Цель: закрепить знание: количество слогов в
слове зависит от количества в нём гласных звуков.
Оборудование: предметные картинки,
кружки-символы. I. Оргмомент.
Психогимнастика: На доске картинки с
изображениями животных: медведь, лиса, заяц,
лягушка.
Дети показывают характерные движения этих
животных.
II. Работа по теме занятия.
1. На доске картинки с изображениями: арбуз, улитка,
очки, экскаватор, шары.
Выделить из данных слов гласные а, у, о, э, ы.
С помощью анализа органов артикуляции и работы
голосовых связок делается вывод: данные
звуки-гласные (при произнесении этих звуков во
рту преграды нет).
2. Повтор за логопедом слов, которые:
- начинаются со звука [а]: урна, астра, остров,
аптека, и т.д.;
- имеют звук [y] в середине: мак, пол, пух, дуб,
газ, вол, стук;
- имеют звук [o] в конце слова: вода, ведро,
марабу, окно, слова, лото.
3. Из одного предмета сделать много:
шар-шары шкаф шкафы
куст-кусты дрозд-дрозды
4. Анализ слов: [м] [a] [ш] [a], [л] [и] [c] [a] и т.д.
- вычленение гласных и согласных звуков
- вывод: если поставить рядом короткий
(согласный) и долгий (гласный) звуки, то они
сольются в слог.
5. Произнесение слов: стол, дом, ма-ма, но-ра,
ма-ши-на, мо-ло-ко.
- контроль при произнесении слов с помощью
ладони под подбородком.
- вывод: при произнесении гласных подбородок
будет касаться руки. Сколько раз коснётся,
столько в слове гласных звуков, а значит столько
же и слогов.
6. Физминутка: дыхательная гимнастика.
- Мы подуем далеко – с-с-с,
- Мы подуем близко – з-з-з,
- Мы подуем высоко – с-с-с,
- Мы подуем низко – з-з-з!
7. Определение количества слогов в произносимых
словах (с помощью контроля подбородок-рука): чай,
дом, рыба, каша, ракета, помидоры, и т.д.
8. Обозначение гласного звука символом: красный
кружок.
9. Работа в тетради:
- с помощью символа обозначить в тетради слова:
мак, дорога и т.д.
III. Итог.
- Звуки бывают гласные и согласные, если они
стоят вместе – образуется слог.
- В слове бывает столько слогов, сколько в нём
гласных звуков.
|