Самолёты
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолётики.
– Послушайте стихотворение про самолёт:
По земле разбежался, В небо поднялся! Летит самолёт Прямо вперёд!
– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по
комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного
звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не
сталкивались друг с другом.
Пароходы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
– Послушайте стихотворение про пароход:
Пароходик домой Спешит по прямой! На волнах качается, Брызги разлетаются!
– Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!»
Двигаясь по комнате, выставляем прямые
руки перед собой и совершаем ими колебательные движения вверх-вниз, как
будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным повторением
звука Ы.
Машины
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ж; слова-звукоподражания БИ-БИ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
– Послушайте стихотворение про машину:
«Би-би-би», – гудит машина: Не поеду без бензина!
– Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»
Ходим по комнате, имитируя при помощи
движений рук управление машиной – крутим руль. Сопровождаем движения
произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
Паровозы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики.
– Послушайте стихотворение про паровоз:
Весёлый паровозик Вагончики возит! Трубой пыхтит, Колёсами стучит!
– Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУ-ТУ!»
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.
Ёжик
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.
Ход игры: Игра проводится на ковре, дети стоят напротив педагога.
– Давайте поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Вот свернулся ёж в клубок,
(дети присаживаются на корточки)
Потому что он продрог. «ОЙ-ОЙ-ОЙ!»
(говорим жалобным голосом вместе с детьми)
Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. «АЙ-АЙ-АЙ!»
(говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)
Игру можно повторять несколько раз.
Поиграем на дудочке
Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого – повторение слова-звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.
Оборудование: дудочка.
Ход игры: Предложите детям
«поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям
настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с
помощью движений кистей рук и озвучьте ее.
– Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? «ДУ-ДУ-ДУ!» Повторяйте за мной!
«Дудим» (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
Поиграем на балалайке
Цель: развитие подражания движениям рук, а также речи взрослого – повторение аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование: балалайка (или изображение балалайки).
Ход игры: Предложите детям
«поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям
настоящую балалайку и поиграйте на ней (или покажите картинку с ее
изображением, чтобы дети могли представить себе внешний вид инструмента;
балалайку можно заменить детской гитарой). Затем изобразите игру на
балалайке с помощью колебательных движений рук вверх-вниз и озвучьте ее.
– А теперь давайте поиграем на балалайке: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»
Изображаем игру на балалайке с одновременным пропеванием ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Позвеним колокольчиком
Цель: развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.
Оборудование: колокольчик.
Ход игры: Предложите детям
«позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям
настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените
колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи.
– Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!»
Имитируем движение игры на колокольчике –
поднимаем руку и машем ею из стороны в сторону. Можно предложить
позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается и легче воспроизводится в речи.
Если у малышей хорошо получаются разные
варианты звукоподражания, можно использовать их в одной игре. В этом
случае дается следующая инструкция:
– Звенеть колокольчиком можно
по-разному. Давайте позвеним так: «ДОН-ДОН-ДОН!» А теперь вот так:
«ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Повторяйте за мной!
Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант.
Бьём в барабан
Цель: развитие подражания движениям
рук и речи взрослого – повторение аморфных слов-звукоподражаний
ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.
Оборудование: барабан.
Ход игры: Предложите детям
«поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте настоящий
барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте
ее.
– А как мы бьем в барабан? «ТА-ТА-ТА!»
При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте
вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается, легче
воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты
звукового сопровождения. В этом случае дается следующая инструкция:
– Барабанить можно по-разному. Давайте
бить в барабан так: «ТА-ТА-ТА!» А теперь по-другому: «БОМ-БОМ-БОМ!» А
теперь вот так: «БАМ-БАМ-БАМ!» Повторяйте за мной!
Если же воспроизведение этих аморфных слов
вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один
вариант. Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке,
колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые
движения и речевое сопровождение к ним в одной игре.
– Бьем в барабан – «ТА-ТА-ТА!» Поиграем
на дудочке – «ДУ-ДУ-ДУ!» Позвеним колокольчиком – «ДОН-ДОН-ДОН»!
Поиграем на балалайке – «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»
Более сложный вариант игры – действие по словесной инструкции без одновременного показа движений.
Ехали-ехали
Цель: физическое развитие; развитие
подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных
слов-звукоподражаний ГОП-ГОП-ГОП, БИ-БИ-БИ и др.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в игру «Ехали-ехали».
– Слушайте и повторяйте за мной!
На лошадке ехали, В огород заехали.
(легонько приседаем на месте, руки вытянуты, будто держат вожжи)
ГОП-ГОП-ГОП! ГОП-ГОП-ГОП!
(хлопки ладошками – два коротких, один длинный)
На машине ехали, До угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль)
БИ-БИ-БИ! БИ-БИ-БИ!
(большим пальцем надавить на сигнал)
Паровозом ехали, До горы доехали.
(круговые движения руками, согнутыми в локтях в направлении вперед-назад)
ТУ-ТУ-ТУ! ТУ-ТУ-ТУ!
(широкое движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз, как будто тянем рычаг гудка)
Котята спят
Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний МУР, ГАВ.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в игру «Котята спят».
– Давайте поиграем в маленьких котят. Слушайте и повторяйте за мной!
Исходное положение – дети лежат на ковре, при слове «МУР» – мурлыкают.
На ковре котята спят. МУР-МУР, МУР-МУР. Просыпаться не хотят. МУР-МУР, МУР-МУР. Тихо спят спина к спине И мурлыкают во сне. МУР-МУР, МУР-МУР. Вот на спинки повернулись,
(дети ложатся на спину)
И проснулись!
(поднимают руки и ноги вверх и активно ими двигают)
Педагог или один из детей изображает собаку. Педагог комментирует:
Вот идет лохматый пес. ГАВ-ГАВ! А зовут его Барбос. ГАВ-ГАВ! «Тут котята шалят? Я поймаю всех котят!»
(«собака» шутливо гавкает, дети-котята встают с ковра и разбегаются)
Дом большой, дом маленький
Цель: развитие подражания движениям
и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ; слов
ДОМ, МИШКА, ЗАЙКА, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; фраз ДОМ БОЛЬШОЙ, МИШКА ПОШЁЛ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в мишку и зайку.
– Давайте поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
У медведя дом большой: ОЙ-ОЙ-ОЙ!
(говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)
А у зайки маленький: АЙ-АЙ-АЙ!
(говорим тонким голосом, приседаем на корточки)
Мишка наш пошел домой: ОЙ-ОЙ-ОЙ!
(говорим низким голосом, идем вразвалку)
Да и крошка заинька: АЙ-АЙ-АЙ!
(говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)
После отработки в речи звукоподражательных
слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз.
Например, педагог говорит: «У медведя дом...» и делает паузу. Дети
договаривают: «большой!» Далее: «А у зайки...», а дети договаривают:
«...маленький!» и т. д. Или педагог говорит: «Мишка наш...» и делает
паузу, а дети договаривают уже фразу: «...пошел домой!».
Также можно отрабатывать воспроизведение
слов и фраз в ходе беседы, задавая детям вопросы. Например, «Какой у
мишки дом?» (большой), «Что делает мишка?» (мишка идет).
Баба сеяла горох
Цель: физическое развитие; развитие
подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова
ПРЫГ-СКОК; слов БАБА, ШЛА, ГОРОХ, ПОТОЛОК и др.; фраз БАБА ШЛА, ПИРОЖОК
НАШЛА и др.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в народную игру «Баба сеяла горох».
– Давайте поиграем в игру «Баба сеяла горох». Слушайте и повторяйте за мной!
Баба сеяла горох: ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!
(подпрыгиваем на двух ногах)
Обвалился потолок:
(останавливаемся, поднимаем руки вверх, затем резким движением опускаем руки вниз)
ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!
(подпрыгиваем на двух ногах)
Баба шла, шла, шла,
(идем)
Пирожок нашла.
(останавливаемся, присаживаемся на корточки и «поднимаем» воображаемый пирожок)
Села, поела,
(«едим» пирожок)
Дальше пошла.
(идем)
Если кто-то из детей не умеет прыгать, или
не хочет повторять движения за взрослым самостоятельно, возьмите его за
обе руки и побуждайте двигаться вместе с вами. Помните, что прыжкам
следует специально обучать детей на занятиях физкультурой.
После того, как дети запомнят текст
стихотворения, можно делать паузы в разных местах, побуждая детей к
произнесению слов и фраз.
Куколка
Цель: развитие подражания движениям
и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ
ПЕСНЮ и др.
Оборудование: кукла.
Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру.
– Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ».
Прижав куклу к груди, покачиваем ее и
напеваем тихим голосом длительный звук А. Дети повторяют за взрослым,
укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
– Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ!
Кукла «танцует и кланяется».
– А теперь КУКЛА ПОЁТ песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песню.
При необходимости помогите детям совершать
игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с
помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поёт
песню?» и т. д.
Большие ноги идут по дороге
Цель: развитие подражания движениям
и речи взрослого – повторение слова-звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ,
НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т. д.; физическое
развитие.
Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
– Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Побуждайте детей выполнять движения вместе
с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание
ТОП-ТОП-ТОП. В дальнейшем побуждайте детей повторять слова и фразы –
задавайте вопросы («Что это?» – «ноги», «Какие ноги?» – «большие ноги»,
«Что делают ноги?» – «Ноги идут»).
Во время игры можно двигаться в одном
направлении, а затем в обратном (соответственно первой и второй частям
стихотворения) или двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было
достаточно места для выполнения движений.
Гости
Цель: развитие подражания речи
взрослого – повторение слов-звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ,
МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА,
КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА
КЛЮЁТ и др.
Оборудование: игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.
Ход игры: Постройте вместе с
малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика,
накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть в игру «Гости».
– Вот какой у нас дом получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? «ТУК-ТУК!» Кто там? (игрушка не видна) «АВ-АВ!»
Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в
гости. Давайте поговорим с ней на собачьем языке: «АВ-АВ!»
– «ТУК-ТУК!» Кто-то ещё пожаловал к нам в гости...
Игра продолжается со следующим персонажем.
Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для
этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте
вопросы.
В описании игры предложены разнообразные
персонажи. Их количество, состав и продолжительность игры следует гибко
варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии.
Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя –
ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти
персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Советуем менять персонажей, постепенно
увеличивать количество «гостей». При признаках утомления и потери у
малышей интереса сверните игру.
На! Дай!
Цель: развитие подражания движениям
(использование жестов «на», «дай») и речи взрослого – повторение слов
НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т. д. в разных
ситуациях (игровых и бытовых) с разными предметами.
Оборудование: игрушки – зайчик, мячик, кубик и др.
Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:
– НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая
слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное»
движение по направлению к себе.
– А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Предложите малышам по очереди дать зайке
мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми
разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик,
кукле цветочек). Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
Эту игру можно продолжать в бытовых
ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо, у
взрослых и сверстников, учатся делиться.
|