Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года,
но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он
неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их
пропускает?
Первое, что нужно сделать - это проконсультироваться с логопедом и
следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только
готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!
Родители часто бывают необьективными в оценке речи своего ребенка, и
им даже может нравиться "детская" речь ребенка, а некоторые родители
поощряют "сюсюканье", что абсолютно недопустимо.
Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно
серьезно аняться исправлением звукопроизношения.
Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в
речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные
сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Время появления звуков (возраст) |
1-2 года |
2-3 года |
3-5 лет |
5-6 лет |
Звуки |
а о э п б м |
и ы у ф в т
д н г к х й |
с з ц ш ж ч щ |
р л |
Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должет овладеть правильным
произношением всех звуков речи.
Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом
возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена
допустимы и не вызывают серьезных опасений.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что
существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть
звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной
логопедической помощи.
Ели Вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то
это поможет ему своевремено овладеть правильным звукопроизношением, а
детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех
звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.
Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие
звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела,
артикуляционных органов и как ориентируется в них.
Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю
губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы,
нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.
Игра "Сказочка-указочка"
Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и
артикуляционные органы.
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
А вокруг-то — целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди — зубов оправа.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот,
зубы...)"
Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать
внимание.
Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и
показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок
должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или
лица.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы
должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли
он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху,
внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение
артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для
ребёнка.
Рекомендуем несколько простых упражнений на умение ориентироваться в
пространстве и знание частей тела.
Игра "Весёлые фигуры"
Детям даются поручения. Например:
1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз".
2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой — за левое".
3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь
на пятку".
Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.
Упражнение "Наши руки"
Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.
Эта ручка — правая (мячик на ладошке),
Это ручка — левая (мячик на ладошке),
Я на мячик нажимаю
И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),
Будет сильной левая (в левом),
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).
Упражнение "Зарядка"
Выполняем движения в соответствии со стихотворением.
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём и на бочок (то есть на пояс).
Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Упражнение "Фокусник"
Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и
ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы
обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной
гимнастики).
За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим
пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец
придерживает мяч).
Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей
его руки и кладётся на тыльную часть кисти).
Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с
мячиком кружится над нею),
От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки).
Между пальцев подержи (соответственно),
И в ладошку положи (соответственно).
Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони),
Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).
И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).
|