Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 21.12.2024, 16:57

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [199]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [44]
РЕЧЬ И МОТОРИКА [22]
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ [15]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ [8]
Главная » Файлы » ЛОГОПЕД » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Общая и специальная артикуляционная гимнастика
25.01.2012, 12:35
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);
укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: логопед показывает, как выполнить то или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет.

Артикуляционная гимнастика делится на общую и специальную.
Упражнения для губ:
Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.
Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.
Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.
Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу.
• Надуть обе щеки («толстушки»), затем втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»).
Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребенок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши могут выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае посадите малыша напротив себя и предложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассматривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артикуляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание. Например:
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны —
От краев и до десны.
О. И. Крупенчук

Я слегка прикрою рот,
Губы — «хоботком» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке у-у-у.
О. И. Крупенчук
 Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается.
Упражнения для развития движений мышц щек:
Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.
Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.
Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.
Упражнения для развития движений языка:
Упражнение «Змейка» — показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
Упражнение «Дразнилки» — показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
Упражнение « Часики» — переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.
Упражнение «Орешек» — кончик языка упирается в правую щеку, а затем в левую.
Упражнение «Вкусное варенье» — медленно кончиком языка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю.
Упражнение «Почистим зубки» — кончиком языка дотрагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается.
Упражнение «Ловкий язычок» — рот открыт, губы в положении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние:
Упражнение «Карусель» — рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за нижней.
Упражнение «Лошадки» — открыть рот, пощелкать (по-цокать) языком.
Упражнение «Грибок» — открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком.
При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления.
В книге О. Н. Крупенчук и Т. А. Воробьевой в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно раскрашивать) и рекомендации авторов помогут логопедам в организации и проведении занятий с детьми.
Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5—6 лет — подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.
Специальная артикуляционная гимнастика
Для постановки свистящих, шипящих и соноров логопед использует специальные упражнения для губ, языка, работает над развитием диафрагмального дыхания, составляет индивидуальную программу для каждого ребенка.
Например: Устранение недостатков произношения звука [л].
Нормальная артикуляция звука.
Твердый звук [л] является трудным, и поэтому дети не всегда овладевают им. Для правильного произношения звука [л] необходимо соблюдать следующие правила:
Губы и зубы раскрыты в зависимости от следующего гласного.
Немного суженный кончик языка прижимается к верхним зубам или деснам. Корень языка чуть приподнят, а середина языка принимает ложкообразную форму. Боковые края, оба или один, несколько отстают от боковых зубов и десен, образуя одну или две боковые щели, через которые проходит выдыхаемый воздух.
Мягкое небо приподнято, голосовые связки вибрируют. Получается твердый звук [л].
Если при несколько опущенной задней части языка средняя часть спинки приподнята к твердому небу и общая площадь касания языка с небом больше, то образуется мягкий звук [л'].
Недостатки произношения звука [л]:
Ребенок не произносит звук [л] (ana — лапа, ук — лук).
Произносит звук, вытягивая губы «трубочкой», получа¬ется подобие краткого [у] или [в] (уапа — вапа;вук —ук — слова лапа, лук).
Произносит звук [л] недостаточно твердо, смягченно (ле-па — лапа); задняя часть языка несколько ниже нормы, а средняя — выше.
Произносит [л] при высунутом между зубами кончике языка.
Заменяет звук [л] другими звуками: [л'], [р], [в], [н], [ы], [й], [д]. Слово лапа — ляпа, рапа, вапа, напа, ыапа, йапа, дапа.
Произносит звук [л] гнусаво, вроде сочетания [нг]. Мягкое небо опущено, а задняя часть спинки языка или его ко¬рень приподняты, воздух проходит в нос.
В зависимости от нарушений произношения звука [л] подбирается комплекс упражнений.
Например: Если кончик языка плохо поднимается к небу, ([л] или совсем не получается, или получается губное [л]), то предварительно упражняют язык в загибании к носу и вниз (на нижнюю губу); при этом язык должен быть узким.
Артикуляционные упражнения:
«Часики» — губы в положении «улыбка», рот приоткрыт,
кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Логопед напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».
Улыбаюсь: вот шутник —
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
«Путешествие язычка» — рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Логопед следит, чтобы язык был узким, как иголочка.
«Болтушка» — язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла. Логопед вызванный звук [л] закрепляет в слогах.
При губном произношении звука [л] — логопед предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.
Если звук [л] смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук [л], затем резко отпустить язык.
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах — в связной речи
Вызванный логопедом звук закрепляется (автоматизируется) в слогах (открытых, закрытых, со стечением звуков), затем в словах. Логопед подбирает речевой материал таким образом, чтобы звук находился в разной позиции в слове (в начале, конце, середине: лак, пол, палка). Сначала звук произносится утрированно (галка), а затем, когда ребенок сам про¬износит звук правильно и не нуждается в напоминании и контроле со стороны взрослого, звук автоматизируется в фразах, предложениях, в связной речи (в потешках, в чистоговорках, в стихах).
Категория: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | Добавил: admin | Теги: отработка произношения звука, речевое дыхание, свистящие звуки, фольклор, Артикуляция, шипящие, артикуляционная гимнастика, занятия с логопедом
Просмотров: 3153 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru