Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.
Организация учащихся.
II
– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на
свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил "Доброе утро” и
"Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним
дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми.
Мышонок решил исправиться, почистил зубки.
Причесался. Видит зайчик на качелях катается.
Пошел он и громко пропищал: "Доброе утро!” Улыбнулся зайчик и угостил
мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал он дальше, чтобы еще с
кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту
держит.
Мышонок громко закричал ей: "Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в
ответ
и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все
бегал и кричал всем: "Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и
покатился с горки.
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают, приглашают
его
поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра
пожелал.
– Ребята, сегодня к нам в гости пришел этот Мышонок Мыша. Какие
звуки
повторяются в словах Мыша и Мышонок?
– Верно, это звуки [ш] и [м].
Сегодня на уроке мы будем закреплять
произношение звука [ш].
IV
– Ребята, наш гость Мыша очень страшный шалун. Залезает Мыша за
ширму
и шуршит там: шур – шур – шур. "Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с
папой прячутся за шкаф.
– Ребята, как шуршал Мыша?
– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.
– Какой звук стоит в начале этих слов?
– Давайте произнесем его.
Произносят звук [ш] по цепочки.
V
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы
выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы
произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый
или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем
ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты
вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя
воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет?
Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос
пел
песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.
VI
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
–
Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.
VII
– Однажды Мышонок Мыша как всегда шалил дома и нечаянно перевернул
табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не
ругали,
быстро сочинил стишок:
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш.
На что мама и папа только улыбнулись.
– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа
еще буква Ш?
На доску вывешивается рисунок с изображением буквы.
VIII
– Мышонок Мыша любит прятать вещи родителей. Собирается, например,
его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет
свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то
хлопните в ладоши. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук,
кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! Мыша, где мои
вещи?! – грозно спрашивает папа
– Я их съел… Нечаянно…
– Как съел? Ах, ты шалопай!
– Ну, что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.
– А шапку он в прошлом году съел тоже в шутку?!
– Вот такой Мыша шалун!
– Ребята, а сейчас давайте проговорим скороговорки про нашего
гостя.
IХ
Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша.
Шок-шок-шок – всегда шалит
Мышонок.
Ши-ши-ши – есть у Мышонка карандаши.
Шо-шо-шо – он рисует хорошо.
– Молодцы.
Х
– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мыша?
– Теперь мы
будем распределять эти слова на две группы: первая группа
– звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в
середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы
называете, кто на них изображен и к какой группе мы отнесем слово.
– Молодцы!
Учащиеся перечисляют вещи. Учитель поочередно показывает картинки,
а
дети называют, что на них изображено. Учащиеся берут картинки и
вывешивают на доску по группам.
ХI
– Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры.
Его любимая игра "Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру.
Давайте
встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутые в локтях
руками, наподобие "рычагов паровоза”, будем двигаться по комнате,
произнося звук за мной. Итак, поехал скорый поезд "Ш-ш-ш”, теперь
почтовый "Ч-ч-ч”, а за ним товарный "Ж-ж-ж”. Остановился поезд и
выпустил свой пар "С-с-с”. Молодцы! Садитесь.
ХII
– А после того как Мыша поиграет, он любит вкусно покушать. Он
любит
варенье из вишни. Значит, варенье какое?
– Правильно вишневое. Любит
компот из груш. Компот, какой?
– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?
– Пшенная.
– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит
мороженое, какое?
– Верно, а вы, ребята любите вкусно покушать?
Учитель показывает рисунки, относящиеся к данным
словосочетаниям.
ХIII
– А сейчас посмотрите внимательно на рисунки и придумайте
предложения
со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша,
шоколадное мороженое.
– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мыша
остался очень доволен
вами. В течение всего занятия он наблюдал за вами, видел, что вы вели
себя правильно: не шумели, не шалили. И он вел себя также.
Учащиеся самостоятельно придумывают предложения.
ХIV
– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?
– Каким был Мышонок
Мыша?
– Верно, ребята. Он пугал родителей, прятал их вещи, то есть
постоянно шалил. Как вы думаете, правильно ли он себя вел?