Рассмотрим на примере коррекционного обучения детей
средней группы с ОНР 1 степени, включающего в себя технологии, направленные на оздоровление ребенка в целом.
Как правило, речевые нарушения не возникают на фоне
полного здоровья. Большинство детей с нарушениями речи имели различные
отклонения во время внутриутробного развития, катальные патологии или
серьезные заболевания в первые годы жизни.
Нарушения речи отражаются на психическом развитии
ребенка, формировании его личности и поведения. Именно поэтому коррекционная
работа должна способствовать не только исправлению речевых нарушений, но и
оздоровлению всего организма ребенка, способствовать его полноценному
психическому, физическому и личностному развитию.
В связи с этим данная программа ставит перед собой две
основные задачи: развивать речь ребенка и проводить общую оздоровительную
работу.
Первая задача предусматривает развитие всех сторон
речи: произношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, вторая —
укрепление физического здоровья (зрение, слух, осанка и т.д.).
Эти задачи решаются логопедом в тесном контакте с воспитателями,
а также другими специалистами: психологом, инструктором по физической культуре,
музыкальным руководителем, валеологом, инструктором по ЛФК, массажистом.
В данной программе представлено обследование детей
трехлетнего возраста, содержание коррекционного обучения по периодам, а также
календарно-тематическое планирование.
Планирование рассчитано на учебный год. В первые три
недели сентября проводится обследование детей. В июне ведется индивидуальная работа.
Отбор лексических тем происходит с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Поскольку оздоровление необходимо начинать
со знакомства ребенка с собой, в содержание коррекционного обучения введена
лексическая тема «Я узнаю себя». Изучая ее, дети познают себя, знакомятся с
другими детьми в группе.
Нами представлен материал по развитию лексики, грамматики,
нормализации звукопроизношения, совершенствованию навыков звукового и
слогового анализа, общей речевой практики.
В календарно-тематическом планировании большинство
занятий сочетают в себе лексическую тему и упражнения для развития звукового и
слогового анализа.
Изучению каждой темы можно посвятить одно, два или три
занятия, в зависимости от объема изучаемого материала. На всех занятиях
проводится дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, постепенно
включается в занятия самомассаж языка, лица, рук. Обязательно используются
физкультминутка (в том числе и с мячом), гимнастика для глаз, паузы для
релаксации, ведется работа над темпом, ритмом речи, четкостью дикции, интонацией,
выразительностью. Обращается внимание на осанку детей (сидя, стоя) в ходе
занятий и вне их. Развиваюся слуховое и зрительное внимание, зрительная и
словесная память, образное и логическое мышление, воображение.
Все занятия проходят в игровой форме, так как игра
является ведущей деятельностью в этом возрасте.
Коррекционно-развивающее обучение в средней речевой группе
Первый
период обучения: сентябрь, октябрь,
ноябрь.
Фронтальные занятия по формированию
лексико-грамма-тических средств языка, развитию связной речи и произношению
проводятся два раза в неделю, а индивидуальные — ежедневно.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
— обобщение первичных представлений детей об осени по
существенным признакам сезона, введение в речь наречий, обозначающих состояние
погоды, прилагательных: хмурый,
дождливый;
— расширение представления детей об овощах и фруктах с
помощью сенсорного обследования, введение в словарь существительных, называющих
овощи и фрукты;
— конкретизацию представлений детей о диких и домашних
животных, перелетных птицах осенью, введение в словарь существительных,
называющих животных, птиц;
— закрепление в речи детей существительных с обобщающим
значением по изученным темам;
— упражнение в употреблении существительных с суффик
сами -онок, -енок,
-am, -ят;
— введение в словарь прилагательных, называющих осно:
ные цвета;
— употребление в речи имен существительных в форме
единственного и множественного числа по изучаемым темам;
— знакомство ребенка с самим собой и другими детьми
группе (знать о себе и других детях: имя, пол, возраст, индивидуальные
особенности — голос, цвет волос и глаз);
— обучение ребенка пониманию своего состояния: удоволь
ствие, радость, страх, грусть, определение состояния человека по мимике лица,
тембру голоса;
— согласование слов в предложении в роде, числе,
падеже;
— закрепление в речи простых предлогов на, с, в, из;
— упражнение в употреблении множественного числа имен
существительных в родительном падеже;
— образование и использование в речи существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— умение различать живые и неживые предметы;
— совершенствование фразовой речи, повторение за взрослыми
рассказов-описаний, загадок-описаний из двух-трех предложений.
При подборе лексического материала логопед ориентируется
на следующие темы: «Я узнаю себя», «Ранняя осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад,
огород», «Золотая осень», «Сезонная одежда, обувь», «Животные наших лесов
осенью», «Перелетные птицы», «Домашние животные осенью», «Поздняя осень».
На занятиях по развитию звуковой стороны речи осуществляется:
— знакомство с гласными звуками;
— уточнение произношения гласных звуков: [а], [у],
[и], [о];
— выделение из ряда звуков гласных: [а], [у], [и],
[о];
— упражнение детей в анализе на слух слияний гласных
звуков: [ау], [уа], [иа], [аи], [ио], [иу], [оу];
— выделение начальных ударных гласных в словах.
Индивидуальные занятия по произношению планируются ежедневно. В это время
осуществляется:
— уточнение произношения гласных звуков, а также согласных:
[м], [п], [т], [к], [г], [в], [д] и их мягких вариантов;
— подготовка артикуляционного аппарата к постановке
свистящих звуков с помощью артикуляционной гимнастики и массажа;
— постановка свистящих звуков.
На всех занятиях ведется:
— работа по выработке правильного физического и речевого
дыхания, над плавностью речи и мягкостью голоса;
— работа над четкостью дикции, модуляцией голоса, интонационной
выразительностью речи;
— совершенствование мимики (удивление, радость, испуг,
злость);
— работа над мелкой и общей моторикой с использованием
коррекционных мячей, определение размера, запаха, упругости;
— развитие зрительного и слухового внимания, памяти,
мышления, воображения.
Второй
период обучения: декабрь,
январь, февраль.
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических
средств языка проводятся два раза в неделю, по формированию звукопроизношения —
один раз в неделю (в некоторых случаях эти виды занятий удобно совмещать). Индивидуальная
работа ведется ежедневно.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических
средств языка включает в себя:
— обучение пониманию половых различий детей в группе
(я — девочка, мы — девочки, я — мальчик, мы — мальчики), различение детей по одежде, прическе, другим особенностям;
— знакомство ребенка со своим телом (учить понимать
значение каждой части своего тела — рук, ног, ушей, головы, туловища);
— обобщение и расширение представлений детей о явлениях
неживой природы зимой, введение в речь существительных: мороз, метель, снегопад,
сугроб; прилагательных: белый, снежный, пушистый; наречий: морозно, снежно;
— расширение
представлений о разнообразии птиц и их общих признаках,
введение в речь существительных, называющих зимующих и домашних птиц;
— уточнение представлений об образе жизни диких и домашних
животных зимой, установление простейших связей между зимними условиями и
особенностями поведения зверей;
— расширение представлений детей о новогоднем празднике,
закрепление в речи существительных: карнавал, хоровод, гирлянда, украшение, Снегурочка;
— закрепление в речи детей существительных с обобщающим значением:
посуда, продукты питания,
игрушки, мебель, части тела, семья; употребление в речи имен
существительных в форме единственного и множественного числа, называющих
игрушки, продукты питания, предметы посуды, мебель, части тела;
— закрепление умения согласовывать слова в предложении
в роде, числе, падеже;
— закрепление в речи простых предлогов;
— образование и использование в речи простых относительных прилагательных;
— закрепление умения строить предложения из двух-трех
слов, повторять рассказ из двух-трех предложений, составлять рассказы и
загадки-описания о птицах, игрушках;
— различение на слух существительных мужского и женского
рода.
Используется лексический материал по темам: «Зима»,
«Посуда», «Продукты питания», «Новогодний праздник», «Рождество», «Игрушки»,
«Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Знакомство со своим телом», «Мебель»,
«Семья».
На фронтальных занятиях по формированию произношения
осуществляется:
— подготовка артикуляционного аппарата к постановке
звуков всех групп при помощи артикуляционной гимнастики и массажа;
— знакомство с согласными звуками;
— закрепление в речи чистого произношения гласных:
[а], [о], [и], [у] и наиболее легких согласных звуков: [м], [т], [п], [к] и их
мягких вариантов;
— различие твердых и мягких согласных;
— выделение из ряда звуков гласных и согласных: [м],
[т], [п], [к], [м'], [т'], [п'], [к'];
— дифференциация звуков: [т — п],
[т — к], [т — п — к];
— анализ
слогов: ма, ам, ум, та,
от, пи, ки.
На индивидуальных занятиях — постановка и автоматизация
свистящих и шипящих звуков.
Третий период
обучения: март, апрель,
май.
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических
средств языка и развитию связной речи проводятся два-три раза в неделю, по
формированию звуковой стороны речи один-два раза в неделю. Общее количество
фронтальных занятий в неделю — четыре.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических
средств включает в себя:
— познание своих особенностей и знакомство с другими
детьми (уметь различать мальчиков
и девочек по одежде, прическе; знать, чем мы отличаемся
от животных);
— обучение ребенка выражению своих чувств в общении с
детьми и взрослыми;
— уточнение представлений о признаках весны;
— закрепление знаний основных цветов и их оттенков;
— знакомство с первыми осенними цветами;
— знакомство с профессиями мам;
— знакомство с цветущими комнатными растениями, уточнение
представлений о биологических процессах в природе;
— расширение представлений о жизни диких и домашних
животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными;
— расширение представлений о птицах, их образе жизни,
установление связей между изменением природных условий и прилетом птиц;
— знакомство с образом жизни насекомых, обучение умению
различать их;
— закрепление знаний детей о правилах дорожного движения,
расширение представлений о родном городе, улице;
— закрепление в речи пройденных предлогов на, с, в,
из, по;
— продолжение работы над умением согласовывать слова в
предложении в роде, числе, падеже;
— употребление в речи повелительного наклонения глаголов: идти,
бежать, лежать;
— упражнение в пересказе текстов из двух-трех
предложений;
— обучение детей поддержанию беседы: умению задавать
вопросы и отвечать на них.
Используется лексический материал по темам: «Мамин
праздник», «Профессии наших мам», «Весна, периоды весны», «Перелетные птицы»,
«Профессии: продавец, почтальон», «Транспорт», «Профессии на транспорте»,
«Комнатные растения», «Насекомые», «Наш город, моя улица», «Правила дорожного
движения», «Я узнаю себя», «Лето».
Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны
речи предусматривают следующую работу:
— закрепление в речи чистого произношения гласного звука
[ы], согласных: [х], [д] и их мягких вариантов;
— закрепление умения различать на слух слова с начальными
ударными гласными: а, у, и, о;
— продолжение работы над выделением гласных: [а], [у],
[и], [о], [ы] и согласных: [м], [т], [к], [х], [д] из ряда звуков, в словах;
— согласных: [м], [т], [к], [х], [д] из ряда звуков, в
словах;
— выделение конечных гласных: [а], [у], [и], [о], [ы]
и согласных: [п], [т], [к], [м], [д], [х] в словах;
— упражнение детей в
анализе слогов и слов: an, па,
уп, ип, пи, их, хи,
дом, дым, кот, Дима;
— закрепление представлений о гласных и согласных,
твердых и мягких звуках.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в
первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя:
— работу по подготовке артикуляционного аппарата к постановке
всех групп звуков;
— завершение процесса автоматизации свистящих звуков в
речи у детей;
— постановку шипящих звуков;
— коррекцию слоговой структуры слова;
— развитие фонематического восприятия.
На всех занятиях продолжается работа по воспитанию правильного
речевого дыхания, над плавностью речи и
мягкостью голоса, четкостью дикции, развитием всех психических процессов.
|