В практике логопедической работы с
дошкольниками на первый план, как правило,
выдвигается произношение звуков и
недооценивается значение навыков послоговых
перестроек в речи. Между тем нарушение механизма
переключения от одного слога к другому в будущем
может стать причиной неуспеваемости ребенка по
русскому языку.
Предлагаемая игра поможет ребенку осознать
механизм деления слов на слоги, закрепить навык
проговаривания слов разной слоговой структуры и
расширить опыт словообразования.
Часть первая. Знакомство
Цель: учить детей делить слова на
части-слоги.
Впервые знакомить ребенка с делением
слова на слоги лучше всего на самом «близком» для
него языковом материале. Это собственное имя
малыша.
Я приглашаю детей в гости к Кошке (объемная или
плоскостная игрушка). «Гости» знакомятся с
Кошкой, по очереди четко проговаривая свое имя по
слогам (по частям). Кошка старательно запоминает
имена, еще раз их повторяя. В этот момент педагог
от имени Кошки может исправить ошибки,
допущенные детьми в делении своего имени на
слоги.
Часть вторая. Кошка встречает
гостей
Цель: упражнять детей в делении
слов на слоги, закреплять названия животных и их
детенышей.
Материал: плоскостные фигурки
животных и их детенышей.
В начальный период обучения
используются слова, состоящие из одного
закрытого слога или слова, состоящие из двух-трех
прямых слогов.
Примерный словарь: лис, лиса,
лисята; кот, киса, котята; пес, собака, щенята; бык,
корова, телята.
Дети рассматривают плоскостные
фигурки животных. Педагог вместе с детьми
уточняет названия животных и их детенышей. Затем
каждый ребенок выбирает понравившуюся ему
фигурку.
Педагог:
Ждет гостей сегодня Кошка
И волнуется немножко:
«Что ж так долго не идут?»
Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке
Все спешат поздравить Кошку.
(Е.Ефименкова)
Педагог дает детям задание: стукнуть
в дверь столько раз, сколько частей (слогов) в
названии выбранного ими животного.
Педагог:
Каждый зверь,
Стукни в дверь!
Стукни громко столько раз,
Сколько в слове частей у вас!
Дети в произвольном порядке (по
желанию или по предложению педагога) стучат в
дверь нужное число раз. На вопрос кошки «Кто там?»
они должны четко проговорить название животного
по слогам.
После сбора гостей «им» предлагается поплясать.
Дети встают в круг. Фигурки животных
раскладываются по кругу в центре. Звучит музыка.
Дети двигаются по кругу, выполняя танцевальные
движения. Когда музыка прерывается, дети берут в
руки фигурку, перед которой остановились, и
проговаривают по слогам название животного.
На следующих занятиях речевой материал
усложняется: в словарь включаются слова,
состоящие из слогов разной сложности (заяц,
зайчиха, зайчонок; медведь, медведица, медвежата,
медвежонок и т.п.).
Часть третья. Угощенье в день
рожденья
Цель: упражнять детей в
воспроизведении слов разного слогового состава,
закреплять навыки словообразования.
Материал: плоскостные фигурки
животных; «пирожки», вырезанные из картона и с
фигурной прорезью в середине; «начинка» для
«пирожков» в форме рыбки, ягодки, грибка, капусты,
кусочка сыра и т.п. Прорези в каждом «пирожке»
соответствует какая-нибудь форма «начинки».
Педагог говорит, что Кошка должна
приготовить для гостей угощение. Она нуждается в
помощи детей.
Дети вместе с педагогом имитируют движения лепки
пирожков.
Педагог (обращаясь к одному из
детей): Для кого ты печешь свой пирожок?
Ребенок: Для мишки.
Педагог: Вот тебе ягодка (показывает
форму-начинку). Какая у твоего пирожка будет
начинка?
Ребенок: Ягодная.
Педагог: А какой пирог с такой
начинкой получится?
Ребенок: Ягодный пирог для мишки.
Если
ребенок правильно образовал слова, педагог дает
ему форму-«начинку». Ребенок ищет среди
разложенных в центре круга или на столе пирожков
тот, для которого подходит данный вкладыш, и
вкладывает «начинку» в «пирожок».
Игра заканчивается хороводной песней:
Как на Кошкин день рожденья
Испекли пирог с вареньем
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Хорош каравай —
Чай скорее наливай!
|