Цель: Составление пересказа «Как
Маша вырастила цветы» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
активизировать словарь по
теме «Цветы и травы»; словарь антонимов;
учить правильно образовывать
имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным
значением в форме единственного числа;
учить детей правильному
образованию глаголов с различными приставками от глагола лить;
учить детей пониманию
значений многозначных слов и пословиц;
учить детей составлять
пересказ текста с опорой на картинки серии;
развивать у детей произвольное
внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями
различных цветов; кувшин с водой, стакан, маленькая лейка и комнатный цветок;
альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Вспомни и назови»
|
Игра с мячом. Логопед
предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть различные цветы
и места, где они растут. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.
Например: Садовый цветок—
роза. Полевой цветок — василек.
|
«Назови ласково»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет любой цветок и его признак, например:
«Белая ромашка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет
этот цветок и признак ласково: «Беленькая ромашечка», и возвращает мяч
логопеду. Игра продолжается.
|
«Скажи наоборот»
|
Игра с мячом. Дети стоят
полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч
кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот»
(антоним), и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Крупный
цветок. — Мелкий цветочек.
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение
значений многозначных слов и пословицы.
Логопед
объясняет детям значения многозначных слов лист, корень, цвет и
пословицы «Весна красна цветами, а осень — снопами».
Образование
глаголов с различными приставками от глагола «лить».
Логопед. Передо мной на столе кувшин
с водой, стакан, маленькая лейка и комнатный цветок. Я буду выполнять какие-то
действия, а вы называйте их.
Логопед выполняет различные
действия с водой. Например: из кувшина воду в стакан наливает, из
стакана воду в лейку переливает,
из лейки цветок водой поливает, из кувшина воду выливает и т.д.
Логопед. Мы с вами тоже можем от
слова-действия лить образовать
много родственных слов при помощи различных приставок (частей слов, которые
стоят впереди). Например: вылить, долить, перелить, отлить, полить... Я буду
начинать предложения, а вы заканчивайте их, правильно подбирая слова-действия.
Цветок из лейки нужно... (Полить.)
В чайнике мало воды, нужно
добавить в него воду, или... (Долить.)
В чашку налили слишком много
чая.
Чтобы пить было удобнее, чай
нужно в другую чашку... (Отлить.)
Из стакана в стакан воду
можно... (Перелить.)
Грязную воду нужно... (Вылить
)
3. Составление пересказа текста с опорой на серию
сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с
вами будем учиться составлять пересказ текста о том, как Маша вырастила садовые
цветы.
Работа в альбомах. Логопед задает детям
вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным
ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на
картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог
занятия. Благодарит детей за старание.
|