Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 14.10.2019, 10:58

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [199]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [44]
РЕЧЬ И МОТОРИКА [22]
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ [15]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ [8]
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ [12]
Главная » Файлы » ЛОГОПЕД » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

КАКИЕ РЕЧЕВЫЕ КАРТЫ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
25.01.2012, 13:19
В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно.
Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Целью диагностического обследования психомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является:
определение уровня развития ребенка;
планирование работы:
по дальнейшему развитию ребенка (для детей с уровнем развития, соответствующим возрастной норме);
по коррекции развития ребенка (для детей с нарушением в развитии).
На базе отдела реабилитации и коррекции детей раннего и младшего возраста Центра психолого-медико-социального сопровождения диагностические исследования проводятся в основном с учетом указанных выше норм.
Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:
познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи);
крупная моторика;
мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика);
социально-эмоциональная сфера;
5)    самообслуживание (еда, одевание, туалет).
Такое выделение сфер является условным. Описываемая методика исследования предполагает выделение нескольких возрастных этапов:
от 12 до 22 месяцев (с 1 года до 1 года 10 месяцев);
от 22 до 36 месяцев (с 1 года 10 месяцев до 3 лет);
от 36 до 48 месяцев (с 3 лет до 4 лет).
Для диагностирования детей на указанных возрастных этапах подбираются определенные виды стимульного материала.
Результаты обследования каждого ребенка в краткой форме заносятся в речевую карту. Ранее вмешательство специалистов и активное участие родителей, считает О. В. Баранова, может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и дает возможность более широкого выбора типа школьного обучения. Коррекционно-развивающая работа в раннем возрасте является предупреждением интеллектуальных, речевых и социальных проблем адаптации личности в современном, быстро меняющемся обществе.
Методическое пособие «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Н. В. Серебряковой предлагает психомоторное обследование детей с 5 месяцев до 4-х лет. Представлены карты обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста.
В ходе обследования детей раннего возраста отмечаются:
1.    Уровень развития по следующим направлениям:
речевое развитие;
когнитивное развитие;
мелкая моторика;
крупная моторика;
самообслуживание;
социализация.
2.    Особенности психических процессов, таких, как:
а)    контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослыми сразу или по истечении определенного времени);
6)    интерес (проявление интереса к играм (игрушкам), исследование окружающих предметов);
в)    эффективный компонент продуктивности (отсутствие либо проявление ребенком каких-либо эмоций в процессе игры и по ее окончании; какие эмоции у ребенка преобладают: положительные, отрицательные; адекватность проявления эмоций и степень их выраженности: низкая, средняя, высокая);
г)    активность (интенсивность психической и двигательной деятельности, которая проявляется в процессе игры, и уровень активности: низкий, средний, высокий);
д)    внимание:
устойчивость — способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо;
переключаемость — способность ребенка переходить от одной деятельности к другой по требованию;
е)    характер игровой деятельности:
манипулирования с предметами;
конструктивные игры;
игры с воображаемыми предметами;
сюжетные игры;
сюжетно-ролевые игры.
Все полученные данные заносятся в карту обследования. Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня психомоторного развития ребенка и отразить динамику развития при повторных обследованиях. Контрольные обследования детей в возрасте от 1 года до 2 лет целесообразно проводить 2 раза в год, а обследование детей в возрасте от 2 до 4 лет — 1 раз в год. Однако если ребенок имеет риск отставания или отстает в развитии, то повторные обследования проводятся 3-4 раза в год.
При необходимости проводится дополнительное консультирование — обследование у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра или дефектолога). Первичную и дополнительную консультации могут проводить одновременно два или несколько специалистов.
Все полученные данные, заключения, рекомендации, дополнительные сведения заносятся в карту обследования. В карте отмечается, понимает ли ребенок обращенную к нему речь, выполняет ли простые и двухступенчатые инструкции, различает ли единственное и множественное число, а также зна чения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ориентируется ли в пространственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции.
В графе «Активная речь» записываются слова (звукоподражания, фрагменты слов, слова из 2, 3, 4 слогов), которые употребляет ребенок, отмечается наличие в активном словаре различных частей речи, а также наличие фразы (простой, развернутой, учитывается количество слов в предложении).
Нормативные данные, используемые при обследовании речи ребенка, представлены на основе схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961). Уровень развития навыков самообслуживания выясняется со слов родителей.
Помимо этого в графе «Дополнительные сведения» отмечаются особенности взаимодействия между ребенком и родителями (завышение, занижение возрастных норм родителями, гиперопека, попустительство, жесткость требований по отношению к ребенку, материнская депривация, внутрисемейные проблемы и т. д.), родительские проблемы (тревожная мама, проблемы взаимоотношений матери ребенка со своими родителями, социальное положение родителей и т. п.).
Игровой материал, используемый специалистом при проведении обследования, представлен в «Перечне стимульного материала для диагностического обследования».
Общее недоразвитие речи у ребенка (экспрессивная алалия, дизартрия) в настоящее время выявляется уже в возрасте 2—3 лет, когда процесс развития речи далеко не завершен. У этих детей отмечается своеобразное нарушение психических процессов, снижение познавательской деятельности, отклонения в поведении. Нередко имеет место симптомокомплекс-дизонтогенетически-энцефалопатических нарушений. Неравномерность развития неречевых психических функций в раннем возрасте отрицательно влияет на формирование речи. Поэтому для построения целенаправленной логопедической работы с детьми, поступающими в речевые группы детского сада, необходимо комплексное психолого-логопедическое обследование ребенка.
Предлагаемая речевая карта, разработанная Г. А. Волковой, М. А. Илюк, позволяет отразить все сведения о ребенке, необходимые для успешного проведения коррекционной работы. Содержательно в ней отражены 3 основных раздела обследования:
Изучение анамнеза, динамики психомоторного и речевого развития в раннем возрасте.
Сведения об адаптации ребенка и поведении в детском саду.
Обследование речевых и неречевых функций ребенка.
В реализации указанных направлений обследования значимую роль играет особое графическое оформление речевой карты. Она позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении всего времени его пребывания в ДОУ, что обеспечивает динамическое наблюдение за формированием психических функций ребенка. Подробная информация по итогам обследования в начале каждого учебного года фиксируется в соответствующих графах карты. Обобщенные результаты изучения всех функций заносятся на страницы «Дневника логопеда», где предусмотрена возможность отмечать изменения в состоянии детей в течение одного учебного года, который традиционно разделен на три периода обучения. Это позволяет увидеть результативность коррекционной работы и определить динамику в развитии каждого ребенка. В карту вносятся данные всех специалистов, работающих с ребенком, и по своей сути она является дневником его индивидуального сопровождения.
Особенностью графического оформления карты также является компактность и наглядность в расположении различ¬ных видов диагностических заданий на одной странице. Так, в карте жирной линией обозначены примерные возрастные нормативы в развитии тех или иных функций. Это позволяет увидеть как сохранные, так и нарушенные функции, что важно для построения программы коррекционной работы. Ежегодное отслеживание развития ребенка дает возможность четко проследить динамику и оптимально определить возможность дальнейшего обучения в школе.
Оформление карты, где отражены все параметры обследования ребенка, позволяет фиксировать результаты обследования в соответствующих отведенных местах.
Изучение динамического праксиса предполагает воспроизведение детьми с помощью хлопков определенного ритмического рисунка. Для этого предлагаются примеры разной степени сложности, которые обозначены следующим образом: ••••••   •••••••(• —тихо; « — громко).
В конце карты предлагаются 2 таблицы, в которых отражены:
«Связь неречевых и речевых функций в процессе развития устной речи»;
«Связь неречевых и речевых функций в процессе профилактики нарушений письменной речи».
Таблицы помогут при анализе результатов обследования и определении логопедического диагноза, а также при построении системы коррекционной работы с каждым ребенком.
Изучение анамнеза, динамики и речевого развития подразумевает выявление в первую очередь неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе — перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, аутизма, а также хронических соматических заболеваний сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматитов и т. д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития. В процессе индивидуальной беседы с родителями, кроме сведений анамнеза, выясняются особенности поведения ребенка в разных ситуациях дома, его привязанности, взаимоотношения с другими членами семьи, любимые игры, игрушки.
В период адаптации ребенка в детском саду ярко проявляются нарушения речевой активности. Поэтому сначала исследуются неречевые психические функции детей, а также их личностные особенности. В первый месяц нахождения ребенка в группе на основе результатов многократных наблюдений учитель-логопед отмечает в речевой карте состояние вегетативной сферы ребенка (особенности сна, аппетит, реакции на температурный режим в группе), а также поведение в новом коллективе (характер и особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, эмоциональный фон общения, игровая и речевая активность, преобладающее настроение). В течение первого периода обучения продолжается изучение личностных и психологических особенностей детей. Исследуется процесс воспитания у ребенка навыков поведения в коллективе сверстников.
Анализируя, насколько адекватно и самостоятельно поведение каждого ребенка, можно определить степень успешности его адаптации в группе. Выявляется предпочтительное отношение к формам занятий, владение навыками самообслуживания, состояние игровой деятельности. В процессе обследования выделяются группы детей наиболее активных в играх и занятиях, обращается внимание на привязанности детей друг к другу. В дальнейшем эти наблюдения помогают найти пути индивидуального подхода к детям, выбрать формы логопедической работы, сформировать подгруппы для занятий, учитывая не только особенности речевых нарушений, но и межличностные связи детей.
Обследование речевых и неречевых функций ребенка начинается с первичной беседы, направленной на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предполагаемой работе. По содержанию беседы делается предварительное заключение об особенностях знаний ребенка об окружающей действительности и ориен-тировке в ней, о круге интересов, о способности к суждению, об особенностях развития связной речи. В процессе проведения беседы ребенку предлагается выполнить ряд графических тестов: нарисовать по образцу вертикальную линию (дорожку), круг (солнышко), дом, дерево, человека (для этого в карте отводится соответствующее место). В ходе их выполнения определяется степень владения карандашом, особенности раз-вития графомоторных умений, предметного рисунка, навыки ориентировки на листе бумаги.
После проведения беседы ребенку предлагается выполнить ряд заданий, направленных на изучение механизма, структуры речевого дефекта и объема нарушения. В процессе исследования неречевых психических функций устанавливается уровень умственного развития ребенка и проводится качественный анализ нарушений его познавательной деятельности с акцентом на определение тех сохранных звеньев, которые могут быть использованы в процессе коррекционной работы. Проводится оценка динамики психического развития в процессе длительной логопедической работы.
В процессе обследования используется специально отобранный наглядный материал. Это прежде всего хорошо известный всем учителям-логопедам и используемый в течение многих лет «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева), разнообразные дидактические игры, игрушки, доски Сегена и др.
Психологическое обследование проводится в виде обучающего эксперимента, не требующего активной речи ребенка. В процессе выполнения заданий наглядно-действенного вида оценивается отношение ребенка к предлагаемой деятельности, способы действия, которые он выбирает, характер его ошибок, восприимчивость к помощи, особенности интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушений памяти, внимания, целенаправленности и произвольности, склонности к инертности и персеверациям.
В этом разделе карты предлагаются задания на исследования зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, пространственного, конструктивного и динамического праксиса.
Одним из показателей уровня развития ребенка является состояние его моторики. При оценке выполнения общих и тонких движений особо следует отметить наличие двигательной расторможенности и неловкости, объем, переключаемость, точность движений, наличие леворукости.
Следующие разделы карты содержат задания для обследования строения, подвижности артикуляторного аппарата, состояния звукопроизношения, фонематических процессов, воспроизведения звукослоговой структуры слов, общего звучания речи.
Изучение экспрессивной и импрессивной речи ребенка строится на одном наглядном и речевом материале, поэтому в карте одновременно отмечаются понимание и употребление грамматических форм, особенности развития лексики (объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень осведомленности ребенка). Обращается особое внимание на состояние связной речи, ее правильное лексико-грамматическое оформление, а также на умение устанавливать причинно-следственные связи. Это необходимо в связи с тем, что неравно. А мерность развития мышления у детей проявляется в формах, тесно связанных с развитием речи, наглядно-образного и словесного мышления, обобщающей функцией слова.
Такой подход позволяет систематически анализировать клинические формы речевой патологии, а также выбирать наиболее эффективные методы и средства для преодоления различных видов речевых нарушений на основе системного и дифференцированного логопедического воздействия.
Наблюдение за развитием психических функций ребенка на протяжении длительного временного периода помогает выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Такая интегративность и динамичность в обследовании позволяет по-новому взглянуть на проблему социальной адаптации детей с речевыми нарушениями, своевременно осуществлять коррекцию и компенсацию путем развития потенциальных возможностей и способностей ребенка, а также выявить зону его «ближайшего развития», на расширения которой направлена вся проводимая работа с каждым ребенком.
В 2003 году Н. В. Нищева опубликовала 2 речевые карты: одна для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет, другая для детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. Речевой и неречевой материал подобран с учетом возраста, особенностей развития ребенка, раскрывается методика обследования. Карта удобна для заполнения полученных результатов, многократность использования позволяет проследить динамику развития, результаты коррекционной работы с ребенком на протяжении нескольких лет.
Сегодня у логопеда есть уникальная возможность в выборе речевых карт с учетом возраста, логопедического диагноза и использовать ее от 1 года до 3 лет в зависимости от пребывания ребенка в коррекционном дошкольном образовательном учреждении.
Категория: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | Добавил: admin | Теги: отработка произношения звука, речевое дыхание, свистящие звуки, фольклор, Артикуляция, шипящие, артикуляционная гимнастика, занятия с логопедом
Просмотров: 5383 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2019
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru