Цель: Составление загадок,
рассказов-описаний и рассказов-сравнений о транспорте по опорным карточкам и
картинному плану.
Задачи:
активизировать словарь по
теме «Транспорт»; словарь антонимов;
учить детей правильному
образованию глаголов с различными приставками от глагола ехать;
учить детей пониманию
значения пословицы;
учить детей правильно
согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три,
пять;
учить детей составлять
загадки, рассказы-описания и рассказы-сравнения о транспорте с опорой на
карточки и картинный план;
развивать произвольное
внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями
различного транспорта, карточки с записанными на них попарно цифрами, маленькая
игрушечная машинка и построенные на столе из кубиков дорога, мост, дом, гараж;
альбомы 3 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия
речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Скажи
наоборот»
|
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед
логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей.
Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает
мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Быстрая машина. — Медленная
машина.
|
«Посчитай»
|
Логопед выставляет на доску пары картинок с
изображениями транспорта и выдает каждому ребенку карточку с записанными на
ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по
образцу: «На автомобильную стоянку заехал один автобус и две машины».
|
«Четвертый
лишний»
|
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
(Например, три изображения транспортных средств, одно — инструмента.)
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Объяснение
значения пословицы.
Логопед объясняет детям
значение пословицы «Тише едешь
— дальше будешь».
2.Образование
глаголов с различными приставками от глагола «ехать».
Логопед. Досмотрите, у меня
в руках маленькая машинка. Она будет выполнять действия, а вы называйте их.
Логопед катит машину по столу. Машина по дороге едет,
к мосту подъезжает: на мост въезжает,
его проезжает, с него съезжает, к дому подъезжает, его объезжает
и в гараж въезжает...
Логопед. Любому водителю
транспортного средства тоже часто приходится выполнять какие-то маневры. От
слова- действия ехать можно
образовать много родственных слов при помощи различных приставок (частей слов,
которые стоят впереди). Например: выехать, заехать, уехать,
объехать... Я буду начинать предложения, а вы заканчивайте их, правильно подбирая
слова-действия.
Папа решил из гаража на
машине ... (выехать).
Шофер автобуса к остановке
... (подъехал):
Дедушка на мотоцикле деревню
вокруг... (объехал).
Брат на машине до работы ... (доехал).
Коля на машине домой ... (приехал).
3.Составление
загадок, рассказов-описаний и рассказов сравнений о транспорте с опорой на
карточки и картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с
вами будем учиться составлять загадки, рассказы-описания и рассказы-сравнения о
транспорте по опорным карточкам и картинному плану.
Работа в альбомах. Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог
занятия. Благодарит детей за старание. |