Цель: Составление фантастических историй
о путешествиях к другим планетам.
Задачи:
активизировать и пополнить словарь детей по теме
«Освоение космоса человеком»;
учить детей пониманию значений пословиц;
учить детей правильно образовывать имена
существительные в форме винительного падежа единственного и множественного
числа;
учить детей правильно образовывать имена
существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в
форме единственного числа;
учить детей составлять фантастические истории о путешествиях
к другим планетам;
— развивать у
детей произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование:
фотографии с
изображениями животных, побывавших в космосе, сюжетная картина с изображениями
планет Солнечной системы (иллюстрация 30), картинки с изображениями звездного
неба, видов из космоса; картинный план 7 (иллюстрация 7), мяч,
магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Один и много»
|
Игра с мячом. Дети стоят
полукругом перед логопедом. Логопед произносит предложение, бросает
кому-то из детей мяч и
просит изменить предложение по образцу. Игра продолжается. ;Образец: «Сначала
я увидела одну звезду». «Сначала я увидела одну звезду, а потом — много
звезд».
|
«Назови ласково»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет предмет, например: «Далекая звезда»,
и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок повит мяч,
называет этот предмет ласково: «Далекая звездочка», и возвращает мяч
логопеду. Игра продолжается.
|
|
|
Физкультминутка. На
усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1. Объяснение значений
пословиц.
Логопед объясняет детям значения пословиц: «Как
месяц ни свети, а все не
солнышко»; «Не все греет, что свеmum: луна светла, да без тепла»; «Звезды явятся — небо украсят, знания появятся
— ум украсят»
(монгольская пословица).
2. Введение
в тему занятия.
Логопед выставляет на доску
фотографии с изображениями животных, побывавших в космосе.
Логопед. До первого полета человека в космос туда запускали
различных животных. Целью этих полетов было выяснение того, смогут ли будущие
космонавты выжить после полета и если да, то как полет может отразиться на их
здоровье. Первые опыты с отправкой в космос собак начались в 1951 г. Но только через
шесть лет была выведена на орбиту собака Лайка. В то время люди ёще мало знали
о космосе и не умели возвращать с орбиты космические аппараты. Поэтому Лайка
навсегда осталась в космическом пространстве. Героический полет Лайки сделал ее
одной из самых знаменитых собак в мире. Ее имя указано на памятной таблице с
именами погибших космонавтов, установленной в ноябре 1997 г. в Звездном городке.
В августе 1960 г. на космическом корабле «Восток» вернулись
из космического путешествия две собаки — Белка и Стрелка, а вместе с ними — 40
мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы. Они 17 раз облетели
вокруг Земли и благополучно приземлились. Успешный полет животных в космос
открыл человеку дорогу к звездам -—12 апреля 1961 года совершил свой
триумфальный полет Юрий Гагарин.
С тех пор космонавты разных стран побывали в космосе.
Раньше в космос летали только очень подготовленные космонавты. А сегодня в
космос может полететь любой взрослый здоровый человек. Только стоит такое
космическое путешествие очень дорого.
3. Составление фантастических историй о путешествиях к
другим планетам.
Логопед. Представьте, что мы с вами дружным экипажем тоже
отправляемся в путешествие к далекой планете.
Логопед выставляет на доску
фотографии и картинки с изображениями далеких планет, звездного неба, видов из
космоса.
Логопед. Пройдите на космический корабль, пристегните ремни.
Отправляемся!
Придумайте название этой далекой планете и составьте
рассказ о ней и ее обитателях. Представьте животных и птиц, живущих на этой
планете, и расскажите о них.
Не забывайте, что за каждый рассказ вы получите
космические фишки, а за каждое полное и «красивое» предложение, сравнение или
речевой оборот — призовые фишки.
Дети с опорой на картинный
план составляют предложения, объединяют их в рассказ.
Логопед. Нам пора в обратный путь. Вернемся на космический
корабль и отправимся на нашу родную Землю. Вот мы и дома.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за
старание. Подсчитывает фишки, определяет самых красноречивых рассказчиков
занятия. Логопед и дети аплодируют им.
|