Цель: Составление описательного
рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.
Задачи:
систематизировать знания
детей о весне и весенних явлениях в природе;
уточнять, расширять и
активизировать словарь по теме; активизировать словарь антонимов;
учить пониманию значений
пословиц и поговорок;
учить детей составлять
сложные предложения;
развивать произвольное
внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
стимулировать мыслительную и
речевую активность.
Оборудование: картинки с изображениями
времен года (иллюстрации 60-63), примет весны (по количеству детей), картинный
план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная
доска.
Ход занятия
I .Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Что за чем, что перед
чем!»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Весна, а
за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой
ответ: «Лето, а за ним...» — и передает следующему ребенку. После того, как
мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Весна, а перед
ней...» — и передает мяч ребенку слева, Игра продолжается. Игра проводится в
быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
|
«Скажи наоборот»
|
Игра с мячом. Дети стоят полукругом
перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из
детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и
возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Ясная погода.—Пасмурная
погода.
|
«Четвертый лишний».
|
Найти лишнюю картинку и объяснить свой
выбор. (Три картинки одного времени года, одна —другого.)
|
Физкультминутка, На
усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений поговорки и пословицы. Логопед объясняет детям значения поговорки и пословицы: «Весна да осень — на дню погод восемь»,
«Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта».
Составление предложений о приметах весны с опорой на сюжетные
картинки.
Логопед. Сегодня на занятии мы
будем учиться составлять предложения о приметах весны по картинкам. (Логопед раздает детям картинки
с изображениями примет весны.)
Рассмотрите картинки и составьте предложения о
приметах весны по образцу: «На моей картинке изображена весна,
потому что появились проталины и выросли подснежники.»
Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и
опорному картинному плану. Логопед. А теперь вы должны составить
рассказ о весне.
В любом рассказе
должен быть порядок. Поэтому составлять рассказ мы будем с опорой на картинный
план. По каждому пункту плана вы должны будете составить предложения.
Напоминаю, что за
каждое предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если вы
сможете составить полное «красивое» предложение, то получите еще и призовую
красную фишку.
Дети составляют
предложения по картине и пунктам опорного плана и объединяют их в рассказ.
Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог
занятия, благодарит всех детей за старание. После подсчета фишек отмечает
наиболее активных рассказчиков. Дети аплодируют им.
|