Напомним, что при обследовании строения артикуляционного аппарата отклонения выявляются визуально. Особенности состояния движений (общих и артикуляционных) оцениваются при выполнении проб, используемых в традиционных логопедических методиках. Логопед отмечает объем, скорость, динамику, истощаемость, силу и координацию движений. При обследовании состояния артикуляционного аппарата как в покое, так и при двигательной нагрузке следует обратить внимание на ряд диагностических критериев. Патологическое состояние тонуса артикуляционной мускулатуры, как правило, сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушениях звукопроизношения. На основании результатов предварительной диагностики логопед составляет комплекс массажных приемов, намечает последовательность, методику их проведения и ориентировочно дозировку и только после этого приступает к логопедическому массажу. Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации про-износительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Показания к применению массажа в логопедической практике Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на нагольных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воз-действия. При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. При формировании регевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями. Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, то есть прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.
Физиологическое действие массажа
Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм: улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы; оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи; воздействует на состояние мышечной системы. Повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Основные цепи логопедического массажа: Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезия, гиперкинезы, судороги и т. п.). Стимуляция проприоцептивных ощущений. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.
Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.