Лапки-царапки
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте поиграем в кошечек.
Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, А в лапках – цап-царапки.
– Лапки у кошечек мягкие... Кладем руки на стол, сжимаем в кулак.
– ...а в лапках острые коготки. Давайте покажем коготки!
Выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы, в шутку царапаемся. Игру можно повторить несколько раз.
Серенький зайка
Цель: развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте поиграем в зайчиков.
Зайка серенький сидит, И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит!
Делаем «зайку» – прижимаем мизинец,
безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный
выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками-ушками в
такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках. Игру можно
повторить несколько раз.
Молоточки
Цель: развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте построим домик для друзей.
Педагог показывает, дети повторяют:
сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу (полу, стене) или одним
кулачком по другому поочередно. Во время показа педагог ритмично
произносит слова стихотворения.
Целый день тук да тук, Раздается громкий стук. Молоточки стучат — Строим домик для зверят.
Уточка
Цель: развитие тонкой моторики пальцев; подражание движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте поиграем в уточек.
Идёт утка по дорожке:
(поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»
(открываем и закрываем «клювик» – раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным)
На ней красные сапожки:
(прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»
(открываем и закрываем «клювик»)
Утка по воде плывёт, Ловко лапками гребёт!
(поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед-назад)
Игру можно повторить несколько раз.
Ёжик
Цель: развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подражание движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Давайте поиграем в ёжиков.
Перед началом чтения стихотворения изображаем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены. Ёжик маленький замерз, И в клубок свернулся.
(прижимаем пальцы – убираем «иголки») Солнце ёжика согрело — Ёжик развернулся!
(выпрямляем пальцы – показываем «колючки»)
Игру можно повторить несколько раз.
Птички
Цель: развитие движений кистей рук, развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Вот птички летают, машут крылышками.
(скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти)
– Приземлились птички, крылышки сложили.
(соединяем ладони вместе)
– Покормим птичек – насыплем им зернышек!
(складываем пальцы одной руки в щепоть и легко шевелим ими)
– Вот как птички зернышки клюют!
(тихонько барабаним по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью)
– Наелись птички, поднялись и улетели.
(скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти) Игру можно повторить несколько раз.
Человечек
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.
– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках.
«Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол. – Человечек пошел погулять.
Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.
– Сделайте таких же человечков.
Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Игру можно повторять несколько раз.
Мы топали
Цель: развитие ритмичных движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам новую игру. Исходное положение – сидя на коленях на полу или на стульчиках за столом.
– Положите ладошки на стол (на колени). Сейчас наши ладошки станут ножками. Пойдемте гулять!
Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, Аж ножки все оттопали!
Ритмично «топаем» – хлопаем поочередно правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).
Можно продолжить «прогулку», ускоряя темп.
Во второй и третий раз стишок читается в ускоренном темпе (на третий
раз топаем очень быстро, почти бегом).
Ножки
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на ковре.
– Мы идем гулять.
«Ставим» ладошку на стол и показываем, как
указательный и средний пальцы «идут». Во время показа педагог ритмично
произносит слова стихотворения.
По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Топ-топ-топ.
Затем поочередно поднимаем вверх и опускаем на стол пальцы-ножки – «прыгаем».
По камушкам, по камушкам Прыг-скок, прыг-скок!
Игру можно повторить несколько раз.
Пальчики играют
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук.
Ход игры: Посадите детей в кружок за столом или на ковре и предложите поиграть с пальчиками.
– Ну-ка поднимите ваши ручки, покажите, какие у вас пальчики!
(поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы)
– Пальчики проснулись и потягиваются.
(руки вверх, шевелим только пальчиками)
– Пальчики здороваются, желают друг другу доброго утра.
(сначала здороваются пальцы на правой руке
– кончик большого пальца соприкасается с кончиком указательного пальца,
затем с остальными пальцами по очереди; затем здороваются пальцы на
левой руке)
– Пальчики целуются.
(кисти обеих рук соединяются в основании,
поочередно дотрагиваемся палец к пальцу – большой к большому,
указательный к указательному и т. д., можно прикасаться по 2–3 раза)
– Пальчики делятся на пары.
(одновременно соединить палец к пальцу обеих рук)
– Пальчики катаются на каруселях.
(руки подняты, круговые движения влево-вправо расслабленными кистями рук)
– Пальчики шепчутся.
(собрать пальцы в щепотку, затем разбросать в стороны)
– Пальчики обнимаются.
(скрещиваем пальцы обеих рук)
– Пальчики танцуют.
(соединить вместе прямые ладони обеих рук – палец к пальцу, поочередно то сводить, то растопыривать, то вновь сводить пальцы)
– Раз, два, три, четыре, пять – пальчики учатся считать!
(поднимаем вверх правую руку, показываем
только один указательный палец, затем два – указательный и средний, и
т. д.; то же самое повторяем левой рукой)
– Пальчики загорают – лежат на солнышке. Вот один пальчик встал, вот другой.
(кладем ладони с растопыренными пальцами на стол, затем поочередно приподнимаем по одному пальцу)
Можно использовать игру с пальцами в качестве разминки во время занятий.
Крепкие кулачки
Цель: развитие силы кистей рук.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в игру «Кто сильнее?» или «Крепкие кулачки».
– Давайте посоревнуемся, у кого кулачки
сильнее! Сожмите руку в кулак – крепко-крепко. Молодцы. Сейчас я
проверю, сильные у вас кулаки или нет, – попробую разогнуть пальчики.
Педагог подходит поочередно к каждому из
детей и пробует разогнуть пальцы, собранные в кулак. В игре можно
использовать сначала одну руку, затем другую, или сжимать кулаки на
обеих руках одновременно. После этого педагог протягивает вперед свои
руки, зажатые в кулак, и предлагает детям попробовать разогнуть пальцы.
– А теперь вы посмотрите, сильные, крепкие у меня кулаки, или нет!
Дети могут все вместе разгибать пальцы
взрослого. Желательно, чтобы малыши почувствовали свою силу, поэтому
следует гибко регулировать силу сжатия пальцев: взрослый не должен быть
всегда сильнее детей. Замечание относится и к первой части игры, когда
малыши сжимают руки в кулаки.
В последующем, когда дети освоят игру,
возможно соревнование на силу рук в парах. При этом старайтесь подбирать
в пары детей, примерно равных по силе, а также следите за порядком,
чтобы игра не переросла в драку.
Барабанчики
Цель: развитие силы мышц кистей рук, быстроты движения пальцев.
Ход игры: Сядьте с малышами за стол
и предложите поиграть в игру «Барабанчики». Положите руки на стол,
покажите, как можно барабанить указательными пальцами или всеми пальцами
обеих рук по столу.
– Вот палочки-пальчики – гремят барабанчики!
Пусть малыши повторят движения. Можно устроить соревнования на самый громкий и быстрый барабанчик.
В последующем можно предлагать детям барабанить в разном ритме, медленно или быстро, громко или тихо. Моторчик
Цель: развитие согласованных движений пальцев обеих рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Начните занятие с игры в машины.
– Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики.
Покажите малышам, как можно завести
моторы: все пальцы ладоней, кроме больших, сплетаем вместе, свободные
большие пальцы вращаем друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать
быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз. Разминка
Цель: развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Плавно поднимаем руки перед собой и встряхиваем кистями. Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению.
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.
Такую игру-разминку можно проводить во время занятий.
Моя семья
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Сначала взрослый загибает
пальцы на руке у ребенка. После того, как ребенок запомнит движения,
можно проводить игру в группе: малыши самостоятельно повторяют движения в
такт стихотворению – загибают пальчики на руке, начиная с большого.
Загибать пальцы можно при помощи второй руки.
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!
Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой.
Вышли пальчики гулять
Цель: развитие дифференцированных
движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания
движениям рук взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению – загибают и разгибают пальцы. В начале игры пальцы сжаты в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять —
(поочередное разгибание пальцев из кулаков, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(пошевелить пальцами)
Раз, два, три, четыре, пять —
(поочередное сгибание пальцев в кулаки, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
Игру можно повторить с другой рукой.
Пальчики в лесу
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Сначала взрослый загибает
пальцы каждого ребенка, затем ребенок действует самостоятельно, помогая
себе второй рукой. После того, как малыши научатся повторять движения
взрослого самостоятельно, становится возможным проводить такую игру в
группе.
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять:
(возьмите ладонь ребенка или предложите детям растопырить пальчики и пошевелить ими)
Этот пальчик гриб нашел,
(загибаем мизинец)
Этот пальчик чистить стал,
(загибаем безымянный палец)
Этот резал, этот ел,
(загибаем средний и указательный пальцы)
Ну а этот – лишь глядел.
(загибаем большой палец, щекочем ладошку ребенка)
Повторяем с другой рукой.
Спокойного сна!
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: После заучивания хода
игры можно проводить занятия в группе. Малыши могут повторять движения
взрослого самостоятельно по показу или по памяти.
Этот пальчик хочет спать,
(загибаем мизинец)
Этот пальчик лег в кровать,
(загибаем безымянный палец)
Этот рядом прикорнул,
(загибаем средний палец)
Этот пальчик уж заснул,
(загибаем указательный палец)
А другой давненько спит...
(загибаем большой палец)
Кто у нас еще шумит?
(«грозим» пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!
Такую игру можно проводить перед сном.
Улитка
Цель: развитие дифференцированных
движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания
движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на ковре. Педагог показывает на стол или ковер.
– Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка по травке ползет, медленно-медленно.
Положите кулак на стол или на пол и медленно передвигайте его вперед, предложите детям повторить движение за вами.
– Давайте позовем улитку: может, она выглянет из своего домика.
Улитка, улитка, высуни рожки! Дам тебе я хлебушка крошки!
Или:
Улитка, улитка, высуни рога! Дам тебе, улитка, кусок пирога!
(высовываем вперед указательный и средний пальцы) Игру можно повторить несколько раз.
Черепашка
Цель: развитие дифференцированных
движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания
движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на ковре. Педагог показывает на стол или на ковер.
– Это песочек. Он теплый и сухой.
Изобразите, будто пересыпаете песок, предложите детям повторить.
– По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно.
Положите на стол или на пол оба кулака,
прижатых друг к другу. Затем медленно передвигайте оба кулака вперед,
предложите детям повторить движение за вами.
Черепашка, черепашка В панцире живет. Высунет головку — Обратно уберет.
(высовываем вперед оба указательных пальца, прижатых друг к другу, затем снова прячем) Игру можно повторить несколько раз.
Замок
Цель: развитие тонкой моторики
пальцев, развитие движений кистей рук, укрепление мышц рук; развитие
подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в новую игру.
– Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной.
На двери висит замок.
(пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу)
Кто его открыть не смог? Мы замочком постучали,
(движение сомкнутыми в замок руками вперед-назад, можно постучать по столу)
Мы замочек повертели,
(движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения)
Мы замочек покрутили...
(тянем руки в разные стороны)
И открыли!
(«разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны)
Игру можно повторить несколько раз. Это упражнение можно использовать, играя в гости.
Апельсин
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Игра проводится за столом.
Мы делили апельсин,
(соединить ладони обеих рук «чашечкой»)
Много нас, а он – один.
(сначала показываем растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке)
Эта долька – для ежа,
(сжимаем пальцы левой руки в кулак, затем разгибаем по одному пальцу – сначала большой палец)
Эта долька – для стрижа,
(указательный палец)
Эта долька – для утят,
(средний палец)
Эта долька – для котят,
(безымянный палец)
Эта долька – для бобра,
(мизинец)
А для волка... кожура.
(разводим руками)
Он сердит на нас, беда!
(грозим пальчиком)
Разбегайтесь кто куда!
(имитируем бег пальцами по столу)
Жук на дереве
Цель: развитие движений кистей рук и
тонкой моторики пальцев; обучение согласованным движениям обеих рук;
развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам
поиграть за столом в новую игру «Жук на дереве». Сначала покажите детям
всю игру: поставьте на стол выпрямленную левую руку с растопыренными
пальцами (упритесь локтем в стол) – это дерево.
– Посмотрите, какое у меня высокое красивое дерево получилось – вот ствол, а вот ветки. Ветерок подул, ветки закачались.
Ритмично подвигайте кистью руки. Затем
положите на стол правую руку на полусогнутых пальцах – это жук.
Передвигайте пальцы – жук медленно «ползет» вперед.
– Смотрите, какой жук ползет. Видите, какие у него лапки-пальчики. Куда это он собрался? А, ему на дерево хочется забраться!
Рассказывая стишок, «иллюстрируйте» его:
жук подползает к дереву и начинает забираться по стволу вверх. Вдруг
падает на стол «лапками» вверх – правая рука тыльной стороной ладони
лежит на столе, полусогнутые пальцы шевелятся.
Жук на дереве сидит, Жук на солнышко глядит, Вдруг – упал и встать не может. Ждет он – кто ему поможет.
Предложите одному из детей помочь жуку –
«перевернуть его на лапки». Теперь то же самое повторите вместе с
детьми: педагог показывает и рассказывает, а малыши повторяют. Если у
кого-то не получится действовать обеими руками одновременно, можно
предложить сначала изобразить только дерево или только жука (можно
разбить детей на пары). Игру можно повторить несколько раз. Пальчиковые загадки
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук.
Ход игры: Посадите детей в кружок на ковре и предложите поиграть с пальчиками.
– А сегодня пальчики будут загадывать интересные загадки. Я буду показывать, а вы отгадывайте; потом повторяйте за мной.
«Очки»: Обеими руками изображаем
«колечки» – соединяем большой и указательный пальцы (остальные пальцы
выпрямлены или немного согнуты). Поднимаем руки и подносим их к глазам.
– Угадайте, какую фигуру показывают пальчики! Правильно, это очки. А еще похоже на бинокль.
«Домик»: прямые ладони соединяем под углом, кончики пальцев соприкасаются.
«Лодка»: ладони с прижатыми друг к
другу пальцами поставлены на ребро, соединяем их «ковшиком». А если в
этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход».
«Цепочка»: большие и указательные
пальцы соединяем – получаются колечки, одно колечко обхватывает другое –
получается цепочка. Цепочку можно делать и из других пальцев – большой и
указательный, большой и средний и т. д.
«Шарик»: все пальцы обеих рук в
«щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при
этом пальцы раздвигаются, по-прежнему соприкасаясь кончиками, принимая
форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.
«Грабли»: выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы.
«Корзина»: соединяем пальцы в
замок, локти раздвигаем, соединенные большие пальцы образуют ручку
корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку);
«Птенчики в гнезде»: обхватываем левой ладонью все пальчики правой руки и ими шевелим.
Можно
придумывать и складывать из пальцев самые разнообразные фигуры, но
чтобы детям было интересно, они должны быть легки в исполнении, понятны и
узнаваемы.
Когда дети запомнят основные фигуры, то могут сами при помощи взрослого выполнять роль водящего.
|