Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 24.04.2024, 16:32

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [199]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [44]
РЕЧЬ И МОТОРИКА [22]
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ [15]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ [8]
Главная » Файлы » ЛОГОПЕД » КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Игры на формирование фонематического восприятия
30.12.2011, 14:13

Игры на формирование фонематического восприятия (с целью узнавания звука в слове и выделения его из слов), разработанные А.И. Максаковым.

Цель следующих игр и упражнений — закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

 

Покатаем на машине

Наглядный материал. Игрушки, в названии которых есть звук [с] ([с']): слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и т.д.

Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук [с] («песня водички»).

Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук [с] ([с']) в словах, определяли на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук [с] (с-с-слон).

Выдели слово

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они слышат слова, в которых есть звук [з] («песня комарика»).

Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук [з] в словах нужно выделить голосом: з-з-онт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

 

Назови и отгадай

Наглядный материал. Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук [з] ([з']), а также парные к ним без [з], например: зайка — кошка, замок — ключ, коза — корова, ваза — графин.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те предметы и тех животных, в названии которых есть звук [з] («песня комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит пары слов, выделяя голосом [з] (например, з-з-зайка — кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук [з].

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук [з] ([з']), умели выделять слова с этим звуком.

 

Что в мешочке?

Наглядный материал. Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [ц]: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.

Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду, — продолжает он, — тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям». Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук [ц] («песенка синички»).

Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук [ц] (цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) и предлагает детям перечислить их.

Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук [ц], например, овц-ц-ца, блюдц-ц-це. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук [с], который может спутать детей. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие звук [ц], отчетливо произносили его в словах.

 

Где что лежит?

Наглядный материал. Хлебница, сахарница, мыльница, салатница, конфетница, чернильница.

Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например, говорит: «Мама принесла из магазина хлеб и положила его... Куда?» — «В хлебницу». «А теперь, — говорит воспитатель, — я буду спрашивать, а вы будете отвечать, куда можно положить предметы».

Маша насыпала сахар... Куда? (В сахарницу.) Вова вымыл руки и положил мыло... Куда? (В мыльницу.) Бабушка сделала салат и положила его... Куда? (В салатницу.) Папа принес конфеты и высыпал их... Куда? (В конфетницу.) Лена налила чернила... Куда? (В чернильницу.) Педагог добивается, чтобы все дети правильно произносили звук [ц] в словах. Обращает внимание на образование слов.

 

Наши имена

Наглядный материал. Кукла.

Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук [ш] («песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук [ш]: «Маш-ш-ша, Маш-ш-шенька».

Затем воспитатель просит детей сказать, какие еще имена они знают, где бы слышался звук [ш]. Дети называют: «Шура, Даша, Леша, Саша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть в нем «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи громко, как тебя зовут», — обращается воспитатель к мальчику. Ребенок отвечает. «Слышится в твоем имени ш-ш «песенка гуся» или нет?» Если ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук [ш], и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Миш-ша «песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести с 6—8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нем появился звук [ш], например: Танюша, Катюша, Андрюша.

Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т.д.; особое внимание следует обратить на тех ребят, которые еще недостаточно отчетливо произносят данный звук в словах.

Кому что подарим? Наглядный   материал.  Фланелеграф;   картинки,  на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка (во всех названиях есть звук [ш]).

Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой — девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляет остальные предметы и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку — Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить одни Мише, другие Маше.

Педагог указывает на картинку с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба».— «Кому мы подарим шубу: Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше. Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с изображением девочки. «А это что?» — спрашивает он, показывая машину. «Это машина»,— говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить машину мальчику (картинка ставится под изображением мальчика) и т.д. Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут подарить и Мише, и Маше. Когда все предметы будут распределены, воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а какие — Маше, и следит за тем, чтобы все дети правильно произносили звук [ш] в словах.

Аналогичная игра может быть проведена для отработки произношения любых звуков в словах.

 

Подберем игрушки

Наглядный материал. Кукла; игрушки и предметы: жук, жираф, ежик, ножницы, флажок, кружок, жеребенок и др. (во всех названиях есть звук [ж]).

Все перечисленные выше игрушки и предметы воспитатель заранее расставляет на видных местах. Игра начинается с того, что педагог показывает детям незнакомую им куклу (мальчика или девочку) и предлагает придумать ей такое имя, чтобы в нем слышался звук [ж] («песенка жука»). Дети вспоминают имена: Женя, Жора. Воспитатель повторяет их, выделяя голосом [ж]: Ж-ж-же-ня, Ж-ж-жора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома много разных игрушек и предметов, в названии которых тоже есть звук [ж] («песенка жука»). «Кто скажет, какие игрушки и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не могут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука». Найденные и названные предметы ставят на стол. Когда на столе окажутся все подготовленные воспитателем для игры предметы, он предлагает детям еще раз назвать их, выделяя голосом звук [ж]: еж-ж-жик, флаж-ж-жок и т. д. Если кто-либо называет не тот предмет — без ж, педагог разбирает это слово совместно с детьми; он следит, чтобы все дети четко и чисто произносили слова со звуком [ж], выделяли его голосом.

 

У кого кто?

Наглядный материал. Картинки с изображением животных и их детенышей: медведь и медвежата, еж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих названиях есть звук [ж]).

Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать, кто это. Дети отвечают. Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя (если показывал взрослого медведя)?» — «Медвежата», — говорят дети. «А детенышей ежа?» — «Ежата». И так далее.

Воспитатель следит, чтобы все ребята четко произносили звук [ж] в словах, выделяя его голосом: медвеж-ж-жата, ж-ж-же-ребята.

Аналогично данному можно провести упражнение на закрепление правильного произношения детьми звука [ч']: волк — волчата, зайка — зайчата, кролик — крольчата, белка — бельчата, галка — галчата и т.д. Нужно, чтобы дети называли детенышей животных не только во множественном, но и в единственном числе: медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т.д.

 

Отбери предметы

Наглядный материал. Игрушки и предметы, в названиях которых есть звук [ч']: часы, ключ, чайник, чашка, мяч и т.п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина.

Воспитатель ставит на стол все подготовленные для игры предметы (6—8) и предлагает детям назвать лишь те, в названиях которых есть звук [ч']. Педагог следит, чтобы ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы они чисто произносили звук [ч'] в названиях, выделяя его голосом: ч-часы, ключ-ч. Неправильные ответы разбираются всей группой.

 

Зачем нужно?

Наглядный материал. Предметы или картинки: чашка, чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех названиях есть звук [ч']).

Воспитатель показывает предметы (или картинки) и просит детей назвать их и сказать, зачем нужны. Например, он показывает чашку и спрашивает: «Что это?» Дети: «Чашка». «Таня, а зачем нужна чашка?» Таня: «Пить чай».

— «А кто скажет, что еще можно пить из чашки?» — обращается воспитатель ко всей группе. Дети перечисляют: «Пить можно молоко, кисель, компот». Далее воспитатель показывает часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает о их назначении.

Педагог следит, чтобы дети правильно произносили звук [ч'] в словах.

 

Будьте внимательными

Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов, в которых есть звук [щ'], а также такие, в которых этого звука нет, и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук [щ'] («песенку пилы»). Примерный набор слов: щука, лампа, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются в определении слов со звуком [щ'], воспитатель произносит слова, выделяя этот звук голосом: щ-щ-щука, ящ-щ-щик. Групповые ответы чередуются с индивидуальными.

Подбирая слова для упражнения, следует избегать слов со звуками [ш], [с], [с1], чтобы дети не путались.

 

Отгадай, что взял Петрушка

Наглядный материал. Игрушки и предметы, в названиях которых есть звук [щ']: щетка, ящик, клещи, щенок; Петрушка.

Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названиях которых есть звук [щ'], он просит детей назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. «Вы сейчас закроете глазки, — говорит он, — а когда я вам скажу, откроете их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько ребят подтвердят, что взят именно этот предмет, например, щетка, воспитатель спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» — «Петрушке нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)», — отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают и говорят, зачем они нужны. Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны, правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком [щ'], выделяя его голосом.

 

Найди игрушку

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л] ([л']). Дети называют: «Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла» и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделять в словах голосом звук [л] ([л']) так, чтобы все его хорошо услышали, например: л-л-лампа, стол-л-л.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Каких животных мы знаем?

Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: лошадь, волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка (во всех названиях есть звук [л] ([л'])).

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это кто?» — «Лошадка», — отвечают дети. — «А это кто?» (Показывает льва.) — «Лев». И так далее. Рассмотренные картинки воспитатель помещает на фланелеграф так, что все домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие — с другой. Когда дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки, он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены картинки с изображением домашних животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Педагог объясняет, что эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу.

Воспитатель следит, чтобы все дети правильно произносили звук [л] ([л']) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает образец произношения.

 

Кто это?

Наглядный материал. Игрушки или картинки с изображением животных: петух, поросенок, воробей, утка, кошка, еж.

Воспитатель спрашивает, кто из животных производит такое действие. Дети отвечают, педагог показывает игрушку или картинку, а затем просит детей воспроизвести соответствующее звукоподражание.

Кто кукарекает? (Петушок.)

Как он кукарекает? (Ку-ка-ре-ку!)

Кто хрюкает? (Поросенок.)

Как он хрюкает? (Хрю-хрю-хрю...)

Кто чирикает? (Воробей.)

Как он чирикает? (Чик-чирик, чик-чирик!)

Кто крякает? (Утка.)

Как она крякает? (Кря-кря-кря...)

Кто мурлычет? (Кошка.)

Как она мурлычет? (Мур-р, мур-р...)

Кто фыркает? (Ежик.)

Как он фыркает? (Фр-р-р.)

После этого воспитатель предлагает детям по звукоподражанию определить животное и сказать, что оно делает, когда так кричит.

Ку-ка-ре-ку. Кто так кричит? (Петушок.)

Что он делает? (Кукарекает.)

Хрю-хрю-хрю. Кто так кричит? (Поросенок.)

Что он делает? (Хрюкает.)

Чик-чирик. Кто так кричит? (Воробей.)

Что он делает? (Чирикает.)

Кря-кря-кря. Кто так кричит? (Утка.)

Что она делает? (Крякает.)

Мур-р, мур-р. Кто так кричит? (Кошка.)

Что она делает? (Мурлычет.)

Фр-р, фр-р. Кто так кричит? (Ежик.)

Что он делает? (Фыркает.)

Данное игровое упражнение можно проводить индивидуально или с несколькими детьми.

Воспитатель следит, чтобы все дети правильно произносили звук [р] ([р']) в звукоподражаниях; внятно называли действия, производимые животными; внимательно слушали воспитателя.

Для развития общей и мелкой моторики проводим с детьми различные упражнения, например «Три Егора».

Цель: закреплять артикуляцию звуков ([р] и [р']), развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

На горбушке (руки поднять вверх, изобразить полукруг) Три (большой  палец правой  и левой руки  соединить с мизинцем, остальные три поднять вверх)

Забора (руки держать перед собой, пальцы развести в стороны), Три (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три поднять вверх)

Избушки (соединить концы пальцев вместе, изобразить крышу избушки, поднимая руки вверх)

Три (большой  палец правой  и левой  руки соединить  с мизинцем, остальные три поднять вверх)

Егора (руки опустить вниз вдоль туловища).

Справа - дедушка Егор (шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставить и руки опустить),

Слева - дядюшка Егор (шаг влево и руки отвести влево, правую ногу приставить, руки опустить).

А у среднего забора (полупоклон вперед, руки от груди развести в стороны)

Не Егор (поворачивать голову в стороны),

А пол — Егора (руки вытянуть вперед на уровне пояса ладонями вниз). Потому что он пока (походить на месте)

От горшка два вершка (полупоклон вперед, держать полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз).

В свободное время и в непроизвольной беседе учите с детьми чистоговорки:

На траве - трава, у тропинки - дрова.

Петр едет на троллейбусе, а Трофим - на трамвае.

Труба трубит, труба поет,

Трубач по улице идет.

У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.

Сначала проговариваем медленно, затем убыстряем темп, контролируя дрожание кончика языка при звуках [р] и [р'].

Можно устроить с детьми вечера загадок, предложите детям самим придумать загадки.

Испугался кот собак, задом пятится, как... (рак).

Береги нос в сильный... (мороз).

Чик- чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).

Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и...

(карандаш).

Далеко от земли, ушли в море... (корабли).

В день рождения Петрушке купили новые... (игрушки).

Иногда из ручейка растекается... (река).

Использовав в работе с детьми индивидуальные и коллективные занятия, заметим что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а утомляемость уменьшается. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния.

Категория: КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin | Теги: отработка произношения звука, речевое дыхание, шипящие, артикуляционная гимнастика, занятия с логопедом, свистящие звуки, фольклор, Артикуляция
Просмотров: 2144 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru