Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 06.05.2024, 12:32

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [199]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [44]
РЕЧЬ И МОТОРИКА [22]
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ [15]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ [8]
Главная » Файлы » ЛОГОПЕД » КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речи
10.09.2011, 21:27

Рассмотрим на примере коррекционного обучения детей средней группы с ОНР 1 степени, включающего в себя техно­логии,  направленные на оздоровление ребенка в целом.

Как правило, речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. Большинство детей с нарушениями речи имели различные отклонения во время внутриутробного раз­вития, катальные патологии или серьезные заболевания в первые годы жизни.

Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Имен­но поэтому коррекционная работа должна способствовать не только исправлению речевых нарушений, но и оздоров­лению всего организма ребенка, способствовать его полно­ценному психическому, физическому и личностному раз­витию.

В связи с этим данная программа ставит перед собой две основные задачи: развивать речь ребенка и проводить общую оздоровительную работу.

Первая задача предусматривает развитие всех сторон речи: произношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, вторая — укрепление физического здоровья (зрение, слух, осанка и т.д.).

Эти задачи решаются логопедом в тесном контакте с вос­питателями, а также другими специалистами: психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руко­водителем, валеологом, инструктором по ЛФК, массажис­том.

В данной программе представлено обследование детей трехлетнего возраста, содержание коррекционного обуче­ния по периодам, а также календарно-тематическое плани­рование.

Планирование рассчитано на учебный год. В первые три недели сентября проводится обследование детей. В июне ве­дется   индивидуальная  работа.

Отбор лексических тем происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Поскольку оздоровле­ние необходимо начинать со знакомства ребенка с собой, в содержание коррекционного обучения введена лексическая тема «Я узнаю себя». Изучая ее, дети познают себя, знако­мятся с другими детьми в группе.

Нами представлен материал по развитию лексики, грам­матики, нормализации звукопроизношения, совершенствова­нию навыков звукового и слогового анализа, общей речевой практики.

В календарно-тематическом планировании большинство занятий сочетают в себе лексическую тему и упражнения для развития звукового и слогового анализа.

Изучению каждой темы можно посвятить одно, два или три занятия, в зависимости от объема изучаемого материала. На всех занятиях проводится дыхательная, артикуляцион­ная, пальчиковая гимнастика, постепенно включается в за­нятия самомассаж языка, лица, рук. Обязательно использу­ются физкультминутка (в том числе и с мячом), гимнастика для глаз, паузы для релаксации, ведется работа над темпом, ритмом речи, четкостью дикции, интонацией, выразительно­стью. Обращается внимание на осанку детей (сидя, стоя) в ходе занятий и вне их. Развиваюся слуховое и зрительное внимание, зрительная и словесная память, образное и логи­ческое мышление, воображение.

Все занятия проходят в игровой форме, так как игра явля­ется ведущей деятельностью в этом возрасте.

Коррекционно-развивающее   обучение в средней речевой группе

Первый   период   обучения: сентябрь,    октябрь,    ноябрь.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамма-тических средств языка, развитию связной речи и произно­шению проводятся два раза в неделю, а индивидуальные — ежедневно.

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

— обобщение первичных представлений детей об осени по существенным признакам сезона, введение в речь наре­чий, обозначающих состояние погоды, прилагательных: хмурый,      дождливый;

— расширение представления детей об овощах и фруктах с помощью сенсорного обследования, введение в словарь существительных, называющих овощи и фрукты;

— конкретизацию представлений детей о диких и домаш­них животных, перелетных птицах осенью, введение в словарь существительных, называющих животных, птиц;

— закрепление в речи детей существительных с обобщаю­щим значением по изученным темам;

— упражнение в употреблении существительных с суффик сами   -онок,   -енок,   -am,   -ят;

— введение в словарь прилагательных, называющих осно: ные цвета;

— употребление в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа по изучаемым темам;

— знакомство ребенка с самим собой и другими детьми группе (знать о себе и других детях: имя, пол, возраст, индивидуальные особенности — голос, цвет волос и глаз);

— обучение ребенка пониманию своего состояния: удоволь ствие, радость, страх, грусть, определение состояния че­ловека по мимике лица, тембру голоса;

— согласование слов в предложении в роде, числе, падеже;

— закрепление в речи простых предлогов на, с, в, из;

— упражнение в употреблении множественного числа имен существительных в родительном падеже;

— образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами;

— умение различать живые и неживые предметы;

— совершенствование фразовой речи, повторение за взрос­лыми рассказов-описаний, загадок-описаний из двух-трех предложений.

При подборе лексического материала логопед ориентирует­ся на следующие темы: «Я узнаю себя», «Ранняя осень», «Ово­щи», «Фрукты», «Сад, огород», «Золотая осень», «Сезонная одежда, обувь», «Животные наших лесов осенью», «Перелет­ные птицы», «Домашние животные осенью», «Поздняя осень».

На занятиях по развитию звуковой стороны речи осуще­ствляется:

— знакомство с гласными звуками;

— уточнение произношения гласных звуков: [а], [у], [и], [о];

— выделение из ряда звуков гласных: [а], [у], [и], [о];

— упражнение детей в анализе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа], [иа], [аи], [ио], [иу], [оу];

— выделение начальных ударных гласных в словах. Индивидуальные занятия по произношению планируются ежедневно. В это время осуществляется:

— уточнение произношения гласных звуков, а также соглас­ных: [м], [п], [т], [к], [г], [в], [д] и их мягких вариантов;

— подготовка артикуляционного аппарата к постановке сви­стящих звуков с помощью артикуляционной гимнасти­ки и массажа;

— постановка свистящих звуков.

На всех занятиях ведется:

— работа по выработке правильного физического и речево­го дыхания, над плавностью речи и мягкостью голоса;

— работа над четкостью дикции, модуляцией голоса, инто­национной выразительностью речи;

— совершенствование мимики (удивление, радость, испуг, злость);

— работа над мелкой и общей моторикой с использовани­ем коррекционных мячей, определение размера, запа­ха, упругости;

— развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, воображения.

Второй   период  обучения:  декабрь,   январь,   февраль.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся два раза в неделю, по формированию звукопроизношения — один раз в неделю (в не­которых случаях эти виды занятий удобно совмещать). Ин­дивидуальная работа ведется ежедневно.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

— обучение пониманию половых различий детей в группе (я — девочка, мы — девочки, я — мальчик, мы — маль­чики),  различение детей по одежде,  прическе, другим особенностям;

— знакомство ребенка со своим телом (учить понимать зна­чение каждой части своего тела — рук, ног, ушей, голо­вы, туловища);

— обобщение и расширение представлений детей о явле­ниях неживой природы зимой, введение в речь суще­ствительных: мороз, метель, снегопад, сугроб; прилага­тельных: белый, снежный, пушистый; наречий: мороз­но,     снежно;

— расширение  представлений  о  разнообразии птиц и их общих признаках, введение в речь существительных, на­зывающих зимующих и домашних птиц;

— уточнение представлений об образе жизни диких и до­машних животных зимой, установление простейших связей между зимними условиями и особенностями по­ведения  зверей;

— расширение представлений детей о новогоднем празд­нике, закрепление в речи существительных: карнавал, хоровод,     гирлянда,     украшение,     Снегурочка;

— закрепление в речи детей существительных с обобщаю­щим   значением:    посуда,    продукты   питания,    игрушки, мебель, части тела, семья; употребление в речи имен существительных в форме единственного и множествен­ного числа, называющих игрушки, продукты питания, предметы посуды, мебель, части тела;

— закрепление умения согласовывать слова в предложе­нии в роде, числе, падеже;

— закрепление в речи простых предлогов;

— образование и использование в речи простых относи­тельных   прилагательных;

— закрепление умения строить предложения из двух-трех слов, повторять рассказ из двух-трех предложений, состав­лять рассказы и загадки-описания о птицах, игрушках;

— различение на слух существительных мужского и жен­ского рода.

Используется лексический материал по темам: «Зима», «Посуда», «Продукты питания», «Новогодний праздник», «Рождество», «Игрушки», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Знакомство со своим телом», «Мебель», «Семья».

На фронтальных занятиях по формированию произноше­ния осуществляется:

— подготовка артикуляционного аппарата к постановке зву­ков всех групп при помощи артикуляционной гимнас­тики и массажа;

— знакомство с согласными звуками;

— закрепление в речи чистого произношения гласных: [а], [о], [и], [у] и наиболее легких согласных звуков: [м], [т], [п], [к] и их мягких вариантов;

— различие твердых и мягких согласных;

— выделение из ряда звуков гласных и согласных: [м], [т], [п], [к], [м'], [т'], [п'], [к'];

— дифференциация звуков:   [т — п],   [т — к],   [т — п — к];

— анализ  слогов: ма,  ам, ум,   та,  от,   пи,   ки.

На индивидуальных занятиях — постановка и автоматиза­ция свистящих и шипящих звуков.

Третий   период обучения:  март,   апрель,   май.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся два-три раза в неделю, по формированию звуковой стороны речи один-два раза в неделю. Общее количество фронтальных занятий в неделю — четыре.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств включает в себя:

— познание своих особенностей и знакомство с другими детьми  (уметь различать   мальчиков   и  девочек  по одежде, прическе; знать, чем мы отличаемся от жи­вотных);

— обучение ребенка выражению своих чувств в общении с детьми и взрослыми;

— уточнение представлений о признаках весны;

— закрепление знаний основных цветов и их оттенков;

— знакомство с первыми осенними цветами;

— знакомство с профессиями мам;

— знакомство с цветущими комнатными растениями, уточне­ние представлений о биологических процессах в природе;

— расширение представлений о жизни диких и домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашни­ми животными;

— расширение представлений о птицах, их образе жизни, установление связей между изменением природных ус­ловий и прилетом птиц;

— знакомство с образом жизни насекомых, обучение уме­нию различать их;

— закрепление знаний детей о правилах дорожного движе­ния, расширение представлений о родном городе, улице;

— закрепление в речи пройденных предлогов на, с, в, из, по;

— продолжение работы над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

— употребление в речи повелительного наклонения глаго­лов:   идти,   бежать,   лежать;

— упражнение в пересказе текстов из двух-трех предложений;

— обучение детей поддержанию беседы: умению задавать вопросы и отвечать на них.

Используется лексический материал по темам: «Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Весна, периоды вес­ны», «Перелетные птицы», «Профессии: продавец, почталь­он», «Транспорт», «Профессии на транспорте», «Комнатные растения», «Насекомые», «Наш город, моя улица», «Прави­ла дорожного движения», «Я узнаю себя», «Лето».

Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи предусматривают следующую работу:

— закрепление в речи чистого произношения гласного зву­ка [ы], согласных: [х], [д] и их мягких вариантов;

— закрепление умения различать на слух слова с началь­ными ударными гласными: а, у, и, о;

— продолжение работы над выделением гласных: [а], [у], [и], [о], [ы] и согласных: [м], [т], [к], [х], [д] из ряда звуков, в словах;

— согласных: [м], [т], [к], [х], [д] из ряда звуков, в сло­вах;

— выделение конечных гласных: [а], [у], [и], [о], [ы] и со­гласных: [п], [т], [к], [м], [д], [х] в словах;

— упражнение детей в  анализе слогов и слов:   an,  па, уп, ип,   пи,   их, хи,  дом,  дым,   кот, Дима;

— закрепление представлений о гласных и согласных, твер­дых и мягких звуках.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя:

— работу по подготовке артикуляционного аппарата к по­становке всех групп звуков;

— завершение процесса автоматизации свистящих звуков в речи у детей;

— постановку шипящих звуков;

— коррекцию слоговой структуры слова;

— развитие фонематического восприятия.

На всех занятиях продолжается работа по воспитанию пра­вильного речевого дыхания,  над плавностью речи и мягко­стью голоса, четкостью дикции, развитием всех психических процессов.

Категория: КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin | Теги: отработка произношения звука, шипящие, речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, свистящие звуки, занятия с логопедом, фольклор, Артикуляция
Просмотров: 2466 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru