Цель: Составление рассказов-описаний и
рассказов-сравнений деревьев и кустарников по опорному картинному плану.
Задачи:
уточнить и активизировать предметный, глагольный
словарь и словарь признаков по теме «Деревья и кустарники»;
учить детей пониманию значений многозначных слов,
образных выражений и поговорок;
учить детей правильно образовывать имена
существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного
числа;
учить детей правильно согласовывать имена
существительные с именами числительными один, два, три, пять;
учить детей составлять рассказы-описания деревьев и
кустарников, с опорой на картинный план;
развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую
память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями деревьев,
карточки с попарно записанными на них цифрами и альбомы 1 (по количеству
детей), мяч, магнитно- маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Назови ласково»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет любое дерево, например: «Береза», и
бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет дерево ласково:
«Березка, березонька...»— и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в
быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
|
«Посчитай»
|
Логопед выставляет на
доску лары картинок с изображениями деревьев и выдает каждому ребенку
карточку, с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети
должны составить предложения по образцу: На полянке растут одна береза и два
дуба.
|
«Четвертый лишний»
|
Найти лишнюю картинку и
объяснить свой выбор. (Три картинки с изображениями деревьев, одна — с
изображением кустарника.)
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Припоминание
значений многозначных слов, образных выражений, поговорок.
Логопед напоминает детям значения многозначных слов,
образных выражений, поговорок: игла, лист, кисть, шишка, сережки, ствол,
дупло; «Золотая осень», «Листья, как монетки»; «Крепкий, как дуб»; «Дрожать,
как осиновый лист»; «Одно дерево еще не лес».
2.Составление
рассказов-описаний деревьев и кустарников с опорой на картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять
рассказы-описания деревьев и кустарников по опорному картинному плану.
Работа в альбомах. Составление одного-двух
рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей
на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных детей. |