Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка); укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов; подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: логопед показывает, как выполнить то или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет.
Артикуляционная гимнастика делится на общую и специальную. Упражнения для губ: Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу. • Надуть обе щеки («толстушки»), затем втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»). Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребенок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши могут выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае посадите малыша напротив себя и предложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассматривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артикуляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание. Например: Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны — От краев и до десны. О. И. Крупенчук
Я слегка прикрою рот, Губы — «хоботком» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке у-у-у. О. И. Крупенчук Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается. Упражнения для развития движений мышц щек: Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд. Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд. Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд. Упражнения для развития движений языка: Упражнение «Змейка» — показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета. Упражнение «Дразнилки» — показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Упражнение « Часики» — переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Упражнение «Орешек» — кончик языка упирается в правую щеку, а затем в левую. Упражнение «Вкусное варенье» — медленно кончиком языка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю. Упражнение «Почистим зубки» — кончиком языка дотрагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается. Упражнение «Ловкий язычок» — рот открыт, губы в положении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние: Упражнение «Карусель» — рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за нижней. Упражнение «Лошадки» — открыть рот, пощелкать (по-цокать) языком. Упражнение «Грибок» — открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком. При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления. В книге О. Н. Крупенчук и Т. А. Воробьевой в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно раскрашивать) и рекомендации авторов помогут логопедам в организации и проведении занятий с детьми. Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5—6 лет — подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог. Специальная артикуляционная гимнастика Для постановки свистящих, шипящих и соноров логопед использует специальные упражнения для губ, языка, работает над развитием диафрагмального дыхания, составляет индивидуальную программу для каждого ребенка. Например: Устранение недостатков произношения звука [л]. Нормальная артикуляция звука. Твердый звук [л] является трудным, и поэтому дети не всегда овладевают им. Для правильного произношения звука [л] необходимо соблюдать следующие правила: Губы и зубы раскрыты в зависимости от следующего гласного. Немного суженный кончик языка прижимается к верхним зубам или деснам. Корень языка чуть приподнят, а середина языка принимает ложкообразную форму. Боковые края, оба или один, несколько отстают от боковых зубов и десен, образуя одну или две боковые щели, через которые проходит выдыхаемый воздух. Мягкое небо приподнято, голосовые связки вибрируют. Получается твердый звук [л]. Если при несколько опущенной задней части языка средняя часть спинки приподнята к твердому небу и общая площадь касания языка с небом больше, то образуется мягкий звук [л']. Недостатки произношения звука [л]: Ребенок не произносит звук [л] (ana — лапа, ук — лук). Произносит звук, вытягивая губы «трубочкой», получа¬ется подобие краткого [у] или [в] (уапа — вапа;вук —ук — слова лапа, лук). Произносит звук [л] недостаточно твердо, смягченно (ле-па — лапа); задняя часть языка несколько ниже нормы, а средняя — выше. Произносит [л] при высунутом между зубами кончике языка. Заменяет звук [л] другими звуками: [л'], [р], [в], [н], [ы], [й], [д]. Слово лапа — ляпа, рапа, вапа, напа, ыапа, йапа, дапа. Произносит звук [л] гнусаво, вроде сочетания [нг]. Мягкое небо опущено, а задняя часть спинки языка или его ко¬рень приподняты, воздух проходит в нос. В зависимости от нарушений произношения звука [л] подбирается комплекс упражнений. Например: Если кончик языка плохо поднимается к небу, ([л] или совсем не получается, или получается губное [л]), то предварительно упражняют язык в загибании к носу и вниз (на нижнюю губу); при этом язык должен быть узким. Артикуляционные упражнения: «Часики» — губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Логопед напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка». Улыбаюсь: вот шутник — Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. «Путешествие язычка» — рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Логопед следит, чтобы язык был узким, как иголочка. «Болтушка» — язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла. Логопед вызванный звук [л] закрепляет в слогах. При губном произношении звука [л] — логопед предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем. Если звук [л] смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук [л], затем резко отпустить язык. Автоматизация звука в слогах, словах, фразах — в связной речи Вызванный логопедом звук закрепляется (автоматизируется) в слогах (открытых, закрытых, со стечением звуков), затем в словах. Логопед подбирает речевой материал таким образом, чтобы звук находился в разной позиции в слове (в начале, конце, середине: лак, пол, палка). Сначала звук произносится утрированно (галка), а затем, когда ребенок сам про¬износит звук правильно и не нуждается в напоминании и контроле со стороны взрослого, звук автоматизируется в фразах, предложениях, в связной речи (в потешках, в чистоговорках, в стихах).
|