумаги в клетку, фломастеры.
Ход игры: ребенок удобно усаживается за столом,
ставит в центре листа точку, а затем начинает рисовать отрезки в том
направлении, которое указывает педагог. Например, от выбранной точки
рисуем вверх отрезок, состоящий из одной клетки, поворачиваем направо и
рисуем отрезок, состоящий из двух клеток. В результате у вас могут
получиться зайчик, цветок или черепаха. Попросите ребенка вспомнить про
нарисованного героя загадку или стишок. Цезарь
Цель: научить ребенка распределению
внимания, т. е. умению выполнять несколько действий одновременно,
формировать произвольное внимание.
Возраст: 6–7 лет.
Оборудование: любой музыкальный инструмент, способный издавать отрывистые звуки, игрушки или картинки, изображающие зверей.
Ход игры: воспитатель знакомит детей с
историческим фактом, подтверждающим необыкновенные способности Гая Юлия
Цезаря делать несколько дел одновременно. Воспитатель предлагает детям
тоже попробовать сделать одновременно два дела, а именно запомнить,
сколько раз зазвучит музыкальный инструмент, и сколько картинок покажет
педагог. Далее в группе устанавливается тишина, дети сосредотачиваются и
начинают считать. Побеждают те участники игры, которые назовут
правильный ответ. Поймай мяч
Цель: развитие реакции, целенаправленного внимания, сосредоточенности.
Возраст: 6–7 лет.
Оборудование: мяч средних размеров, открытая игровая площадка.
Ход игры: ведущий бросает игрокам мяч, но ловить
его можно, только если он брошен в полной тишине. Если же ведущий,
бросая мяч, закричит: «Лови!», «Держи!» или даст любую другую команду
мяч нужно отбить, а не ловить. Нарушивший правило участник выбывает из
игры. Охотники за буквами
Цель: развитие способности удерживать долговременное внимание, сосредоточенно, не отвлекаясь работать над поставленной задачей.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: журналы, газеты, рекламные плакаты с достаточно крупным шрифтом, цветные фломастеры или маркеры.
Ход игры: взрослый предлагает ребятам пойти на
охоту. Объектом охоты объявляется какая-нибудь буква или цифра. Каждому
охотнику выдается фломастер. Добыча считается пойманной, если буква
(цифра) обведена в кружок или подчеркнута. Если в игре участвуют
несколько игроков, то игра проводится на скорость. Выигрывает тот
участник, у которого за меньшее количество времени набралось больше
всего добычи. Самый зоркий
Цель: развивать целенаправленное внимание, работать над умением удерживать устойчивое внимание, распределять его.
Возраст: 3–7 лет.
Оборудование: серии картинок на разные темы, например «Мебель», «Животные», «Цветы» и т. п.
Ход игры: воспитатель сообщает о том, что людям
многих профессий нужно быть очень зоркими и внимательными. Сегодня все в
группе узнают, кто же из ребят сможет выполнить все задания и ни разу
не ошибется при этом. Воспитатель объясняет, что сейчас он будет
показывать не одну, а сразу несколько картинок. Запоминать их нужно
сразу все, да еще не перепутать очередность их показа. После показа
картинок воспитатель спрашивает: «Какую картинку я показал второй, а
какая была пятой?» Больше 5 картинок в одной группе предметов
использовать не имеет смысла, так как у детей этого возраста не слишком
развит объем памяти и удерживать большое количество предметов они еще не
могут. Найди лишний предмет
Цель: учить детей внимательно наблюдать и анализировать, удерживать свое внимание на конкретном задании.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: карточки прямоугольной формы, на
которые наклеены картинки (например, жираф, слон, носорог, лев, кенгуру
или яблоко, груша, слива, апельсин, огурец).
Ход игры: ребенку предлагается внимательно
посмотреть на картинки, ответить, знает ли он этих животных, знает ли
он, где они живут, что едят? Затем нужно спросить у ребенка, нет ли
здесь лишней картинки? Почему именно эта картинка кажется ему лишней?
Выслушав ответы детей, педагог подводит итог сказанному и убирает лишнюю
картинку. Игра продолжается с другими карточками. Я Мороз – красный нос
Цель: научить детей ловкости, сосредоточенности. Научить детей преодолевать свою неорганизованность, импульсивность.
Возраст: 3–6 лет.
Ход игры: выбирается с помощью считалки водящий –
Мороз. Остальные дети рассаживаются на маленькие стульчики вокруг.
Мороз ходит по кругу, иногда меняя направление движения, приговаривая
слова:
Я Мороз – Красный Нос, Бородой до пят оброс, Я Мороз – Красный Нос, Заморожу детям ....
Мороз называет какую-нибудь часть тела, например руки, и
старается дотронуться до рук участников игры. Дети же не позволяют
этого сделать и прячут руки за спину. Далее Мороз пытается заморозить
уши, шею, щеки, пятки... Делали вот так!
Цель: развивать у детей ловкость, проворность, сосредоточенность и целенаправленное внимание.
Возраст: 6–7 лет.
Оборудование: карточки ведущего, на которых
схематично нарисованы человечки в различных позах (человечек держит руки
вверх, человечек повернулся направо, человечек присел и т. д. Всего
10–12 карточек).
Ход игры: считалкой выбирается ведущий. Ведущий
встает в центре круга, образованного детьми, взявшимися за руки. Дети
движутся по кругу, хором декламируя стихи:
У Агафьи, у старушки Жили в маленькой избушке Сорок дочерей, сорок сыновей. Ничего не пили, ничего не ели, По лавочкам сидели, делали вот так...
Ведущий достает одну из карточек, дети стараются как
можно быстрее принять такое же положение тела, как и у человечка на
картинке. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не покажет все
карточки. Звездочет
Цель: развитие объема внимания, способности к быстрому переключению внимания.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: фонарик, затемненная комната, экран или свободная от предметов интерьера стена.
Ход игры: взрослый назначает ребенка самым
главным звездочетом и сообщает ему, что сегодня ночью на небе
необыкновенно хорошо будут видны звезды. Ему, главному звездочету,
сегодня будет поручена очень ответственная работа. Нужно успеть
сосчитать все звезды, а то ведь некоторые из них падают и гаснут. Далее
взрослый гасит свет и направляет луч света на стену, включая и выключая
фонарик. Луч от фонарика можно направлять в разные стороны. Сияние
звезды может длиться долго, или она может лишь чуть сверкнуть. Темп
сияния звезд зависит от быстроты реакции малыша и от его умения считать. Веселый зоопарк
Цель: развитие целенаправленного устойчивого внимания.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: совместным решением дети выбирают для
игры нескольких животных, которых можно встретить в зоопарке. Для игры
достаточно выбрать 4–5 животных. Участники игры договариваются между
собой о том, как они будут изображать то или иное животное. Например,
изображая крокодила, дети будут сводить и разводить прямые руки прямо
перед собой (словно крокодил открывает и закрывает пасть). Показывая
жирафа, будут поднимать вверх правую руку, демонстрируя длинную шею
жирафа. Показывая кенгуру, будут складывать руки на животе, изображая
сумку, и при этом подпрыгивать на месте. Показывая пингвина, будут
топтаться на месте, опустив голову вниз. Не берите для игры животных с
трудно произносимыми названиями. Перед игрой убедитесь, что все
участники запомнили, как именно изображается тот или иной зверь, и дайте
несколько пробных команд. Далее считалкой выбирается ведущий, он будет
называть животное, а дети быстро вспоминать и изображать. Темп игры
выбирается в зависимости от возрастной категории детей: малышам –
помедленнее, а старшим – побыстрее. Вызов номеров
Цель: научить ребенка управлять своим поведением и вниманием.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: участники игры разбиваются на 3
команды. Каждой команде присваивается какое-либо смешное имя и номер:
№ 1 – «Пончик», № 2 – «Головастик», № 3 – «Пузырь». Команды, взявшись за
руки, выстраиваются на одной линии и ждут своего вызова. Ведущий встает
на некотором отдалении от команд так, чтобы его могли видеть и слышать
все участники. Он по очереди вызывает каждую команду. «Первая!» –
командует ведущий. Команда поднимает руки вверх и хором кричит свое
название. Далее ведущий вызывает вторую команду, затем третью, а потом
начинает вызывать команды вперемешку, даже несколько раз одну и ту же,
усыпляя бдительность других команд. Папа привез из командировки...
Цель: научить ребенка управлять своим вниманием и поведением.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель уточняет у детей значение
слова «командировка» и спрашивает, приходилось ли ребятам или их
родственникам путешествовать, уезжать ненадолго куда-либо? Привозили ли
они или взрослые из поездок сувениры? Приятно ли получить неожиданный
необычный подарок? В ходе игры дети узнают, что в командировке был папа,
он привез дочке куклу (ведущий демонстрирует покачивание сложенных на
груди рук), сыну – ружье (ведущий складывает руки, прицеливаясь), маме –
электрическую мясорубку (движение кисти руки по кругу и характерный
жужжащий звук), а бабушке – китайского болванчика (покачивание головой
от правого плеча к левому). Далее ведущий должен убедиться, что все дети
запомнили названные подарки и научились координировать их с движениями.
Для тренировки он дает несколько пробных команд. Ведущий объявляет:
«Папа привез из командировки ...(делает выразительную паузу)...ружье!».
Дети тут же принимают стойку стреляющего человека, прицеливаясь из
воображаемого ружья. Ведущий объявляет «Папа привез из командировки...
куклу». Дети начинают укачивать воображаемую куклу. Далее темп игры
возрастает. Дети, совершившие неправильное движение, допустившие ошибку,
из игры выбывают. Ведущий для усложнения игры может «ошибаться»,
показывая совсем не те движения. В результате в конце игры остаются
только самые внимательные дети. Поищи и сосчитай
Цель: научить детей среди множества
окружающих предметов выделять главные, сосредотачивать свое внимание на
мелочах, видеть отдельные части предметов и предметы в целом.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: в эту игру можно играть на прогулке или
в поездке, привлекая его внимание к окружающей обстановке. Игра
проходит в форме беседы. Взрослый обращает внимание ребенка на женщину с
сумкой и предлагает ребенку сосчитать всех людей вокруг, у которых в
руках есть сумки, портфели, пакеты. Когда ребенок справится с этой
задачей, предложите ему сосчитать всех присутствующих людей в очках и
т. д. Наборщики
Цель: учить детей работе в коллективе,
достигать поставленную цель, длительное время удерживать устойчивое
целенаправленное внимание, развивать в детях самостоятельность.
Возраст 5–6 лет.
Оборудование: буквы русского или латинского
алфавита (в случае, если дети изучают факультативно английский язык)
большого формата, наклеенные на картон.
Ход игры: воспитатель рассказывает детям, что в
древности люди писали книги от руки, книг было мало, были они дороги, да
и не все люди умели писать и читать. Потом люди изобрели печатный
станок и стали печатать книги в типографиях. Там работают наборщики –
рабочие, собирающие тексты из букв. Ребята сегодня тоже смогут
попробовать себя в роли наборщиков, но собирать будут не целые тексты, а
отдельные слова. Далее каждой команде выдают карточки с напечатанными
буквами. Из этих букв дети и должны будут сложить слова. Количество
детей в команде и количество букв в загаданном слове (а соответственно и
карточек) должны совпадать. Соревнующимся командам необходимо давать
приблизительно равные по сложности задания. В первом варианте игры дети
знают слово, которое им предстоит собирать, во втором слово они не
знают, поэтому прежде, чем сложить буквы, нужно догадаться, что именно
предстоит собирать. Самый внимательный
Цель: активизировать мыслительные процессы, в
игровой форме добиться от детей устойчивого внимания. Развивать
целенаправленное внимание.
Возраст: 3–7 лет.
Оборудование: игрушки средних размеров, привлекающие внимание, кусок материи, чтобы накрыть все игрушки одновременно, небольшой столик.
Ход игры: воспитатель расставляет на столе
игрушки, попутно уточняя их размер, цвет и т. д. Дети пересчитывают
игрушки, стараясь запомнить их количество. Воспитатель уточняет у
нескольких детей, какие игрушки они видят перед собой. Он просит детей
запомнить, где какая игрушка сидит, какая рядом с какой. Затем
воспитатель жестом заправского фокусника накрывает все игрушки и,
приговаривая волшебные слова, незаметно для детей прячет или
переставляет одну из игрушек. Когда «фокус» заканчивается, воспитатель
узнает у детей, что пропало или изменилось. Выслушав ответы детей,
воспитатель возвращает игрушку на место, и игра продолжается. Кривое зеркало
Цель: научить детей удерживать внимание, быть сосредоточенными в течение довольно длительного срока, сохранять устойчивое внимание.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: воспитатель уточняет у детей значение
выражения «отражается, как в кривом зеркале». Выслушав ответы детей,
педагог подводит итог: кривое зеркало все искажает, показывает
неправильно. Выбирается ведущий.
В ходе игры выбранный ведущий будет показывать различные
движения, давать различные команды. Например, присели, встали,
улыбнулись, поставили руки за голову, попрыгали на месте. А участники
игры будут выполнять его приказы наоборот. Например, ведущий говорит:
«Руки вниз!», а участники игры поднимают их вверх. Ведущий командует:
«Замерли на месте!», а дети побежали. Тот ребенок, который ошибется и
выполнит указание ведущего правильно, а не наоборот, из игры выбывает.
Затем выбирают нового ведущего, и игра продолжается. Путаница
Цель: в шуточной форме показать детям на
конкретном примере, как важно быть внимательным и какая может получиться
путаница из-за неправильно подобранных слов, учить детей
концентрировать свое внимание на деталях, удерживать высокую
концентрацию в течение всей игры, учить детей вслушиваться в речь.
Возраст: 5–7 лет.
Оборудование: стихи Н. Матвеевой «Путаница» или любые другие, содержащие информацию в искаженном виде.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас
он прочитает необычный стишок, в этом стишке все перепуталось. Нужно
очень внимательно слушать, чтобы разобраться, где правда, а где ложь.
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю повторять. В печке выпечен бутон, А в петлицу вдет батон, По траве ползет бидон, Молоко течет в бетон, А на стройке есть питон. Нет, не так! Нет, не так! Подскажите сами, как?
После прослушивания стихотворения дети высказывают свои
мысли, объясняя, что, по их мнению, было неверным. В заключение игры
нужно рассказать стихотворение, исправив все ошибки. Угадай, кто
Цель: развитие умения удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, размерах и свойствах.
Возраст: 4–6 лет.
Оборудование: несколько игрушек, расставленных на столе прямо перед ребенком.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на
игрушки, стоящие на столе, и говорит, что позволит поиграть с игрушкой,
если ребенок будет слушать внимательно и угадает, о какой игрушке идет
речь. Далее взрослый начинает описывать размер, цвет, форму и материал,
из которого сделана загаданная игрушка. Если ребенок угадывает, он
получает игрушку, если нет, игру можно начать сначала. Угадай, где
Цель: развитие умения удерживать свое внимание на отдельных деталях или предметах, местах их расположения.
Возраст: 3—5 лет.
Ход игры: ребенка сажают на стульчик в центре
комнаты, где он только что играл. Естественно, вокруг него много
разбросанных игрушек. Игрушки нужно убрать, организовав следующую игру.
Взрослый говорит: «Посмотри вокруг себя. Я скажу тебе, где лежит
игрушка, а ты поднимешь ее и бросишь мне прямо в руки. Я положу игрушку
на место».
Далее взрослый говорит, что загаданная игрушка лежит
справа от ребенка. Если ребенок правильно находит загаданный предмет, он
перекидывает его педагогу, и он убирает его на место. Если же ребенок
ошибается, он встает со стульчика и сам относит игрушку на место. Повторяй да не зевай!
Цель: развить умение распределять внимание, учить сосредоточенности.
Возраст: от 6 лет.
Ход игры: в игру играют всем детским коллективом.
Дети встают, образуя круг. Ведущий игры становится в центре круга. Он
договаривается с детьми о том, что они будут выполнять любое его
указание, но только в том случае, если он скажет: «Пожалуйста». Если
ведущий дает команду без этого слова, она становится недействительной, и
ее выполнять не нужно.
Игра ведется в довольно быстром темпе. Ведущий может и
сам выполнять свои команды, подбадривая детей, а иногда и путая их. Как
вариант этой игры можно использовать и другую установку, например
участники договариваются, что ни при каких условиях не будут выполнять
команду ведущего «Руки вверх!». Дети, которые при выполнении задания
ошибутся, из дальнейшей игры выбывают. Загадочный язык
Цель: формирование устойчивого внимания.
Возраст: от 7 лет.
Ход игры: участники игры договариваются между
собой о том, что сегодня они будут целый день общаться на загадочном,
никому, кроме них, не понятном языке. Для того чтобы создать загадочный
язык, достаточно выбрать какой-либо легко произносимый слог и вставлять
его в каждое слово. Например, выбираем предложение: «Мама моет раму». И
вставляем в него после каждого слога «ля». У нас получается: «Малямаля
моляетля ралямуля». Для того чтобы разговаривать на таком языке, нужно
немного потренироваться, а для того чтобы понимать такой язык, нужно
слушать фразы, пропуская условленный слог. Пони цирковые, пони озорные
Цель: развитие послепроизвольного внимания, умения управлять своим вниманием и поведением.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: все участники игры делятся на пары: в
каждой паре Пони и Кучер. Пони выполняют команды ведущего, а Кучер
контролирует правильность и точность выполнения команд. В начале игры
Пони бегут друг за другом, идут шагом, разворачиваются, кланяются,
несутся галопом и т. п. Когда же ведущий даст команду «Пони,
разбегайтесь!», Лошадки быстро разбегаются по площадке в разные стороны.
На слова ведущего «Кучер, запрягай!» Пони как можно быстрее должны
найти своего Хозяина и встать с ним в пару. В следующем круге игры Пони и
Кучер меняются ролями. Роль ведущего в этой игре выполняет взрослый,
так как необходимо каждый раз для пони придумывать новые задания, а
детям этого возраста такая нагрузка еще не по силам. Во время игры
ведущий должен следить за четким выполнением всех команд. Если Пони при
выполнении команд ошибается, Кучер получает штраф, например выбывает из
одного круга игры. Если есть возможность, игру можно украсить красивой
атрибутикой: надеть на пони уздечки с бубенчиками или хомуты с цветами и
лентами, а кучеру надеть шляпу. Лиса и заяц
Цель: развитие устойчивого внимания,
преодоление неорганизованности детей, формирование послепроизвольного
внимания, развитие быстроты переключения внимания.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: перед началом игры считалками выбирают
Лису и Зайца. Все участники игры встают в круг, берут друг друга за
руки. Заяц находится внутри круга, а Лиса – за кругом. Лиса старается
войти в круг и поймать Зайца, но участники игры не дают ей этого
сделать, закрывая проходы, опуская руки или приседая. Если же Лисе все
же удалось пробраться в круг, участники немедленно выпускают из круга
Зайца. Заяц оказывается снаружи, и теперь участники стараются не
выпустить из круга Лису. Если же Лисе каким-то образом удается из круга
выбраться, Зайцу придется спасаться бегством. Как только Зайца поймали
(а для этого Лисе достаточно коснуться его плеча), выбирается новая
пара. Игру можно усложнить, выбрав одного Зайца и двух Лис. Обруч
Цель: развитие внимания, ловкости.
Оборудование: обруч самого большого диаметра.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: считалкой выбирается водящий. Далее все
участники игры встают в круг и держатся обеими руками за обруч. Водящий
стоит внутри круга. Он переходит от одного участника к другому,
стараясь коснуться его рук. Но участники внимательны и вовремя убирают
руки с обруча, пряча их за спину. Как только водящий отходит, игрок
сразу же возвращает руки на место, иначе обруч упадет. Если же водящий
окажется проворней и ударит игрока по руке, они меняются местами: игрок
станет водящим, а водящий – игроком. После этого игра продолжится.
Правила игры следующие.
1. Участники игры должны держать обруч обеими руками.
2. Обруч во время игры не должен падать на землю. Если он упал, игра приостанавливается и выбирается новый водящий.
3. Руки на обруч ставятся сразу же после отхода водящего, без промедления. Летает – не летает
Цель: развитие целенаправленного внимания, самостоятельности.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель рассаживает ребят на
стульчики вокруг себя полукругом на достаточном для игры расстоянии друг
от друга и рассказывает детям о насекомых, птицах, животных, умеющих
летать. Спрашивает, умеют ли люди летать и что придумали и изобрели люди
для того, чтобы летать. Обобщив ответы детей, он объясняет правила
игры. Когда дети услышат название предмета или живого существа,
способного летать, они поднимут руки, разведут их в стороны, имитируя
полет, помашут руками вверх и вниз. Если же названный предмет или живое
существо летать не могут, руки должны остаться на коленях. Воспитатель
начинает называть предметы, стараясь по возможности зарифмовать их:
Летит, летит воробей, летит, летит муравей. Летит, летит оса, летит, летит колбаса. Летит, летит орел, летит, летит осел. Летит, летит бабочка, летит, летит бабушка. Летит, летит ворона, летит, летит корова...
Дети, слушая слова воспитателя, сами определяют, какие предметы летают, а какие нет.
Нужно махать крыльями или оставить руки на коленях.
Дети, совершающие ошибки, из игры выбывают. В конце остаются самые
внимательные. Сороки
Цель: развитие внимания, ловкости.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: выбирается ведущий. Дети строятся в два
круга. Первый круг, ближний к центру – гнезда, второй круг – Сороки.
Количество птиц и гнезд должно совпадать. Ведущий игры произносит такие
слова: «Сороки летели, на поляну тихо сели, погуляли, повернулись, а
потом домой вернулись». Водящий бежит по внешнему кругу, собирая за
собой всех Сорок, имитируя движения полета, меняя направление движения.
После слов ведущего «домой вернулись» каждая Сорока как можно быстрее
стремится добраться до своего гнезда. А «бездомный» водящий тоже
старается занять одно из свободных гнезд. Оставшаяся без гнезда Сорока
становится новым водящим. Игра продолжается. Тайный советник
Цель: научиться управлять своим поведением, проявлять терпение, в течение длительного времени удерживать целенаправленное внимание.
Возраст: 7 лет.
Ход игры: дети выбирают водящего, затем просят
его на пару минут удалиться, а в это время участники игры выбирают
тайного советника. Во время игры он будет главным действующим лицом. Он
будет подавать детям команды, которые они будут немедленно выполнять.
Водящий же будет пытаться после внимательного наблюдения определить, кто
же он, этот советник. Дети встают в круг, возвратившийся водящий
находится в центре. А участники игры, взявшись за руки, начинают
движение в правую сторону. При этом они не забывают зорко следить, не
дал ли тайный советник какую-либо команду. Водящий же наблюдает за
детьми, не выдаст ли кто пристальным взглядом или поворотом головы
тайного советника. Как только советник окажется за спиной у ведущего, он
меняет направление движения или поднимает руки вверх или придумывает
другое движение. Задача участников – как можно быстрее уловить перемену,
начать новое движение, при этом не выдав своего товарища. Если водящий
правильно назовет имя и укажет на тайного советника, то водящим
становится бывший советник, водящий становится обычным игроком, а
тайного советника избирают вновь. После этого игра продолжается. Курятник
Цель: развитие внимания, ловкости, собранности.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: обруч самого большого диаметра,
пластмассовая упаковка в виде яиц (количеством на 1 меньше, чем
участников игры), музыкальное сопровождение (ритмичная музыка).
Ход игры: на полу в центре зала кладется обруч,
внутрь кладутся яйца. Все участники игры встают друг за другом вокруг
обруча и начинают движение по кругу под музыку. Когда музыка
остановится, каждый участник присаживается и берет яйцо. Участник,
оставшийся без яйца, из игры выбывает. Игра продолжается до тех пор,
пока не останется один участник. Он и будет победителем. Угадай букву
Цель: преодоление неорганизованности детей, работа над развитием внимания, сосредоточенности.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: дети рассаживаются на стульчиках.
Взрослый сообщает, что сегодня они поиграют в новую игру. Дальше все
вспоминают сказки, в которых волшебники и феи с помощью волшебной
палочки творили различные чудеса. Взрослый говорит, что у него, к
сожалению, нет волшебной палочки, зато есть карандаш-великан. Им можно
писать буквы в воздухе. Потом взрослый поворачивается к детям спиной и
довольно медленно пишет любую букву русского или латинского алфавита
(при условии, что дети изучают язык факультативно), четко прорисовывая
линии. Тот, кто быстрее всех угадает загаданную букву, сам становится
«волшебником» и получает право загадать и нарисовать в воздухе следующую
букву. Ответь за другого
Цель: проверить внимательность, научить детей различать правую и левую стороны.
Возраст: 6–7 лет.
Оборудование: мячик.
Ход игры: педагог предлагает детям поиграть и
проверить, какие они внимательные. Дети встают в круг, воспитатель
находится в центре круга. Сначала все вспоминают, где находятся правая и
левая стороны. Затем все дети определяют, кто стоит слева от них. Игра
начинается – воспитатель задает любой вопрос одному из детей и бросает
ему мячик, ребенок должен поймать его, а стоящий слева ответить на
вопрос. Вопросы могут быть самыми разными. Например педагог спрашивает
ребенка: «Как тебя зовут?» Сосед слева должен ответить: «Его зовут
Сережа». Или: «Какого цвета елка?» Ребенок, стоящий слева от поймавшего
мяч, отвечает: «Елка зеленого цвета». Начинать игру стоит в медленном
темпе, но по мере того как дети освоятся, вопросы следует задавать все
быстрее и быстрее. В конце концов дети начинают ошибаться: или начинают
отвечать за себя, или забывают отвечать за стоящего справа. Ошибившись,
ребенок выбывает из игры. В конце игры остаются самые внимательные.
Примечание: игра носит юмористический характер,
педагог должен объяснить детям, что при проведении игры в быстром темпе
ошибки неизбежны и дети не должны расстраиваться по поводу выбывания из
игры. Зайка на лужайке
Цель: развивать внимательность, ловкость, быстроту.
Оборудование: игрушечные заяц и лиса.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: воспитатель задает детям вопрос:
«Почему все зайчики лис боятся?». Дети отвечают, педагог помогает им:
«Потому что лисы охотятся на зайчиков и хотят их съесть». Педагог
предлагает детям поиграть в игру, в которой лиса будет догонять зайчика.
В игре должны принимать участие четное количество детей. Педагог
предлагает одному из детей выбрать, кем он будет: Зайчиком или Лисой. К
примеру, ребенок хочет быть Зайчиком, тогда все дети, идущие через один
от этого ребенка, будут Зайчиками, остальные, тоже идущие через одного,
соответственно Лисами. Дети проводят перекличку, чтобы уяснить, кто из
них Заяц, а кто – Лиса.
Одному из детей-Зайчиков воспитатель дает в руки зайчика
и объясняет, что дети должны передавать его по кругу через одного
(т. е. только игрокам-зайчикам). С противоположной стороны круга педагог
дает ребенку-Лисе игрушечную лисицу, ее дети тоже должны передавать
через одного. По команде педагог дети начинают передавать игрушки по
кругу, игра заканчивается, когда лиса «догонит» зайчика. После этого
детей можно поменять ролями и начать игру заново. После игры можно
предложить детям вспомнить стихотворения, сказки, мультфильмы про лис и
зайцев.
Примечание: педагог должен объяснить детям, что
игру надо вести честно, дети-Лисы не должны препятствовать передаче
игрушечного зайца детьми-Зайчиками и, наоборот. Волк и лиса
Цель: научить детей переключать внимание с выполнения одного действия на другое, развивать ловкость и быстроту.
Возраст: 2–3 года.
Оборудование: шапки-маски с изображением волков и лис по количеству детей в группе.
Ход игры: педагог предлагает детям поиграть. Дети
делятся на две команды: одна команда «Волки», другая – «Лисы». Дети
надевают на головы шапки-маски с изображением животных. Педагог
объясняет правила игры: по команде «волки» Волки должны догонять Лис, по
команде «лисы», наоборот, Лисы догоняют Волков. Включается негромкая
веселая музыка, педагог дает команду «волки», дети в шапочках волков
догоняют Лис, пойманные дети выбывают из игры, отходят в сторону
отдыхать. Примерно через минуту воспитатель командует «лисы», дети-Лисы
догоняют Волков. Игра заканчивается, когда большая часть игроков выйдет
из игры. Оставшиеся дети объявляются самыми ловкими и быстрыми.
Примечание: игру можно проводить для детей
среднего и старшего дошкольного возраста, при этом темп игры должен
постепенно нарастать, команды воспитателя сменять друг друга все чаще.
Также можно усложнить игру: намеренно запутывать детей, например два
раза подряд отдавать команду «волки». Замечай и считай
Цель: развитие внимания, реакции.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры: в игру можно играть во время долгой
поездки или прогулки. Нужно договориться заранее о том, какие предметы
вы будете замечать на дороге: переходы, постовых, светофоры или синие
машины. Играть необходимо наперегонки, развивая быструю реакцию. Увидев
какой-либо предмет, его необходимо как можно скорее включить в счет. Кто
больше заметит и быстрее сосчитает, тот и победил в этой игре. Не перепутай цвет
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, умения четко разграничивать цвета.
Оборудование: стулья, майки, шорты разных цветов.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: играют две команды по 5–7 человек. В
конце зала на стульях раскладывают для каждой команды по количеству
участников комплекты, состоящие из майки и шорт двух цветов (например,
красный и синий). По сигналу ведущего первые номера бегут к стульям,
надевают, например, красные шорты и синие майки, и как можно быстрее
возвращаются в шеренгу. Вторые номера должны одеваться в другом
варианте: синие шорты и красные майки и возвратиться на прежнее место и
т. д.
Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету. Собери урожай овощей
Цель игры: развитие внимания.
Оборудование: овощи, обручи.
Возраст: 2–3 года.
Ход игры: выстраиваются две равные команды из 5–7
игроков. В конце зала разложено по три обруча и по две кучи с овощами
(морковь, свекла, огурец).
По команде ведущего первые игроки команды бегут и
раскладывают в каждый обруч по одному овощу и возвращаются в конец
шеренги. Далее к овощам бегут вторые номера и проделывают то же самое.
Выигрывает команда, которая быстрее выполнила задание.
|