Цель: Составление и
распространение предложений о приметах осени по картинкам и опорным карточкам.
Задачи:
систематизировать знания
детей об осени и осенних явлениях;
уточнять; расширять и
активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по
теме;
учить детей пониманию
значений многозначных слов, образных выражений, пословиц;
учить различать слова,
наборы слов и предложения;
развивать произвольное
внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
стимулировать мыслительную и
речевую активность.
Оборудование: картинки с изображениями
времен года (иллюстрации 60-63), картинки с изображениями примет осени (по
количеству детей), специальные . фишки (круглые или квадратные, из желтого
двустороннего картона, примерно 30 штук), призовые фишки (круглые или
квадратные, из красного двустороннего картона; примерно 20 штук), мяч,
магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия
речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Что за чем, что перед
чем!»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время
года, например: «Осень,- аза ней...» — и передает
Мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, аза ней...» и
передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед
задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней...» — и передает мяч ребенку
слева. Игра продолжается. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети
должны быть очень внимательными.
|
«Четвертый лишний».
|
Найти лишнюю картинку и
объяснить свой выбор. (Три картинки одного времени года, одна — другого.)
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Объяснение
значений многозначных слов, образных выражений, пословиц.
Логопед объясняет детям значения многозначного слова лист,
образных выражений: «Золотая осень», «Листья, как монетки»; «Сесть в лужу»,
пословиц: «Осень — запасиха, зима — подбериха»; «Лето со снопами, осень с
пирогами»; «Что в августе соберешь, с тем. и зиму проведешь»; «Осенью и воробей
богат».
2.Составление
предложений о приметах осени по картинкам.
Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять
предложения о приметах осени по картинкам.
Раздает детям картинки с
изображениями примет осени.
Логопед. Рассмотрите картинки. Скажите, ребята, какое время
года изображено на ваших картинках. (Дети, как правило, дают односложные
ответы.) Вы назвали отдельным словом «осень» время года. Давайте вспомним,
а чем отличается предложение от слова? (В предложении может быть несколько
слов. Слова стоят в определенном порядке — «дружат». Предложение выражает
мысль.)
Давайте поиграем в игру «Поймай предложение».
Если я произнесу предложение, вы будете хлопать в ладоши, а если я произнесу
набор слов, вы будете топать.
Логопед поочередно называет
предложения и наборы слов. Например: «Наступила осень. Осень, Дождик. Часто
идет дождь. Листья, деревья, падать...»
Логопед. А теперь вы должны по картинкам составить свои
предложения. За каждое предложение вы обязательно получите специальную желтую
фишку. Если вы составите полное «красивое» предложение, то получите еще и
призовую красную фишку.
Дети составляют предложения
по картинкам. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в
случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит всех детей
за старание. После подсчета фишек отмечает наиболее активных рассказчиков. Дети
аплодируют им.
|