| Лапки-царапки
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. 
 – Давайте поиграем в кошечек. 
Кошечка Мурка, Серенькая шкурка,
 Мягкие лапки,
 А в лапках – цап-царапки.
 
 – Лапки у кошечек мягкие... Кладем руки на стол, сжимаем в кулак. 
 – ...а в лапках острые коготки. Давайте покажем коготки! 
 Выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы, в шутку царапаемся. Игру можно повторить несколько раз. 
 Серенький зайка
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. 
 – Давайте поиграем в зайчиков. 
Зайка серенький сидит, И ушами шевелит.
 Вот так, вот так
 Он ушами шевелит!
 
 Делаем «зайку» – прижимаем мизинец, 
безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный 
выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками-ушками в 
такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках. Игру можно 
повторить несколько раз. 
 Молоточки
 Цель: развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. 
 – Давайте построим домик для друзей. 
 Педагог показывает, дети повторяют: 
сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу (полу, стене) или одним
 кулачком по другому поочередно. Во время показа педагог ритмично 
произносит слова стихотворения. 
Целый день тук да тук, Раздается громкий стук.
 Молоточки стучат —
 Строим домик для зверят.
 
 Уточка
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев; подражание движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. 
 – Давайте поиграем в уточек. 
Идёт утка по дорожке: 
 (поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть) 
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» 
 (открываем и закрываем «клювик» – раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным) 
На ней красные сапожки: 
 (прямые пальцы собраны в щепоть) 
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» 
 (открываем и закрываем «клювик») 
Утка по воде плывёт, Ловко лапками гребёт!
 
 (поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед-назад) 
 Игру можно повторить несколько раз. 
 Ёжик
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подражание движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. 
 – Давайте поиграем в ёжиков. 
 Перед началом чтения стихотворения изображаем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены.Ёжик маленький замерз, И в клубок свернулся.
 
  
 
 (прижимаем пальцы – убираем «иголки»)Солнце ёжика согрело — Ёжик развернулся!
 
  
 
 (выпрямляем пальцы – показываем «колючки») 
 Игру можно повторить несколько раз. 
 Птички
 Цель: развитие движений кистей рук, развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. 
 – Вот птички летают, машут крылышками. 
 (скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти) 
 – Приземлились птички, крылышки сложили. 
 (соединяем ладони вместе) 
 – Покормим птичек – насыплем им зернышек! 
 (складываем пальцы одной руки в щепоть и легко шевелим ими) 
 – Вот как птички зернышки клюют! 
 (тихонько барабаним по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью) 
 – Наелись птички, поднялись и улетели. 
 (скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти) Игру можно повторить несколько раз. 
 Человечек
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. 
 – Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. 
 «Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол. – Человечек пошел погулять. 
 Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения. 
 – Сделайте таких же человечков. 
 Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения. 
 Топ-топ-топ – топают ножки. 
 Человечек идет по дорожке. 
 Игру можно повторять несколько раз. 
 Мы топали
 Цель: развитие ритмичных движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам новую игру. Исходное положение – сидя на коленях на полу или на стульчиках за столом. 
 – Положите ладошки на стол (на колени). Сейчас наши ладошки станут ножками. Пойдемте гулять! 
Мы топали, мы топали, До тополя дотопали,
 До тополя дотопали,
 Аж ножки все оттопали!
 
 Ритмично «топаем» – хлопаем поочередно правой и левой ладонями по столу (или по коленкам). 
 Можно продолжить «прогулку», ускоряя темп.
 Во второй и третий раз стишок читается в ускоренном темпе (на третий 
раз топаем очень быстро, почти бегом). 
 Ножки
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на ковре. 
 – Мы идем гулять. 
 «Ставим» ладошку на стол и показываем, как
 указательный и средний пальцы «идут». Во время показа педагог ритмично 
произносит слова стихотворения. 
По ровненькой дорожке Шагают наши ножки.
 Топ-топ-топ.
 
 Затем поочередно поднимаем вверх и опускаем на стол пальцы-ножки – «прыгаем». 
По камушкам, по камушкам Прыг-скок, прыг-скок!
 
 Игру можно повторить несколько раз. 
 Пальчики играют
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук. 
 Ход игры: Посадите детей в кружок за столом или на ковре и предложите поиграть с пальчиками. 
 – Ну-ка поднимите ваши ручки, покажите, какие у вас пальчики! 
 (поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы) 
 – Пальчики проснулись и потягиваются. 
 (руки вверх, шевелим только пальчиками) 
 – Пальчики здороваются, желают друг другу доброго утра. 
 (сначала здороваются пальцы на правой руке
 – кончик большого пальца соприкасается с кончиком указательного пальца,
 затем с остальными пальцами по очереди; затем здороваются пальцы на 
левой руке) 
 – Пальчики целуются. 
 (кисти обеих рук соединяются в основании, 
поочередно дотрагиваемся палец к пальцу – большой к большому, 
указательный к указательному и т. д., можно прикасаться по 2–3 раза) 
 – Пальчики делятся на пары. 
 (одновременно соединить палец к пальцу обеих рук) 
 – Пальчики катаются на каруселях. 
 (руки подняты, круговые движения влево-вправо расслабленными кистями рук) 
 – Пальчики шепчутся. 
 (собрать пальцы в щепотку, затем разбросать в стороны) 
 – Пальчики обнимаются. 
 (скрещиваем пальцы обеих рук) 
 – Пальчики танцуют. 
 (соединить вместе прямые ладони обеих рук – палец к пальцу, поочередно то сводить, то растопыривать, то вновь сводить пальцы) 
 – Раз, два, три, четыре, пять – пальчики учатся считать! 
 (поднимаем вверх правую руку, показываем 
только один указательный палец, затем два – указательный и средний, и 
т. д.; то же самое повторяем левой рукой) 
 – Пальчики загорают – лежат на солнышке. Вот один пальчик встал, вот другой. 
 (кладем ладони с растопыренными пальцами на стол, затем поочередно приподнимаем по одному пальцу) 
 Можно использовать игру с пальцами в качестве разминки во время занятий. 
 Крепкие кулачки
 Цель: развитие силы кистей рук. 
 Ход игры: Предложите малышам поиграть в игру «Кто сильнее?» или «Крепкие кулачки». 
 – Давайте посоревнуемся, у кого кулачки
 сильнее! Сожмите руку в кулак – крепко-крепко. Молодцы. Сейчас я 
проверю, сильные у вас кулаки или нет, – попробую разогнуть пальчики. 
 Педагог подходит поочередно к каждому из 
детей и пробует разогнуть пальцы, собранные в кулак. В игре можно 
использовать сначала одну руку, затем другую, или сжимать кулаки на 
обеих руках одновременно. После этого педагог протягивает вперед свои 
руки, зажатые в кулак, и предлагает детям попробовать разогнуть пальцы. 
 – А теперь вы посмотрите, сильные, крепкие у меня кулаки, или нет! 
 Дети могут все вместе разгибать пальцы 
взрослого. Желательно, чтобы малыши почувствовали свою силу, поэтому 
следует гибко регулировать силу сжатия пальцев: взрослый не должен быть 
всегда сильнее детей. Замечание относится и к первой части игры, когда 
малыши сжимают руки в кулаки. 
 В последующем, когда дети освоят игру, 
возможно соревнование на силу рук в парах. При этом старайтесь подбирать
 в пары детей, примерно равных по силе, а также следите за порядком, 
чтобы игра не переросла в драку. 
 Барабанчики
 Цель: развитие силы мышц кистей рук, быстроты движения пальцев. 
 Ход игры: Сядьте с малышами за стол
 и предложите поиграть в игру «Барабанчики». Положите руки на стол, 
покажите, как можно барабанить указательными пальцами или всеми пальцами
 обеих рук по столу. 
 – Вот палочки-пальчики – гремят барабанчики! 
 Пусть малыши повторят движения. Можно устроить соревнования на самый громкий и быстрый барабанчик. 
 В последующем можно предлагать детям барабанить в разном ритме, медленно или быстро, громко или тихо. Моторчик
 Цель: развитие согласованных движений пальцев обеих рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Начните занятие с игры в машины. 
 – Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики. 
 Покажите малышам, как можно завести 
моторы: все пальцы ладоней, кроме больших, сплетаем вместе, свободные 
большие пальцы вращаем друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать 
быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз. Разминка
 Цель: развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Плавно поднимаем руки перед собой и встряхиваем кистями. Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению. 
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали.
 Наши пальчики встряхнем,
 Рисовать опять начнем.
 
 Такую игру-разминку можно проводить во время занятий. 
 Моя семья
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Сначала взрослый загибает
 пальцы на руке у ребенка. После того, как ребенок запомнит движения, 
можно проводить игру в группе: малыши самостоятельно повторяют движения в
 такт стихотворению – загибают пальчики на руке, начиная с большого. 
Загибать пальцы можно при помощи второй руки. 
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка,
 Этот пальчик – папочка,
 Этот пальчик – мамочка,
 Этот пальчик – я,
 Вот и вся моя семья!
 
 Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой. 
 Вышли пальчики гулять
 Цель: развитие дифференцированных 
движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания 
движениям рук взрослого; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению – загибают и разгибают пальцы. В начале игры пальцы сжаты в кулак. 
Раз, два, три, четыре, пять — 
 (поочередное разгибание пальцев из кулаков, начиная с большого) 
Вышли пальчики гулять. 
 (пошевелить пальцами) 
Раз, два, три, четыре, пять — 
 (поочередное сгибание пальцев в кулаки, начиная с мизинца) 
В домик спрятались опять. 
 Игру можно повторить с другой рукой. 
 Пальчики в лесу
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Сначала взрослый загибает
 пальцы каждого ребенка, затем ребенок действует самостоятельно, помогая
 себе второй рукой. После того, как малыши научатся повторять движения 
взрослого самостоятельно, становится возможным проводить такую игру в 
группе. 
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять:
 
 (возьмите ладонь ребенка или предложите детям растопырить пальчики и пошевелить ими) 
Этот пальчик гриб нашел, 
 (загибаем мизинец) 
Этот пальчик чистить стал, 
 (загибаем безымянный палец) 
Этот резал, этот ел, 
 (загибаем средний и указательный пальцы) 
Ну а этот – лишь глядел. 
 (загибаем большой палец, щекочем ладошку ребенка) 
 Повторяем с другой рукой. 
 Спокойного сна!
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: После заучивания хода 
игры можно проводить занятия в группе. Малыши могут повторять движения 
взрослого самостоятельно по показу или по памяти. 
Этот пальчик хочет спать, 
 (загибаем мизинец) 
Этот пальчик лег в кровать, 
 (загибаем безымянный палец) 
Этот рядом прикорнул, 
 (загибаем средний палец) 
Этот пальчик уж заснул, 
 (загибаем указательный палец) 
А другой давненько спит... 
 (загибаем большой палец) 
Кто у нас еще шумит? 
 («грозим» пальчиком другой руки) 
Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!
 
 Такую игру можно проводить перед сном. 
 Улитка
 Цель: развитие дифференцированных 
движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания 
движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на ковре. Педагог показывает на стол или ковер. 
 – Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка по травке ползет, медленно-медленно. 
 Положите кулак на стол или на пол и медленно передвигайте его вперед, предложите детям повторить движение за вами. 
 – Давайте позовем улитку: может, она выглянет из своего домика. 
Улитка, улитка, высуни рожки! Дам тебе я хлебушка крошки!
 
 Или: 
Улитка, улитка, высуни рога! Дам тебе, улитка, кусок пирога!
 
 (высовываем вперед указательный и средний пальцы) Игру можно повторить несколько раз. 
 Черепашка
 Цель: развитие дифференцированных 
движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания 
движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на ковре. Педагог показывает на стол или на ковер. 
 – Это песочек. Он теплый и сухой. 
 Изобразите, будто пересыпаете песок, предложите детям повторить. 
 – По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно. 
 Положите на стол или на пол оба кулака, 
прижатых друг к другу. Затем медленно передвигайте оба кулака вперед, 
предложите детям повторить движение за вами. 
Черепашка, черепашка В панцире живет.
 Высунет головку —
 Обратно уберет.
 
 (высовываем вперед оба указательных пальца, прижатых друг к другу, затем снова прячем) Игру можно повторить несколько раз. 
 Замок
 Цель: развитие тонкой моторики 
пальцев, развитие движений кистей рук, укрепление мышц рук; развитие 
подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам поиграть в новую игру. 
 – Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной. 
На двери висит замок. 
 (пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу) 
Кто его открыть не смог? Мы замочком постучали,
 
 (движение сомкнутыми в замок руками вперед-назад, можно постучать по столу) 
Мы замочек повертели, 
 (движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения) 
Мы замочек покрутили... 
 (тянем руки в разные стороны) 
И открыли! 
 («разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны) 
 Игру можно повторить несколько раз. Это упражнение можно использовать, играя в гости. 
 Апельсин
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Игра проводится за столом. 
Мы делили апельсин, 
 (соединить ладони обеих рук «чашечкой») 
Много нас, а он – один. 
 (сначала показываем растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке) 
Эта долька – для ежа, 
 (сжимаем пальцы левой руки в кулак, затем разгибаем по одному пальцу – сначала большой палец) 
Эта долька – для стрижа, 
 (указательный палец) 
Эта долька – для утят, 
 (средний палец) 
Эта долька – для котят, 
 (безымянный палец) 
Эта долька – для бобра, 
 (мизинец) 
А для волка... кожура. 
 (разводим руками) 
Он сердит на нас, беда! 
 (грозим пальчиком) 
Разбегайтесь кто куда! 
 (имитируем бег пальцами по столу) 
 Жук на дереве
 Цель: развитие движений кистей рук и
 тонкой моторики пальцев; обучение согласованным движениям обеих рук; 
развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. 
 Ход игры: Предложите малышам 
поиграть за столом в новую игру «Жук на дереве». Сначала покажите детям 
всю игру: поставьте на стол выпрямленную левую руку с растопыренными 
пальцами (упритесь локтем в стол) – это дерево. 
 – Посмотрите, какое у меня высокое красивое дерево получилось – вот ствол, а вот ветки. Ветерок подул, ветки закачались. 
 Ритмично подвигайте кистью руки. Затем 
положите на стол правую руку на полусогнутых пальцах – это жук. 
Передвигайте пальцы – жук медленно «ползет» вперед. 
 – Смотрите, какой жук ползет. Видите, какие у него лапки-пальчики. Куда это он собрался? А, ему на дерево хочется забраться! 
 Рассказывая стишок, «иллюстрируйте» его: 
жук подползает к дереву и начинает забираться по стволу вверх. Вдруг 
падает на стол «лапками» вверх – правая рука тыльной стороной ладони 
лежит на столе, полусогнутые пальцы шевелятся. 
Жук на дереве сидит, Жук на солнышко глядит,
 Вдруг – упал и встать не может.
 Ждет он – кто ему поможет.
 
 Предложите одному из детей помочь жуку – 
«перевернуть его на лапки». Теперь то же самое повторите вместе с 
детьми: педагог показывает и рассказывает, а малыши повторяют. Если у 
кого-то не получится действовать обеими руками одновременно, можно 
предложить сначала изобразить только дерево или только жука (можно 
разбить детей на пары). Игру можно повторить несколько раз. Пальчиковые загадки
 Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук. 
 Ход игры: Посадите детей в кружок на ковре и предложите поиграть с пальчиками. 
 – А сегодня пальчики будут загадывать интересные загадки. Я буду показывать, а вы отгадывайте; потом повторяйте за мной. 
 «Очки»: Обеими руками изображаем 
«колечки» – соединяем большой и указательный пальцы (остальные пальцы 
выпрямлены или немного согнуты). Поднимаем руки и подносим их к глазам. 
 – Угадайте, какую фигуру показывают пальчики! Правильно, это очки. А еще похоже на бинокль. 
 «Домик»: прямые ладони соединяем под углом, кончики пальцев соприкасаются. 
 «Лодка»: ладони с прижатыми друг к 
другу пальцами поставлены на ребро, соединяем их «ковшиком». А если в 
этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход». 
 «Цепочка»: большие и указательные 
пальцы соединяем – получаются колечки, одно колечко обхватывает другое –
 получается цепочка. Цепочку можно делать и из других пальцев – большой и
 указательный, большой и средний и т. д. 
 «Шарик»: все пальцы обеих рук в 
«щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при 
этом пальцы раздвигаются, по-прежнему соприкасаясь кончиками, принимая 
форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение. 
 «Грабли»: выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы. 
 «Корзина»: соединяем пальцы в 
замок, локти раздвигаем, соединенные большие пальцы образуют ручку 
корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку); 
 «Птенчики в гнезде»: обхватываем левой ладонью все пальчики правой руки и ими шевелим. 
 Можно
 придумывать и складывать из пальцев самые разнообразные фигуры, но 
чтобы детям было интересно, они должны быть легки в исполнении, понятны и
 узнаваемы. 
 Когда дети запомнят основные фигуры, то могут сами при помощи взрослого выполнять роль водящего. |