Цель: дифференциация [Р] - [Р'] в словах. Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Р']; совершенствование речевой моторики; развитие фонематического слуха.
Рома с Ритой убирали Урожай в сентябре. И корзины наполняли Рано утром на заре: помидор, укроп, картофель, перец, редька и горох, огурец, морковь и репа - Урожай у них неплох! Но делить решили дети Заготовки по частям. Что возьмёт в корзину Рома? А что Рита даст гостям?
Задание: разложить в корзинки овощи. В Ромину корзинку положить овощи, в названии которых звук [Р] - твёрдый, а в Ритину [Р'] - мягкий.
Бал у Белоснежки
Цель: дифференциация[Л]-[Л']. Задачи: формирование навыка различения звуков [Л] - [Л']; совершенствование речевой моторики; развитие фонематического слуха.
В сказку мы с тобой попали И героев повстречали: Гулливер, Емеля, Волк, Айболит и Колобок, Золушка, Лиса, Мальвина, Щелкунчик, Леший, Чиполлино. К Белоснежке все спешат - На бал успеть они хотят. Кто в синий зал из них войдёт? А кто - в зелёный попадёт?
Задание: детям предлагается разместить героев сказок по залам: в зелёный зал - в названии которых звук [Л']- мягкий, а в синий [Л] - твёрдый.
Раз, два, три, четыре, пять - будем слово выбирать!
Цель: дифференциация [Р] - [Л] Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л]; совершенствование речевой моторики; развитие фонематического слуха.
Рома с Ладою играли И картинки выбирали. Рома брал со звуком [ Р ], Ну, а Лада - там где [ Л ]: рак, ракета и ведро, лак, лошадка и дупло, белка, лайка и баран, кенгуру и барабан, рамка, радуга, кровать - Помоги им выбирать.
Детям предложить изображения Ромы и Лады и предметные картинки, согласно тексту.
Оркестр
Цель: дифференциация [ Р ]- [ Л]. Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л]; совершенствование речевой моторики; развитие фонематического слуха.
К нам в гости приехал целый оркестр И не было в зале незанятых мест: Егор барабанил, Георгий трубил, Артур на гармошке все гаммы пробил, Роман на гитаре играл целый час, Артем балалайкой порадовал нас. И не было в зале незанятых мест. Какой инструмент не вписался в оркестр?
Задание: из картинок с изображением музыкальных инструментов выбрать лишнюю картинку, объяснить почему.
Вышел мишка на опушку, Глядь - волшебная избушка, Там весёлые старушки приглашают на пирушку. Рита всех из них главней - зазывает в дом гостей. Лола стулья расставляет, Скатерть - Роза расстилает, Салфетки Лёля украшает. Приглашают всех зверят, Накрывают всё подряд: лимонад, желе, малину, пирожок, пюре, калину, торт, зефир, кефир и квас, салат, селёдку, ананас, бутерброды и творог, йогурт, рыбу и сырок. Отгадай, что на пирушку Каждая снесла старушка.
Задание: рядом с изображениями старушек разложит блюда, в названии которых слышится тот или иной звук: Роза - твёрдый [ Р], Рита -мягкий [Р'], Лола - твёрдый [Л], Лёля – мягкий [Л'].
Утром солнце только встанет- Сразу лучики подарит: поросёнку, жеребёнку, воронёнку и телёнку, барсучонку и слонёнку, и тигрёнку, и цыплёнку, и зайчонку, и лисёнку, аистёнку и гусёнку, и совёнку, и цыплёнку, обезьянке и козлёнку, и щенку, и паучку, медвежонку и жучку, лягушонку и ежонку, кукушонку и ужонку.
Задание: выставляется солнышко, на лучиках которого находятся карточки - символы звуков, с которыми работаем на данном этапе. Дети протягивают лучики к картинкам, на которых изображены животные. Задание можно усложнять, если в названии есть два звука. Например: к поросёнку может дотянуться лучик с [Р] и [С'] , лягушонку - [Л'] и [Ш] и т.д. Игру можно сократить, а можно и добавить другие персонажи, которые могут предложить сами дети.
Футбольный матч
Цель: дифференциация[Р]-[Л]. Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л]; совершенствование речевой моторики; развитие фонематического слуха.
Во дворе футбольный матч, Целый день гоняют в мяч: Эдуард, Тарас, Макар, Николай, Влад и Захар, Вячеслав, Арсений, Павел, Владислав- в воротах правил. Узнать с тобой сейчас нам нужно. Кто жил в команде своей дружно. Кто ведёт игру за «Ротор», Забивая гол в ворота? А - кто за « Локомотив», Выполняя норматив?
Задание: дети выставляют игроков рядом с эмблемами команд. Например: «Локомотив» - Николай, Павел …; « Ротор» - Эдуард, Арсений…
Аналогично можно использовать при дифференциации [Л] - [Л'] : Станислав, Олег и Павел, Николай, Илья, Владик, Слава, Лёша, Леонид, Василий, Лёва и Филипп. Названия команд дети могут придумывать самостоятельно.
Пропажа
Цель: дифференциация [Ж]-[Ш]. Задачи: формирование навыка различения звуков [ Ш] - [Ж ]; совершенствование речевой моторики; развитие фонематического слуха.
На заборе объявленье: «Сообщить без промедленья, Кто вдруг видел: утюжок, лыжи, шашки и флажок, шубу, шапку и пружинку, штангу, парашют, машинку, пирожок, штаны, кружок, жёлудь, пряжку и шнурок?» - Что же пишут в обращении? В этом странном объявлении? - Поиграть с разиней - Вовой Приходил его дружок!
Задание: игру можно проводить на этапе автоматизации звуков [Ш], [Ж]. Картинки выкладываются в такой же последовательности как в стихотворении, дети повторяют . Можно разыграть как мини – сценку по ролям. Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [ Ш ], а другая - со звуком [Ж].
Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [ Р ] : …помидор, свёрток, краски и топор, трактор, фартук и ватрушку, ручку, трубку и Петрушку, карту, грузовик и бурку, сыр, карман и кошку- Мурку. Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов.
Соня, Сима, Зоя, Зина Встретились весною У прилавка магазина Раннею порою. Мамины наказы выполняли и продукты покупали: соль, зефир, изюм, колбасы, кукурузу, сельдь и мясо, землянику, персик, квас, овсянку, сойку, ананас. Кто какую покупку сделал? Узнай, И деньги в кассу отдела отдай.
Задание: У девочек деньги разного цвета. Дети определяют, какой продукт купила та или иная девочка, и отдают деньги в кассу, согласно цветовому обозначению.
Белоснежка и семь гномов
Цель: дифференциация [Р]-[Р']. Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Р']; совершенствование речевой моторики; развитие фонематического слуха.
На лесной поляне гномы С Белоснежкой жили в доме. Роки, Руни, Рами, Рони- В лес ходили по дрова, Гномы Рики, Рени, Ряди- Поливали сад с утра. А как солнце засыпало- Все бегом под одеяло: Роки, Рами, Рони, Рики, Рени, Ряди, Руни. Каким одеялом их ночь укрывала?
Задание: каждого гнома укрыть одеялом: синим - если в имени звук [ Р ]- твёрдый, зелёным - если звук[Р'] мягкий.