Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 25.04.2024, 08:53

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [199]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [44]
РЕЧЬ И МОТОРИКА [22]
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ [15]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ [8]
Главная » Файлы » ЛОГОПЕД » КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
30.12.2011, 14:30

Игра «Отгадай животное»

Цель. Учить детей соотносить слова с картинкой.

Игровой материал. Тексты с загадками, картинки (козёл, лягушка, черепаха, корова, лиса, кошка, заяц, баран, волк, белка, ящерица).

Ход игры.

Детям раздаются таблички с картинками животных. Воспитатель берет карточку с текстом загадки и читает ее. Во время чтения загадки дети рассматривают свои картинки, и если среди них найдется животное, являющееся отгадкой, то ребенок должен сказать: «Это про...» — и объяснить почему. Такое объяснение помогает ему проанализировать как смысл загадки, так и «структуру» имеющейся отгадки-картинки. Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Если ребенок ошибся, взрослый объясняет ошибку, но не дает отгадки, и карточка с загадкой снова кладется в общую стопку. Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый его дополняет.

Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках. Для повторного проведения игры дети могут поменяться карточками.

Очень полезно после каждой игры предлагать детям придумывать загадки такого же типа о хорошо известных им животных.

Загадки:

1) Идет, бредет, бородой трясет, травки просит: «Ме-е-ее».

(Козёл)

2) Мычит: «Му-у». Кто это? Не пойму. (Корова)

3) Летом в болоте вы ее найдете, зеленую квакушку. Кто это? (Лягушка)

4) Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый —краса! А зовут ее... (Лиса)

5) Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок, кто же это? (Петушок)

6) Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. (Кошка)

7) Зимой беленький, летом серенький. (Заяц)

8) Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк)

9) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в лесу на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

10) В траве мелькает, хвостом виляет, хвост оторвёт — другой наживёт. (Ящерица)

 

Игра «Отгадай игрушки»

Цель. Учить детей соотносить слова с картинкой.

Игровой материал. Тексты с загадками, картинки (мяч, барабан, матрёшка, волчок и др.).

Ход игры.

Детям раздаются таблички с картинками игрушек. Воспитатель берет карточку с текстом загадки и читает ее. Во время чтения загадки дети рассматривают свои картинки, и если среди них найдется животное, являющееся отгадкой, то ребенок должен сказать: «Это про...» — и объяснить почему. Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Если ребенок ошибся, то взрослый объясняет ошибку, но не дает отгадки, и карточка с загадкой снова кладется в общую стопку. Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый его дополняет.

Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках. Для повторного проведения игры дети могут поменяться карточками. Очень полезно после каждой игры предлагать детям придумывать загадки такого же типа о хорошо известных игрушках.

Загадки:

1) Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

2) Рядом разные подружки, но похожи друг на дружку, все они сидят друг в дружке, а всего — одна игрушка. (Матрёшка)

3) Он и пляшет, и поет, и гудит, как самолет, он бежит бегом, он жужжит жуком. (Волчок)

 

Игра «Отгадай одежду»

Цель. Учить детей соотносить слова с картинкой. Игровой материал. Тексты с загадками, картинки (сапоги, туфли, шуба, сарафан).

Ход игры.

Детям раздаются таблички с картинками одежды. Воспитатель берет карточку с текстом загадки и читает ее. Во время чтения загадки дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдется предмет одежды, являющийся отгадкой, то ребенок должен сказать: «Это про...» — и объяснить почему. Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Если ребенок ошибся, то взрослый объясняет ошибку, но не дает отгадки, и карточка с загадкой снова кладется в общую стопку. Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый его дополняет.

Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках. Для повторного проведения игры дети могут поменяться карточками. Очень полезно после каждой игры предлагать детям придумывать загадки такого же типа о предметах одежды.

Загадки:

1) Чтоб в мороз не мёрзла Люба, мама ей купила ... (шубу)

2) Надевай скорей на ножки свои новые... (сапожки)

3) Ходит в садик наша Фаня в своём новом ... (сарафане)

4) Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья, мы за обедом — под столом, а ночью — под кроватью. (Туфли).

5) Отгадай загадку — кто мы? В теплый день сидим мы дома, если дождь — у нас работа: топать, шлепать по болотам. (Резиновые сапоги)

Игра «Собери цветок»

Цель. Учить классифицировать предметы по различным основаниям.

Игровой материал. Круглые карточки с изображением цветка, предмета одежды, насекомого, животного и карточки-лепестки с изображением различных предметов.

Описание игры.

Каждый ребёнок выбирает себе круглую карточку — серединку будущего цветка. Воспитатель поочерёдно достаёт из мешочка по одной карточке-лепестку и спрашивает: «Кому нужна эта карточка?»

Тот ребенок, кому нужна эта карточка, поднимает руку и говорит: «Это моя карточка». Если ответ оказывается правильным, воспитатель отдает карточку ребенку, и тот прикладывает ее к серединке цветка, говоря название предмета, изображенного на карточке. Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все «цветы». В конце игры воспитатель обращает внимание на обобщающие слова. Ребята повторяют названия предметов одного из цветков, называя их одним словом: «цветы», «одежда», «насекомые», «животные».

Игра «Универсальное лото»

Цель. Упражнять детей в классификации предметов по различным основаниям.

Игровой материал. Большая белая игровая карта, разделённая на 6-8 частей, наборы карточек из нескольких предметов, карточки с изображениями нескольких предметов.

Ход игры.

Воспитатель даёт различные задания детям. Одним предлагает собирать карточки, на которых изображено несколько предметов. Например, ребёнок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общее название: бабочки, корабли, ракушки, поезда, самолёты, кошки, лошади, грибы, дома и т. д. Другим детям в качестве образца даёт какую-либо геометрическую форму, и ребёнок должен собирать изображения предметов, имеющих сходную форму. Например, круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; квадрат — часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно; треугольник — крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока; прямоугольник — чемодан, кирпич, дом; овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

Еще одной части детей воспитатель даёт «кляксу» из цветной бумаги (красной, синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и предлагает подбирать предметы такого же цвета. После этого игра начинается. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки из мешочка и показывает детям. Ребёнок, которому нужна эта картинка, поднимает руку. Если он ответил правильно, воспитатель отдаёт ему картинку, тот называет предмет, изображённый на картинке. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не достанет все картинки из мешка. После этого дети все вместе повторяют названия предметов.

Игра «Зоологическое лото»

Цель. Тренировать в классификации предметов по месту обитания.

Игровой материал. Картинки с изображением животных.

Ход игры.

Воспитатель даёт детям разные задания. Одним собирать картинки тех животных, кто живет в воде. Другим предлагает собирать картинки животных, которые живут в земле. Третьим даётся задание собирать картинки животных, живущих в пустыне. Четвёртым — картинки животных, которые живут в лесу, и т. д. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки из мешочка и показывает детям. Ребёнок, которому нужна эта картинка, поднимает руку. Если он ответил правильно, воспитатель отдаёт ему картинку, тот называет животное и говорит, где оно живёт. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не достанет все картинки из мешка. После этого дети все вместе повторяют названия животных и места их обитания.

Игра «Техническое лото»

Цель. Тренировать в классификации предметов по техническим свойствам.

Игровой материал. Карточки с изображением транспорта, электроприборов.

Ход игры.

Воспитатель даёт детям разные задания. Одним — собирать картинки тех предметов, на которых можно ездить по земле (автобус, велосипед, машина, поезд). Другим предлагает собирать картинки тех предметов, на которых можно летать по воздуху (аэростат, дельтаплан, самолет, вертолет). Третьим - собирать картинки предметов, которые могут плавать по воде (байдарка, каноэ, пароход, плот, катер, подводная лодка, парусник). Четвёртым — картинки машин, которые помогают дома (пылесос, стиральная машина, швейная машина, электробритва, миксер). Следующей группе детей даётся задание собирать картинки предметов, которые работают от электричества (лампа, утюг, телевизор, холодильник, электровоз, трамвай, троллейбус) и т. д.

Воспитатель поочерёдно достаёт картинки из мешочка и показывает детям. Ребёнок, которому нужна эта картинка, поднимает руку. Если ребёнок ответил правильно, воспитатель отдаёт ему картинку, тот в свою очередь называет предмет, изображённый на картинке, и рассказывает о его свойствах. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не достанет из мешка все картинки. После этого дети все вместе повторяют названия транспорта и электроприборов.

Игра «Что кому нужно»

Цель. Тренировать в классификации орудий труда в зависимости от профессии человека.

Игровой материал. Карточки с изображением людей разных профессий, карточки с изображением орудий труда.

Ход игры.

Каждый ребёнок из карточек, лежащих на столе, выбирает одну с изображением человека какой-либо профессии. Воспитатель даёт детям задание собирать изображения орудий труда, соответствующих данной профессии. Например: врач — фонендоскоп, шприц, бинт; повар — половник, дуршлаг, нож, кастрюля; портной — ножницы, игла, нитки, сантиметр, швейная машинка. Игра начинается. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки из мешочка и показывает детям. Ребёнок, которому нужна эта картинка, поднимает руку. Если он ответил правильно, воспитатель отдаёт ему картинку, тот называет предмет, изображённый на картинке, и рассказывает, человеку какой профессии он нужен. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не достанет из мешка все картинки. После этого дети все вместе повторяют названия профессий и орудий труда.

Игра «Точки»

Цель. Учить классифицировать предметы по их количеству.

Игровой материал. Карточки с разным количеством точек, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры.

Каждый ребенок выбирает карточку с каким-то числом точек. Воспитатель предлагает собирать картинки, на которых изображено столько предметов, сколько точек у него на карточке. Потом воспитатель поочерёдно достаёт картинки из мешочка и показывает детям. Ребёнок, которому нужна эта картинка, поднимает руку. Если он ответил правильно, воспитатель отдаёт ему картинку, тот называет количество предметов, изображённых на карточке. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не достанет все картинки.

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Тренировать в классификации по различным основаниям.

Игровой материал. 4 карточки с изображением времён года, карточки с картинами природы в разные времена года, карточки на темы « Труд людей в разные времена года», «Игры детей», «Одежда».

Ход игры.

Каждый ребёнок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель даёт детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей», другим — картинки по теме «Одежда» и т. д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото».

Игра «Расставь мебель»

Цель. Учить соотносить объёмные предметы с их условными обозначениями на плане.

Игровой материал. Кукольная комната, игрушечная мебель (стол, диван, стул, шкаф, кресло), план комнаты.

Ход игры.

Дети садятся на коврик. Воспитатель ставит перед ними кукольную комнату и мебель и рассказывает историю: «Кукла Катя решила сделать перестановку в комнате, но она не знала, как лучше расставить свою мебель. Лисичка решила помочь Кате. Она взяла лист бумаги и нарисовала, как должны стоять предметы в комнате». Показ готового плана сопровождается пояснениями: «Сюда Лисичка поставила стол, сюда — диван» и т. д. Далее воспитатель предлагает кому-либо из детей расставить мебель так, как нарисовала Лисичка. Если задание выполняется успешно, следующий ребенок расставляет мебель, пользуясь новым вариантом плана.

Игра «Где зайчик?»

Цель. Учить детей свободно пользоваться планом.

Игровой материал. Вырезанные из бумаги изображения различных предметов кукольной мебели: круглый стол, квадратные стулья, прямоугольный шкаф, диван и т. п. (не более 6-7 предметов); большой лист бумаги — кукольная комната с нарисованными окнами и дверями; вырезанная из бумаги фигурка зайчика такой величины, чтобы она могла закрываться любым предметом кукольной мебели; нарисованный на листе бумаги план комнаты, на котором мебель обозначена геометрическими фигурами разной формы (круг, квадрат, прямоугольник); маленький красный кружок.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, в которой надо прятать зайку. Зайка может спрятаться под любой предмет в кукольной комнате. Сначала зайку прячет взрослый, а ищет кто-нибудь из детей. Помочь найти зайку может план комнаты с расставленной мебелью. Воспитатель незаметно прячет зайку под какой-нибудь предмет мебели. Затем кладет красный кружок на соответствующий предмет плана комнаты.

Вызванный ребенок должен, пользуясь планом, найти зайку. Затем дети сами прячут зайку и отмечают его местонахождение на плане.

Игра «Три медведя»

Цель. Учить детей пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.

Игровой материал. 2 фланелеграфа, контурные изображения домика, 2-3 деревьев и бумажные фигурки 3 медведей — большого, среднего и маленького, 3 бумажные полоски разной длины.

Ход игры.

Дети рассаживаются перед фланелеграфами, стоящими рядом друг с другом. На одном размещаются домик (в центре) и деревья. В углу — фигурки 3 медведей. На другом — полоски разной длины (тоже в углу). Взрослый сообщает, что к ребятам в гости пришли 3 медведя. Они будут загадывать про себя загадки: куда и откуда они идут. Дети должны внимательно посмотреть на фланелеграф с бумажными полосками и потом на другом фланелеграфе расставить медведей так же, как расположены бумажные полоски. Воспитатель расставляет бумажные полоски в любом порядке и в любом месте фланелеграфа. Например, полоски размещаются в левой части фланелеграфа: сначала большая, потом маленькая, а за ней средняя. Затем кто-нибудь из детей расставляет так же фигурки медведей на другом фланелеграфе. В данном случае фигурки должны стоять слева от домика: сначала большой мишка, потом маленький и, наконец, средний. Если ребенок ошибается, то дети помогают ему. Когда фигурки расставлены, ребенок рассказывает, куда и откуда, в какой последовательности шли медведи (например, из леса домой и т. п.). Далее ведущий расставляет полоски в другом месте фланелеграфа и в другой последовательности, и игра продолжается.

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель. Учить ребёнка устанавливать пространственные отношения.

Игровой материал. Картинки-образцы, картинки, разрезанные на 2 части.

Описание упражнения. Воспитатель даёт задание детям из предложенных деталей восстановить картинку по образцу. Игра «Что дальше?»

Цель. Учить прослеживать последовательность событий в течение одного дня.

Ход игры.

Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, сядет на последний стул, а мы все передвинемся».

Далее он говорит: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» — и передает палочку кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,— отвечает ребенок. «А потом?» — воспитатель даёт палочку другому ребенку и т. д. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Игра «Варим борщ»

Цель. Учить устанавливать последовательность событий при изготовлении блюда.

Ход игры.

Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Варим борщ». Вы знаете, какие овощи кладут в борщ? (Дети называют овощи.) Вот сейчас мы научимся варить борщ. Для этого нужно вспомнить, что делают сначала, а что потом. Что нужно сделать сначала? (Воспитатель подводит детей к ответу: «Сначала нужно помыть все овощи»). Что нужно сделать потом? («Почистить овощи») Что нужно сделать после этого? («Порезать овощи») И так далее. После того как дети ответят на все вопросы воспитателя, можно пригласить одного ребёнка к столу, где лежат муляжи овощей, и попросить изобразить последовательность выполнения действий при варке борща. Все дети внимательно следят и, если ребёнок сделает ошибку, помогают ему.

Упражнение «Что сначала, что потом»

Цель. Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством.

Игровой материал. Наборы картинок, которые, если их расположить в определенной последовательности, передают развитие сюжета. Наборы состоят из 4-5 картинок. Сверху к каждой приклеены карточки, которые должны легко загибаться (прятаться) под картинку или отгибаться, занимая место над ней. На карточках нарисована расходящаяся стрела, острый конец которой начинается над первой картинкой, а расходящиеся ее концы — над последней. Для данной игры предлагаются картинки из сказок «Репка», «Колобок», «Теремок».

Описание упражнения. Воспитатель вынимает картинки и показывает их детям. Затем говорит, что если расположить их по порядку, то может получиться интересная сказка, а чтобы правильно положить, надо догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все закончилось. Педагог разъясняет, как следует раскладывать картинки (по порядку, слева направо, рядышком в длинную полоску). После выкладывания картинок просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, и надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям рассказать полученный сюжет. Затем ребята меняются наборами картинок, и упражнение продолжается.

Игра «Так бывает или нет?»

Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».

Примерные рассказы:

1) Наступило лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки.

2) Пришла весна. Выпал снег. Дети развесили на деревьях скворечники. Птицы в них поселились, и стало всем весело.

3) У Никиты сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение: солёные конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?

4) Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.

Игра «Что бывает в это время?»

Цель игры. Учить устанавливать простые закономерности.

Ход игры.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года. Далее воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Я скажу: «Весна» — и дам палочку Вове, Вова вспомнит и скажет, что бывает весной (например, тает снег), и передаст палочку рядом сидящему, тот вспоминает еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Упражнение «Найди такой же»

Цель. Учить устанавливать простые закономерности.

Игровой материал. Набор карточек с образцами с левой стороны и свободным полем с правой; набор карточек, аналогичных образцу и похожих на него.

Описание упражнения. Воспитатель даёт каждому ребёнку по одной карточке-образцу и набор других карточек. Предлагает ребёнку из набора карточек выбрать ту, которая соответствует образцу, и положить её в свободное поле рядом с образцом. После выполнения одного задания дети меняются карточками.

Категория: КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin | Теги: отработка произношения звука, речевое дыхание, шипящие, артикуляционная гимнастика, занятия с логопедом, свистящие звуки, фольклор, Артикуляция
Просмотров: 2595 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru