Покажи, где мама
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.
Оборудование: семейные фотографии.
Ход игры: Занятие проводится
индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные
фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму,
папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево,
другие знакомые предметы и объекты.
– Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?
Румяные щёчки
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
– Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.
– Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
Зеркало
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий.
Оборудование: большое зеркало.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.
– Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у
тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит?
Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя
на ногах. Это тапочки. И т. д.
Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия.
– Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. И т. д.
Посидим, полежим!
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия предметов мебели и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.
– Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т. д.
Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.
– Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т. д.
Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.
– Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда. И т. д.
Встречаем гостей!
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – ориентировка в помещении (квартире), понимание названия комнат и их назначения.
Оборудование: кукла или другая игрушка.
Ход игры: Игра проводится индивидуально, дома у ребенка. Взрослый предлагает ребенку поиграть в гости.
– Вот к нам в гости пришла матрёшка.
Давай покажем матрёшке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная?
Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в
прихожую? А где туалет? Матрёшка спрашивает, где кладовка. Покажи!
В следующий раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире.
– Покажи, где ты одеваешься на прогулку. А где ты моешься? Где ты играешь? А в какой комнате мама с папой спят?
Прятки
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».
Оборудование: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко и др.
Ход игры: Игра проводится
индивидуально или в группе детей. Перед началом игры разложите игрушки в
разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в
других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.
– Вот к нам пришла кукла Маша. Она
плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее
спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку.
Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля,
найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т. д.
В этой игре можно использовать не только
различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество
игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно одному ребенку давать
задание найти и принести две игрушки (картинки) и более.
В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.
У кого картинка?
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.
Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.
Ход игры: Раздайте детям по одной предметной картинке.
– Посмотрите, какие у вас красивые
картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду
называть слово, а вы слушайте внимательно. У кого такая картинка – пусть
поднимет руку. «Цветочек». Маша руку подняла. Правильно, Маша, у тебя
на картинке цветочек. Покажи всем твой цветок. Следующее слово –
«птичка». У кого птица? Никто не поднимает руку... Где же птица? Кто ее
найдет? Вот птичка, у Димы! Дима, подними руку. И т. д.
В дальнейшем можно проводить эту игру по
темам, например «Игрушки», «Одежда», «Животные» и др. При этом материал
для игры необходимо отбирать так, чтобы он был знаком детям из
повседневного опыта, книжек, мультфильмов. Например, при отборе картинок
по теме «Животные» предпочтение отдается тем животным, с которыми
ребенок сталкивается в повседневной жизни, о которых знает из сказок, –
кошка, собака, корова, лиса, заяц, волк. А вот знакомство с более
редкими, экзотическими животными – например крокодил, черепаха, пингвин,
тюлень и др. – можно продолжить в будущем.
Предлагаемые для игры картинки должны быть
конкретные, легко узнаваемые, с достаточно крупным и четким
изображением, качественным художественным исполнением. Со временем можно
увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать
по две и более).
Покажи картинку!
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.
Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.
Ход игры: Игра проводится на ковре.
Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные
картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать
нужную картинку.
– Смотрите, сколько у нас красивых
картинок. Все картинки разные. Саша, покажи кубик. Правильно. Лена,
найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет. И т. д.
В этой игре можно подбирать картинки по
темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно
увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за
один раз найти и показать сразу несколько (2–3) картинок.
Отгадай загадку – покажи отгадку!
Цель: уточнение и расширение
пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей
узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления
детей.
Оборудование: предметные картинки по разным темам.
Ход игры: Игра проводится на ковре.
Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные
картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а
можно загадывать загадки каждому ребенку по очереди.
– А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажите, что катится (картинка – «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка – «шапка»). Найдите и покажите то, что можно есть (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр») и т. д.
Если дети затрудняются в поиске нужной
картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета. Если дети не
смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет,
описать его свойства, обыграть его.
Весёлые загадки!
Цель: уточнение и расширение
пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей
узнаванию игрушек и предметов по описанию.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Игра проводится на ковре.
Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними несколько разных
игрушек или предметов. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно
давать инструкцию индивидуально для каждого ребенка.
– А я знаю еще интересные загадки. Я
буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, про
что я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он
круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленький, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). И т. д.
В дальнейшем при проведении игры можно вместо игрушек и предметов использовать предметные картинки.
Великаны и лилипуты
Цель: развитие понимания речи, расширение пассивного словаря детей.
Ход игры: Предложите детям поиграть в великанов и лилипутов.
– Давайте поиграем в великанов и
лилипутов. Великаны – большие. Когда изображаем великанов, стоим во весь
рост. А лилипуты очень маленькие. Когда изображаем лилипутов –
присаживаемся на корточки. Слушайте внимательно, что я буду говорить:
говорю «великаны» – стоим, говорю «лилипуты» – присаживаемся!
Параллельно с объяснением правил игры
педагог показывает нужные движения – стоит или присаживается, побуждает
детей повторить движения за ним. Затем начинается игра: педагог
поочередно произносит слова: «лилипуты» или «великаны», одновременно
выполняя соответствующие движения; дети повторяют движения. Сначала игра
выполняется медленно, постепенно темп произнесения слов и смены
движений убыстряется.
Когда дети хорошо освоят эту игру, можно ее усложнить:
можно произносить одинаковые команды два-три раза подряд;
можно предложить игру без показа, только по словесной инструкции;
а можно поиграть в путаницу: педагог дает команду, одновременно выполняя противоположное движение.
Выбирать подходящий вариант игры следует в зависимости от возраста и возможностей детей.
Выполняйте команды!
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Оборудование: игрушка (кукла или животное) с гибким телом и конечностями.
Ход игры: Начните занятие с игры: подберите подходящую куклу, при помощи которой можно изобразить различные движения.
– Сейчас я буду отдавать команды петрушке, а он будет показывать движения! Следите, чтобы петрушка не ошибался.
Взрослый выполняет движение с помощью
игрушки, сопровождая его собственным показом, одновременно называя
словом-действием. Иногда петрушка может ошибаться; в этом случае дети
замечают ошибку, и петрушка исправляется.
Далее проводится подвижная игра на ковре.
Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг
другу выполнять движения. Встаньте напротив детей.
– Давайте поиграем в такую игру: я буду
отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не
ошибайтесь! Начали! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Опустите руки!
Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте
руки на пояс! И т. д.
В этой игре можно использовать простые,
знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре,
когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним (см.
раздел «Развитие общего подражания», с. 35, игры «Делаем зарядку!»,
«Потанцуй со мной!», «Угадай, кто я такой!», «Повторяй за мной!»).
Педагог следит за выполнением детьми движений и исправляет ошибки. Игру
можно развивать, предлагая детям выполнить не отдельные движения, а
изобразить действия.
– Пейте! Танцуйте! Ешьте! Спите! Смейтесь!
Давать инструкцию следует одним словом,
так как дополнительные слова создают контекст и облегчают понимание
слова. Но если дети не понимают команды, можно помочь им – показать
нужное действие или дать команду в виде словосочетания: «пей компот»
вместо «пей», «спой песенку» вместо «пой» и т. д.
Что делает человечек?
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Оборудование: набор картинок, изображающих различные действия по количеству детей.
Ход игры: Перед началом игры
подготовьте картинки с изображением различных действий – такие картинки
можно выбрать из различных лото или нарисовать самостоятельно серию
картинок, схематично изображающих действия человечка. Раздайте детям по
одной картинке.
– Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки (человечек) что-то
делают. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду загадывать действия,
а вы слушайте внимательно. Тот, у кого подходящая картинка, – пусть
поднимет руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто
кушает? Кто пьет? Кто прыгает? И т. д.
Если малыши затрудняются с ответом, можно
сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание
предметов, которые есть на картинке.
– Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? Кто что делает?
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Оборудование: для этой игры необходимо попросить родителей принести фотографии, на которых ребенок совершает различные действия.
Ход игры: Дети любят рассматривать
фотографии, на которых изображены они сами. Полезно использовать это в
логопедических занятиях. Эта игра первоначально проводится
индивидуально, с использованием фотографий ребенка. Сначала можно
использовать только часть фотографий. Постепенно, по мере усвоения
материала, добавляйте остальные. Разложите фотографии перед ребенком.
– Посмотри, это твои фотографии. Вот
Анечка. И вот Анечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное.
Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься?
В дальнейшем можно проводить эту игру в
группе. Используйте выборочно фотографии разных детей так, чтобы одно
действие не повторялось.
– Посмотрите, это ваши фотографии. Что
это вы делаете? Найдите и покажите, кто спит. Правильно, Таня спит. А
кто причесывается? Саша. А кто бегает? Оля бегает.
Таким же образом можно проводить занятия с
использованием фотографий близких ребенка, совершающих различные
действия. Эта работа проводится индивидуально.
– Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т. д.
Где много, а где мало?
Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
Оборудование: предметные картинки,
на которых изображены различные предметы в количестве один и много
(такие изображения можно подобрать из наглядного материала по развитию
математических представлений).
Ход игры: Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
– Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? Большой или маленький?
Цель: уточнение и расширение
пассивного словаря детей – знакомство с понятиями «большой» и
«маленький»; обучение детей соотнесению слов «большой» и «маленький» с
величиной предметов; обучение использованию соответствующих жестов.
Оборудование: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.
Ход игры: При формировании понятий
«большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные
жесты (описание жестов см. с. 177–178). При этом жест всегда
сопровождается словом, его обозначающим.
Покажите детям большой и маленький мячики.
– Посмотрите, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (логопед делает соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите (логопед побуждает детей сделать жест). Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажите! Большой мяч.
В речевом сопровождении игры педагог
выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту
игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.
Где что лежит?
Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».
Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек.
Ход игры: Поставьте на стол коробку
с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в
коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки.
Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия
предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы
голоса.
– Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т. д.
После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.
– Лена, положи карандаш под коробку. Саша, положи кубик на коробку. И т. д.
Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.
– Ваня, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик, спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. И т. д.
Такие игры полезно повторять, используя
разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание
пространственных отношений.
|