Игры на формирование фонематического восприятия (с
целью узнавания звука в слове и выделения его из слов), разработанные А.И.
Максаковым.
Цель следующих игр и упражнений — закрепить правильное
произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы
слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).
Покатаем на машине
Наглядный материал. Игрушки, в названии которых есть
звук [с] ([с']): слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие игрушки:
мишка, крокодил, кукла, машина и т.д.
Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей
назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и
сказать, есть ли в данном слове звук [с] («песня водички»).
Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос,
воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили
звук [с] ([с']) в словах, определяли на слух наличие данного звука в слове;
произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук [с] (с-с-слон).
Выдели слово
Воспитатель произносит слова и предлагает детям
хлопать в ладоши тогда, когда они слышат слова, в которых есть звук [з] («песня
комарика»).
Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт,
коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и
индивидуальными.
Воспитатель должен произносить слова медленно (если
дети не подготовлены, то звук [з] в словах нужно
выделить голосом: з-з-онт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы
дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в
игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех
детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто
неправильно произносит этот звук.
Назови и
отгадай
Наглядный материал. Фланелеграф; картинки,
изображающие предметы, в названиях которых имеется звук [з] ([з']), а также
парные к ним без [з], например: зайка — кошка, замок — ключ, коза — корова,
ваза — графин.
Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки
и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать
только те предметы и тех животных, в названии которых есть звук [з] («песня
комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит пары слов,
выделяя голосом [з] (например, з-з-зайка — кошка), и спрашивает детей, в каком
слове они слышат звук [з].
Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно
произносили звук [з] ([з']), умели выделять слова с этим звуком.
Что в
мешочке?
Наглядный материал. Мешочек; игрушки и предметы, в
названии которых есть звук [ц]: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица,
а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.
Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает),
в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду, — продолжает он, —
тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем
детям». Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него
игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он
сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук [ц]
(«песенка синички»).
Когда все предметы будут вынуты из мешочка,
воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук [ц]
(цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) и предлагает детям перечислить
их.
Произносить слова воспитатель должен отчетливо,
выделяя звук [ц], например, овц-ц-ца, блюдц-ц-це. Подбирая игрушки, нужно
следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук [с],
который может спутать детей. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно
называли слова, содержащие звук [ц], отчетливо произносили его в словах.
Где что
лежит?
Наглядный материал. Хлебница, сахарница, мыльница,
салатница, конфетница, чернильница.
Воспитатель называет предмет и предлагает детям
ответить, куда его можно положить. Например, говорит: «Мама принесла из
магазина хлеб и положила его... Куда?» — «В хлебницу». «А теперь, — говорит
воспитатель, — я буду спрашивать, а вы будете отвечать, куда можно положить
предметы».
Маша насыпала сахар... Куда? (В сахарницу.) Вова вымыл
руки и положил мыло... Куда? (В мыльницу.) Бабушка сделала салат и положила
его... Куда? (В салатницу.) Папа принес конфеты и высыпал их... Куда? (В
конфетницу.) Лена налила чернила... Куда? (В чернильницу.) Педагог добивается,
чтобы все дети правильно произносили звук [ц] в словах. Обращает внимание на
образование слов.
Наши имена
Наглядный материал. Кукла.
Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям
назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук [ш] («песенка гуся»). Если
дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей.
Повторяя имя, он выделяет голосом звук [ш]: «Маш-ш-ша, Маш-ш-шенька».
Затем воспитатель просит детей сказать, какие еще
имена они знают, где бы слышался звук [ш]. Дети называют: «Шура, Даша, Леша,
Саша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает
некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть в нем «песенка гуся» или
нет. «Миша, скажи громко, как тебя зовут», — обращается воспитатель к мальчику.
Ребенок отвечает. «Слышится в твоем имени ш-ш «песенка гуся» или нет?» Если
ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук [ш], и предлагает
всем ребятам ответить: «Есть в имени Миш-ша «песенка гуся» или нет?» Такую
работу можно провести с 6—8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так,
чтобы в нем появился звук [ш], например: Танюша, Катюша, Андрюша.
Для ответов вызываются и те дети, в именах которых
этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т.д.; особое внимание следует
обратить на тех ребят, которые еще недостаточно отчетливо произносят данный
звук в словах.
Кому что подарим? Наглядный материал.
Фланелеграф; картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а
также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка,
мишка (во всех названиях есть звук [ш]).
Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны
картинку с изображением мальчика, с другой — девочки, в нижней части
фланелеграфа прикрепляет остальные предметы и предлагает детям перечислить их.
Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: «Этого мальчика зовут
Миша, а девочку — Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить одни
Мише, другие Маше.
Педагог указывает на картинку с изображением шубы и
спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба».— «Кому мы подарим шубу:
Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше. Воспитатель помещает эту
картинку под картинкой с изображением девочки. «А это что?» — спрашивает он,
показывая машину. «Это машина»,— говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети
предлагают подарить машину мальчику (картинка ставится под изображением
мальчика) и т.д. Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут
подарить и Мише, и Маше. Когда все предметы будут распределены, воспитатель
предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а
какие — Маше, и следит за тем, чтобы все дети правильно произносили звук [ш] в
словах.
Аналогичная игра может быть проведена для отработки
произношения любых звуков в словах.
Подберем
игрушки
Наглядный материал. Кукла; игрушки и предметы: жук,
жираф, ежик, ножницы, флажок, кружок, жеребенок и др. (во всех названиях есть
звук [ж]).
Все перечисленные выше игрушки и предметы воспитатель
заранее расставляет на видных местах. Игра начинается с того, что педагог
показывает детям незнакомую им куклу (мальчика или девочку) и предлагает
придумать ей такое имя, чтобы в нем слышался звук [ж] («песенка жука»). Дети
вспоминают имена: Женя, Жора. Воспитатель повторяет их, выделяя голосом [ж]:
Ж-ж-же-ня, Ж-ж-жора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома много разных
игрушек и предметов, в названии которых тоже есть звук [ж] («песенка жука»).
«Кто скажет, какие игрушки и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не
могут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие
они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука». Найденные и
названные предметы ставят на стол. Когда на столе окажутся все подготовленные
воспитателем для игры предметы, он предлагает детям еще раз назвать их, выделяя
голосом звук [ж]: еж-ж-жик, флаж-ж-жок и т. д. Если кто-либо называет не тот
предмет — без ж, педагог разбирает это слово совместно с детьми; он следит,
чтобы все дети четко и чисто произносили слова со звуком [ж], выделяли его
голосом.
У кого кто?
Наглядный материал. Картинки с изображением животных и
их детенышей: медведь и медвежата, еж и ежата, уж и ужата, верблюд и
верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих названиях есть звук [ж]).
Воспитатель показывает картинку с изображением
взрослого животного и просит детей сказать, кто это. Дети отвечают. Затем он
спрашивает: «А как называют детенышей медведя (если показывал взрослого
медведя)?» — «Медвежата», — говорят дети. «А детенышей ежа?» — «Ежата». И так
далее.
Воспитатель следит, чтобы все ребята четко произносили
звук [ж] в словах, выделяя его голосом: медвеж-ж-жата, ж-ж-же-ребята.
Аналогично данному можно провести упражнение на
закрепление правильного произношения детьми звука [ч']: волк — волчата, зайка —
зайчата, кролик — крольчата, белка — бельчата, галка — галчата и т.д. Нужно,
чтобы дети называли детенышей животных не только во множественном, но и в
единственном числе: медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т.д.
Отбери
предметы
Наглядный материал. Игрушки и предметы, в названиях
которых есть звук [ч']: часы, ключ, чайник, чашка, мяч и т.п., а также другие
игрушки: кукла, мишка, машина.
Воспитатель ставит на стол все подготовленные для игры
предметы (6—8) и предлагает детям назвать лишь те, в названиях которых есть
звук [ч']. Педагог следит, чтобы ребята правильно выбирали предметы,
добивается, чтобы они чисто произносили звук [ч'] в названиях, выделяя его голосом:
ч-часы, ключ-ч. Неправильные ответы разбираются всей группой.
Зачем нужно?
Наглядный материал. Предметы или картинки: чашка,
чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех названиях есть звук
[ч']).
Воспитатель показывает предметы (или картинки) и
просит детей назвать их и сказать, зачем нужны. Например, он показывает чашку и
спрашивает: «Что это?» Дети: «Чашка». «Таня, а зачем нужна чашка?» Таня: «Пить
чай».
— «А кто скажет, что еще можно пить из чашки?» —
обращается воспитатель ко всей группе. Дети перечисляют: «Пить можно молоко,
кисель, компот». Далее воспитатель показывает часы, очки, ключи и другие
предметы и спрашивает о их назначении.
Педагог следит, чтобы дети правильно произносили звук
[ч'] в словах.
Будьте
внимательными
Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд
слов, в которых есть звук [щ'], а также такие, в которых этого звука нет, и
предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук [щ'] («песенку
пилы»). Примерный набор слов: щука, лампа, веник, щетка, клещи, поезд, кубики,
ящик, платье, кукла, плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются в
определении слов со звуком [щ'], воспитатель произносит слова, выделяя этот
звук голосом: щ-щ-щука, ящ-щ-щик. Групповые ответы чередуются с
индивидуальными.
Подбирая слова для упражнения, следует избегать слов
со звуками [ш], [с], [с1], чтобы дети не путались.
Отгадай, что
взял Петрушка
Наглядный материал. Игрушки и предметы, в названиях
которых есть звук [щ']: щетка, ящик, клещи, щенок; Петрушка.
Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в
названиях которых есть звук [щ'], он просит детей назвать их и запомнить. После
этого появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что
Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы
дети видели, что он возьмет. «Вы сейчас закроете глазки, — говорит он, — а
когда я вам скажу, откроете их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает
один из предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который взял
Петрушка. Когда несколько ребят подтвердят, что взят именно этот предмет,
например, щетка, воспитатель спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» —
«Петрушке нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)», —
отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают и
говорят, зачем они нужны. Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны,
правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком
[щ'], выделяя его голосом.
Найди
игрушку
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и
назвать предметы и игрушки со звуком [л] ([л']). Дети называют: «Лошадка,
лампа, велосипед, стол, стул, кукла» и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель
просит их выделять в словах голосом звук [л] ([л']) так, чтобы все его хорошо
услышали, например: л-л-лампа, стол-л-л.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали
слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом.
Неправильные ответы разбираются всей группой.
Каких
животных мы знаем?
Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: лошадь,
волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка (во
всех названиях есть звук [л] ([л'])).
Воспитатель показывает картинку, на которой
нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это кто?» — «Лошадка», —
отвечают дети. — «А это кто?» (Показывает льва.) — «Лев». И так далее.
Рассмотренные картинки воспитатель помещает на фланелеграф так, что все
домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие — с другой. Когда дети
назовут всех животных и воспитатель расставит картинки, он, указывая на ту
сторону фланелеграфа, где прикреплены картинки с изображением домашних
животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Педагог объясняет, что
эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их
кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу.
Воспитатель следит, чтобы все дети правильно
произносили звук [л] ([л']) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно
чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает
образец произношения.
Кто это?
Наглядный материал. Игрушки или картинки с
изображением животных: петух, поросенок, воробей, утка, кошка, еж.
Воспитатель спрашивает, кто из животных производит
такое действие. Дети отвечают, педагог показывает игрушку или картинку, а затем
просит детей воспроизвести соответствующее звукоподражание.
Кто кукарекает? (Петушок.)
Как он кукарекает? (Ку-ка-ре-ку!)
Кто хрюкает? (Поросенок.)
Как он хрюкает? (Хрю-хрю-хрю...)
Кто чирикает? (Воробей.)
Как он чирикает? (Чик-чирик, чик-чирик!)
Кто крякает? (Утка.)
Как она крякает? (Кря-кря-кря...)
Кто мурлычет? (Кошка.)
Как она мурлычет? (Мур-р, мур-р...)
Кто фыркает? (Ежик.)
Как он фыркает? (Фр-р-р.)
После этого воспитатель предлагает детям по
звукоподражанию определить животное и сказать, что оно делает, когда так
кричит.
Ку-ка-ре-ку. Кто так кричит? (Петушок.)
Что он делает? (Кукарекает.)
Хрю-хрю-хрю. Кто так кричит? (Поросенок.)
Что он делает? (Хрюкает.)
Чик-чирик. Кто так кричит? (Воробей.)
Что он делает? (Чирикает.)
Кря-кря-кря. Кто так кричит? (Утка.)
Что она делает? (Крякает.)
Мур-р, мур-р. Кто так кричит? (Кошка.)
Что она делает? (Мурлычет.)
Фр-р, фр-р. Кто так кричит? (Ежик.)
Что он делает? (Фыркает.)
Данное игровое упражнение можно проводить индивидуально
или с несколькими детьми.
Воспитатель следит, чтобы все дети правильно
произносили звук [р] ([р']) в звукоподражаниях; внятно называли действия,
производимые животными; внимательно слушали воспитателя.
Для развития общей и мелкой моторики проводим с детьми
различные упражнения, например «Три
Егора».
Цель: закреплять артикуляцию звуков ([р] и [р']),
развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
На горбушке (руки поднять вверх, изобразить полукруг) Три (большой палец правой
и левой руки соединить с
мизинцем, остальные три поднять вверх)
Забора (руки держать перед собой, пальцы развести в стороны),
Три (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три
поднять вверх)
Избушки (соединить концы пальцев вместе, изобразить крышу
избушки, поднимая руки вверх)
Три (большой палец
правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три поднять вверх)
Егора (руки опустить вниз вдоль туловища).
Справа -
дедушка Егор (шаг вправо и руки
вправо, левую ногу приставить и руки опустить),
Слева -
дядюшка Егор (шаг влево и руки
отвести влево, правую ногу приставить, руки опустить).
А у среднего
забора (полупоклон вперед, руки от
груди развести в стороны)
Не Егор (поворачивать голову в стороны),
А пол —
Егора (руки вытянуть вперед на уровне
пояса ладонями вниз). Потому что он пока (походить на месте)
От горшка
два вершка (полупоклон вперед,
держать полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз).
В свободное время и в непроизвольной беседе учите с
детьми чистоговорки:
На траве - трава, у тропинки - дрова.
Петр едет на троллейбусе, а Трофим - на трамвае.
Труба трубит, труба поет,
Трубач по улице идет.
У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.
Сначала проговариваем медленно, затем убыстряем темп,
контролируя дрожание кончика языка при звуках [р] и [р'].
Можно устроить с детьми вечера загадок, предложите
детям самим придумать загадки.
Испугался кот собак, задом пятится, как... (рак).
Береги нос в сильный... (мороз).
Чик- чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).
Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и...
(карандаш).
Далеко от земли, ушли в море... (корабли).
В день рождения Петрушке купили новые... (игрушки).
Иногда из ручейка растекается... (река).
Использовав в работе с детьми индивидуальные и
коллективные занятия, заметим что в коллективных занятиях продуктивность
повышается, а утомляемость уменьшается. Коллектив является для детей сильным
фактором взаимного влияния.
|