| В практике логопедической работы с
 дошкольниками на первый план, как правило,
 выдвигается произношение звуков и
 недооценивается значение навыков послоговых
 перестроек в речи. Между тем нарушение механизма
 переключения от одного слога к другому в будущем
 может стать причиной неуспеваемости ребенка по
 русскому языку. 
 
 Предлагаемая игра поможет ребенку осознать
 механизм деления слов на слоги, закрепить навык
 проговаривания слов разной слоговой структуры и
 расширить опыт словообразования.
 Часть первая. ЗнакомствоЦель: учить детей делить слова на
 части-слоги. Впервые знакомить ребенка с делением
 слова на слоги лучше всего на самом «близком» для
 него языковом материале. Это собственное имя
 малыша. Я приглашаю детей в гости к Кошке (объемная или
 плоскостная игрушка). «Гости» знакомятся с
 Кошкой, по очереди четко проговаривая свое имя по
 слогам (по частям). Кошка старательно запоминает
 имена, еще раз их повторяя. В этот момент педагог
 от имени Кошки может исправить ошибки,
 допущенные детьми в делении своего имени на
 слоги.
 Часть вторая. Кошка встречает
 гостейЦель: упражнять детей в делении
 слов на слоги, закреплять названия животных и их
 детенышей. Материал: плоскостные фигурки
 животных и их детенышей. В начальный период обучения
 используются слова, состоящие из одного
 закрытого слога или слова, состоящие из двух-трех
 прямых слогов. Примерный словарь: лис, лиса,
 лисята; кот, киса, котята; пес, собака, щенята; бык,
 корова, телята. Дети рассматривают плоскостные
 фигурки животных. Педагог вместе с детьми
 уточняет названия животных и их детенышей. Затем
 каждый ребенок выбирает понравившуюся ему
 фигурку. Педагог: Ждет гостей сегодня КошкаИ волнуется немножко:
 «Что ж так долго не идут?»
 Ну а гости тут как тут.
 Друг за дружкой по дорожке
 Все спешат поздравить Кошку.
 
 
 (Е.Ефименкова) Педагог дает детям задание: стукнуть
 в дверь столько раз, сколько частей (слогов) в
 названии выбранного ими животного. Педагог: Каждый зверь,Стукни в дверь!
 Стукни громко столько раз,
 Сколько в слове частей у вас!
 Дети в произвольном порядке (по
 желанию или по предложению педагога) стучат в
 дверь нужное число раз. На вопрос кошки «Кто там?»
 они должны четко проговорить название животного
 по слогам.После сбора гостей «им» предлагается поплясать.
 Дети встают в круг. Фигурки животных
 раскладываются по кругу в центре. Звучит музыка.
 Дети двигаются по кругу, выполняя танцевальные
 движения. Когда музыка прерывается, дети берут в
 руки фигурку, перед которой остановились, и
 проговаривают по слогам название животного.
 На следующих занятиях речевой материал
 усложняется: в словарь включаются слова,
 состоящие из слогов разной сложности (заяц,
 зайчиха, зайчонок; медведь, медведица, медвежата,
 медвежонок и т.п.).
 Часть третья. Угощенье в день
 рожденьяЦель: упражнять детей в
 воспроизведении слов разного слогового состава,
 закреплять навыки словообразования. Материал: плоскостные фигурки
 животных; «пирожки», вырезанные из картона и с
 фигурной прорезью в середине; «начинка» для
 «пирожков» в форме рыбки, ягодки, грибка, капусты,
 кусочка сыра и т.п. Прорези в каждом «пирожке»
 соответствует какая-нибудь форма «начинки». Педагог говорит, что Кошка должна
 приготовить для гостей угощение. Она нуждается в
 помощи детей.Дети вместе с педагогом имитируют движения лепки
 пирожков.
 Педагог (обращаясь к одному из
 детей): Для кого ты печешь свой пирожок? Ребенок: Для мишки. Педагог: Вот тебе ягодка (показывает
 форму-начинку). Какая у твоего пирожка будет
 начинка? Ребенок: Ягодная. Педагог: А какой пирог с такой
 начинкой получится? Ребенок: Ягодный пирог для мишки. Если
 ребенок правильно образовал слова, педагог дает
 ему форму-«начинку». Ребенок ищет среди
 разложенных в центре круга или на столе пирожков
 тот, для которого подходит данный вкладыш, и
 вкладывает «начинку» в «пирожок».Игра заканчивается хороводной песней:
 Как на Кошкин день рожденьяИспекли пирог с вареньем
 Вот такой вышины, вот такой ширины.
 Хорош каравай —
 Чай скорее наливай!
 |