ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ Образовательные задачи: Расширить знания детей о русских народных сказках. Учить различать и правильно называть сказки по обложке книги, по элементам рисунка, отрывкам из текста. Коррекционные задачи: Закрепить навыки слитного чтения. Совершенствовать навыки анализа и синтеза двусложных слов. Совершенствовать и стимулировать стремление детей к словотворчеству. Вызвать интерес к слову, стремление и желание изменять его. Вызвать интерес к ребусам, учить умению их отгадывать и самим составлять ребусы, кроссворды. Развивать умение самостоятельно придумывать рассказы на любую заданную тему, поощрять интерес детей к словотворчеству. Работать над эмоциональной, выразительной речью у детей. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Поддерживать интерес к книге, поощрять желание и стремление самостоятельно прочитать книгу. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вводная часть Чтение названий сказок по табличке. Игра «Убери лишние буквы». Основная часть Игра словом: «Сказки». Моя любимая сказка. Игра: «Живые буквы». Составление из букв название сказки: Р Е П К А. Анализ и синтез слова РЕПКА. Работа с помощью схемы. Чтение детьми сказки «Репка». Составление творческого рассказа на тему «Сказка "Колобок" с хорошим концом». Придумывание конца к сказке «Колобок». Игра: «По деталям рисунка узнай название сказки». Например: Хрустальные туфельки — сказка «Золушка». Заключительная часть Ребус. Найди «7-е слово» (слово Гномик). Составление творческого рассказа на тему «Путешествие Гномика в лесу». Логопед предлагает каждому ребенку взять карточку, перевернуть ее и прочитать то, что на ней написано. Дети по очереди берут карточку, читают и прикрепляют табличку на ковролин. Карточки: Теремок, Репка, Снегурочка, Русалочка, Курочка Ряба, Рукавичка, Аленький цветочек, Колобок, Три медведя... Логопед: Как назвать одним словом то, что вы прочитали на карточках? Дети: Мы прочитали названия сказок. Логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Дети: Мы поговорим о сказках. Логопед: На доске буквы, в которых спряталось слово СКАЗКИ. Как его найти? Дети: Надо убрать лишние буквы. Логопед предлагает убрать лишние буквы. Дети выполняют задание. Логопед: Назовите буквы, которые мешали прочитать слово СКАЗКИ. Дети: Это буквы Т, М, Ж, Р, Л, О. Логопед: Расположите оставшиеся буквы на доске так, чтобы легко можно было прочитать слово СКАЗКИ. Логопед: Давайте поиграем со словом СКАЗКИ. Я начну предложение, а вам надо добавить одно слово СКАЗКИ. Логопед: Мама перед сном прочитала мою любимую... Дети: СКАЗКУ. Логопед: Сегодня на занятиях мы поговорим о... Д е т и: О СКАЗКАХ. Логопед: Кто сочиняет сказки? Дети: Сказки сочиняют писатели, народ и дети. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Логопед: Мы сегодня поговорим о русских народных сказких. Закройте глаза, вспомните и назовите свою любимую сказку. (Пауза 1 мин). Дети: Моя любимая сказка «Аленький цветочек». Мне нравится Настенька — она добрая и помогла заколдованному принцу. Моя любимая сказка «Снегурочка». Она добрая, красивая. Жалко, что она растаяла и превратилась в облачко. Моя любимая сказка «Три медведя». Больше всех понравился Мишутка. Логопед: Мне очень приятно, что вы не только знаете названия сказок, но и с помощью родителей и воспитателей знакомитесь с новыми сказками. На столе буквы, их пять. Из этих букв надо составить название сказки, которую вы очень хорошо знаете. Сейчас подойдут 5 человек, каждый возьмет по одной букве, назовет ее и подумает, где надо встать, чтобы мы могли прочитать название сказки. Дети разбирают буквы, называют их и встают по линии так, чтобы остальные дети могли прочитать название сказки. Логопед: Почитайте название русской народной сказки. Дети (читают): РЕПКА. Логопед: Кто из детей составит схему слова РЕПКА? Выбранный логопедом ребенок составляет схему к слову РЕПКА: Анализ и синтез слова РЕПКА. Л о г о п е д: Я уже говорила, что приятно, когда перед сном родители читают или рассказывают сказки. Но вы уже сами можете читать сказки. Я принесла сказку «Репка», и вы ее прочитаете сами. Каждый читает по одной странице и передает книгу другому. В чтении участвуют 5 человек. Логопед напоминает детям, что читать надо громко, выразительно, эмоционально. Чтение сказки «Репка» детьми. Логопед: Это сказка, которая заканчивается очень хорошо. Все вместе вытащили репку и, наверное, съели ее. Но ведь мы с вами знаем, что не все сказки заканчиваются хорошо. Вспомните и назовите эти сказки. Дети: «Снегурочка» — она прыгала через костер и растаяла. Превратилась в облачко и улетела. «Русалочка» — от тоски и печали она превратилась в морскую пену. — «Колобок» — Колобок сел на нос лисички, и она съела его. Логопед: Давайте попробуем сами придумать конец к сказке «Колобок». Мы исправим конец сказки. Итак, колобок встретился с лисой... Что дальше? Аня С: Колобок спел песенку лисе, а лиса попросила его спеть еще, но только сесть на нос, а то она плохо слышит. Колобок сказал: «Нет, лиса, я знаю, что ты хитрая и хочешь меня съесть». — «Глупенький, кто сказал тебе, что я хочу тебя съесть? — сказала хитрым голосом лиса. — Я хочу тебя не только услышать, но и понюхать». — Лиса закрыла глаза и понюхала. — Ну, колобок, прыгай, я жду. Где ты? — Лиса открыла глаза, а колобка нет. — Ну вот, а я так хотела съесть его, а он укатился!» И обиженная лиса убежала в лес, а колобок покатился к бабушке и дедушке. Оля К.: Колобок увидел на тропинке лису. «Хочешь, лиса, песенку спою?» — спросил Колобок. «Конечно, очень хочу!» — сказала хитрая лиса. Колобок спел песенку, лиса облизнулась и сказала: «Ох, как плохо я слышу, сядь ко мне на нос и спой песенку, она мне очень понравилась». — «Нет, лиса, давай поиграем в прятки, если ты меня найдешь, то спою песенку еще раз. Закрывай лиса глаза и не подглядывай!» Лиса закрыла глаза, а Колобок спрятался в траве. Лиса бегала, бегала по лесу, но так и не смогла найти Колобка. Колобок увидел, что лиса убежала в лес, и покатился по тропочке домой, а дома его уже ждали дедушка и бабушка. Обрадовались они, что Колобок вернулся. Колобок до сих пор живет у бабушки и дедушки и в лес больше не убегает. Злата: Колобок с хорошим настроение катился и вдруг столкнулся с лисой, которую не сразу заметил. «Я тебя съем! — сказала рассерженная лиса. — Куда ты катишься?» Колобок испугался: «Я, я домой, меня бабушка и дедушка ждут!» — сказал тихо Колобок. «Ладно, я помогу тебе. Я добрая лиса». Она взяла Колобка в лапки и понесла. Колобок от страха глаза закрыл, он думал, что лиса его съест. И вдруг она опустила Колобка на траву и сказала: «Вот твой дом, а дальше я не пойду, я собак боюсь». Колобок улыбнулся, сказал: «Спасибо! Ты и правда добрая лиса! Давай с тобой дружить!» — «Давай!» — сказала лиса и убежала в лес, а Колобок вернулся домой к бабушке и дедушке. Колобок приходил в лес к лисе, а лиса к нему. Они стали настоящими друзьями. Логопед: Вот видите, какие интересные сказки у нас получились, и главное, что колобок остался жить, лиса не съела его и даже стала другом для Колобка. Логопед: Поиграем. Возьмите рисунки и по деталям догадайтесь, какая это сказка и как она называется. Оля К.: У меня нарисована хрустальная туфелька. Сказка называется «Золушка». Картинку прикрепляет на ковролин под карточкой с надписью «Золушка». Логопед: Вы не ошиблись и по небольшим подсказкам правильно подобрали названия сказок. Дети разбирают картинки и находят на доске названия сказок. Л о г о п е д: Я знаю, что вы любите ребусы. Среди слов найдите имя героя сказки. Дети читают слова и находят 7-е слово: ГНОМИК. Дверь открывается и входит ребенок в костюме Гномика. Гномик: Здравствуйте! Вы меня позвали, вот я и пришел. Я хочу быть героем вашей сказки. А можно, я начну сказку, а дети будут сочинять сказку про меня дальше? Логопед: Конечно, Гномик, ведь ты же герой нашей сказки. Гн о м и к: В лесу на полянке стоял красивый домик, он был маленьким, но очень уютным, а жил в нем я, Гномик. Однажды я проснулся очень рано, потянулся (показывает) и подумал: «А не пойти ли мне в лес, небо голубое, солнышко светит». Гномик оделся, помылся, позавтракал, взял корзинку и по тропке отправился в лес... А что было дальше, придумайте сами. Логопед: Гномик, ты садись на стул и слушай, а мы встанем вокруг и продолжим сказку про тебя. Но чтобы детям было легче, я дам им маленького гномика, которого они будут передавать друг другу. (Логопед кладет на ладошку Ани гномика.) Аня, продолжай сказку о Гномике. Аня Г.: Гномик шел по тропочке и вдруг на полянке увидел красивую рыжую лису. Она грелась на солнышке. Гномик на носочках, тихо подошел поближе и увидел, что у лисы есть три маленьких лисенка. Они играли друг с другом. Гномик улыбнулся и наблюдал за лисятами, чтобы не испугать их, он тихо, на носочках пошел дальше. Аня передает Гномика Оле. Оля Ф.: У Гномика было хорошее настроение, он еще раз посмотрел на лису с лисятами и решил попить водички. Он взял баночку с водой стал пить. И вдруг ему на голову упала шишка. «Ой!» — сказал Гномик и посмотрел вверх. Он увидел, как белка прыгает с ветки на ветку. «Привет, белочка!» — сказал Гномик и пошел дальше. Оля передает Гномика Але. Аля С: «Какой необычный день. Я только пришел в лес, а уже встретился с лисой и лисятами, с белочкой. Кто же еще мне встретится на пути?» — подумал Гномик. «Ой! — вскрикнул Гномик. — Я укололся обо что-то очень острое». — «Смотреть надо под ноги!!!» — услышал Гномик сердитый голос. Он посмотрел и увидел ежа. «Извини, ежик, я не хотел тебя обидеть, я смотрел на белочку и не заметил тебя». — «Ладно! — сказал ежик. — Некогда мне с тобой болтать, ежат кормить надо!» — и побежал в лес. Гномик не успел ответить, как ежик уже убежал. Аля передает Гномика Никите. Никита В.: Гномик помахал ежику и сказал: «Я взял в лес корзину, но она совсем пустая, надо грибы искать». Он наклонился и сразу нашел подберезовики, срезал их ножиком и положил в корзинку, а около елочки нашел три белых грибочка. Они были крепкими и очень красивыми. «Ох! Устал я! — сказал Гномик. — Полежу под рябинкой!» — он лег и заснул. Никита передает Гномика Злате. Злата: Гномик заснул и вдруг почувствовал, что капельки падают ему на лицо. Он не сразу понял, что пошел дождик. Гномик проснулся и спрятался под дерево. Дождик был сильным. «Ну вот, — подумал Гномик, — а я не надел резиновые сапоги». Дождик быстро закончился, выглянуло солнышко, и Гномик на небе увидел радугу. «Как красиво!» — подумал Гно мик, встал, взял корзинку с грибами и вышел на тропинку, которая вела его к дому. Злата передает Гномика Тиграну. Т и г р а н К.: Гномик по тропинке шел, песни пел и не заметил, как пришел к домику. «Ох, и устал же я!» — сказал Гномик. Он сел на стул, закрыл глаза и увидел лису с лисятами, белочку, ежика. «Да, — подумал Гномик, — как хорошо в лесу!» Гномик почистил грибы, сварил грибной суп и в духовке посушил грибы. Наступил вечер. Гномик лег в кровать и от усталости быстро заснул. Засыпая, сказал: «Я обязательно опять пойду в лес!» Гномик встает со стула и говорит: «Я действительно был в лесу и встретил лису с лисятами, белочку, ежика, собрал грибы. Я очень люблю грибной суп. Я не знаю, откуда вы узнали о моем путешествии в лес. Но все, что вы рассказали, правда. Я хочу вам подарить свои любимые сказки, читайте их». Гномик раздает детям книги сказок. «Приходите в мою сказку. Мы вместе сочиним новую сказку. Пока!» — прощается Гномик с детьми и уходит.
|