«Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!»
Логопед дает игроку, исполняющему роль Рассеянного,
стопку карточек, перевернутых рисунками вниз. Остальные игроки поочередно
задают Рассеянному всевозможные вопросы. Ответ на любой вопрос Рассеянный
находит, раскрывая очередную верхнюю картинку своей стопки. Беседа при этом
может получиться очень забавной, например:
— Как тебя зовут?
— Сахарница.
— Где ты живешь?
— В стакане.
— На чем ты спишь?
— На велосипеде.
— Чем ты чистишь зубы?
— Стулом.
— Что ты ел на завтрак?
— Носок.
— На чем ты ездишь на работу?
— На страусе...
Игроки весело смеются, стараясь поскорее рассмешить и
самого Рассеянного. Но стоит Рассеянному улыбнуться, как он выбывает из игры,
а его роль переходит к следующему игроку.
Сыщики
Первый тур
На столе раскладываются картинки: сыр, сор, сок, сон,
усы, лес, осы, соль, сто, сад.
Логопед называет длинные слова, внутри которых
«спрятаны» короткие слова — названия картинок. Например, он говорит слово
«перСОНа». Дети быстро произносят короткое слово «СОН» и ставят свои
указательные пальчики на соответствующую картинку. Самый сообразительный и
ловкий игрок (или все угадавшие) получает призовую фишку (счетную палочку,
например). Побеждает обладатель наибольшего количества фишек.
Логопед может предложить детям для анализа следующие
слова: СЫРость, кокОСЫ, ноСОК, фаСОН, фаСОЛЬ, абрикОСЫ, пе-СОК, ЛЕСка, поСАДка,
СТОл, чаСОК, СОРт, патисСОН, пояСОК, доСАДа, голоСОК, бЛЕСк, гУСЫня, СТОн,
колоСОК, СЫРо-ежка, СОКол, броСОК, СТОйка, сСОРа, фокУСЫ.
Примечание
Игроки, услышавшие в длинных словах короткие слова,
которых нет среди названий картинок (не только «абрикОСЫ», но и «абриКОСЫ»; не
только «колоСОК», но и «КОЛОСок»), получают дополнительные призовые фишки.
Второй тур
Логопед убирает со стола все картинки, а затем
выкладывает их по одной, предлагая участникам игры «прятать» короткие слова в
длинные. Например, логопед показывает картинку и произносит слово «сок». Игроки
придумывают слова: «ноСОК», «куСОК», «пеСОК», «леСОК», «чаСОК», «броСОК»,
«колоСОК», «голоСОК», «СОКол» — и за каждое слово получают призовую фишку.
Победителем становится игрок, набравший наибольшее количество фишек.
Рассвет и закат
Логопед попарно складывает карточки с синим и белым
фоном одну на другую так, чтобы с обеих сторон располагались похожие рисунки
(например, раскрывшийся и закрывшийся подснежник).
Причем шесть пар картинок кладутся на стол вверх
«закатным», т. е. синим фоном, а еще шесть пар — вверх «рассветным», т. е.
белым фоном.
Играют двое детей, один из которых именуется
«Рассветом», а другой — «Закатом».
«Закат» бросает игральный кубик, смотрит, сколько
очков на нем выпало (предположим, три), и обращается к персонажам любых
«рассветных» картинок, например:
— Сова, проснись!
— Зоопарк, закройся на замок!
— Постель, расстелись!
Логопед переворачивает названные пары картинок темной
стороной вверх. Затем в игру вступает «Рассвет». Он тоже бросает игральный
кубик и обращается уже к персонажам «закатных» картинок.
Цель игроков — перевернуть на «свою» сторону все пары
картинок.
Рассвет говорит:
|
Закат говорит:
|
Солнце, взойди!
|
Месяц, появись!
|
Звезды, исчезните!
|
Звезды, зажгитесь!
|
Постель, заправься!
|
Постель, расстелись!
|
Глаза, откройтесь!
|
Глаза, закройтесь (картинка «сом»).
|
Соловей, спи!
|
Соловей, свисти!
|
Подснежник, раскройся!
|
Подснежник, закройся!
|
Заяц, проснись!
|
Заяц, спи, не закрывая глаз.
|
Зоопарк, откройся!
|
Зоопарк, закройся на замок!
|
Сторож, возвращайся со службы.
|
Сторож, не спи.
|
Лисенок, проснись!
|
Лисенок, усни.
|
Сова, усни.
|
Сова, проснись!
|
Светлячок, спрячься в саду (картинка «сад»).
|
Светлячок, посвети!
|
Игра с комментариями
Большое количество картинок, изображающих транспорт,
одежду и продукты питания, делятся поровну и укладываются стопочками
(рисунками вниз) перед каждым участником игры. Первый игрок раскрывает верхнюю
в своей стопке картинку, четко называет и кладет ее перед соседом, сидящим
справа. Сосед должен мгновенно отреагировать: если на картинке нарисовано
что-нибудь съедобное — облизнуться и поблагодарить: «Спасибо, вкусно!» Если на
картинке предмет одежды — погладить себя по бокам и сказать: «Смотрите, как
красиво!» А если на картинке изображен какой-нибудь вид транспорта —
предложить: «Садитесь — подвезу!»
Затем второй игрок раскрывает верхнюю картинку в своей
стопке, четко называет ее, кладет поверх ранее принятой картинки и передвигает
уже две картинки следующему игроку. Стоит кому-либо из участников игры забыть
прибавить необходимую фразу, или назвать не ту фразу, или не сказать ее вовремя
— вся передвигающаяся от игрока к игроку стопка картинок переходит к нему.
Побеждает тот, кто первым избавится от всех своих картинок.
Игра эта, как правило, проходит очень весело и
вызывает взрывы смеха детей, когда, например, принимающий картинку с изображением
«соли» игрок вынужден изображать удовольствие и говорить: «Спасибо, вкусно!»
Или когда мальчик, получивший «сарафан», хвастает: «Смотрите, как красиво!»
Спортивные соревнования
По всей длине стола ровной дорожкой раскладываются
перевернутые картинки. Участники игры ставят свои фишки перед началом дорожки.
Первый игрок открывает картинку, с которой начинается дорожка, произносит ее
название, например «слон», и определяет позицию звука С (в начале слова).
Затем он делает столько «шагов» по дорожке, сколько сможет подобрать слов, начинающихся
со звука С. Предположим, игрок говорит: «Соболь, сыр, сундук, сабля» — и
делает четыре «шага» по дорожке, останавливаясь на пятой картинке. Остальные
участники игры таким же образом выполняют свои первые ходы. Для того чтобы сделать
второй и все последующие ходы, игрокам достаточно открыть картинки, на которых
стоят их фишки. Если на картинке нарисована, например, «миска», надо вспомнить
слова со звуком С в середине (посуда, кроссовки, рисунок, ласты и т. д.). В тех
случаях, когда игрок не может придумать ни одного слова, он называет то, что
нарисовано на открытой им картинке, и делает один «шаг» вперед. Чемпионом
становится тот участник «забега», который первым доберется до финиша.
Классическое лото
Первый вариант. Тематическое лото
Перед началом игры каждому из игроков логопед дает
задание собрать по 6 картинок к словам какой-либо тематической группы:
транспорт, одежда и т. п. Для удобства игрокам можно раздать листы бумаги или
картона с шестью пустыми клеточками, на которые в ходе игры они будут
накладывать свои картинки. Логопед перетасовывает картинки и, показывая их по
одной, спрашивает, например: «Кому самовар}»
В ответах детей обязательно должно звучать ключевое
слово, например: «Мне — самовар».
Побеждает игрок, первым собравший все 6 картинок
заданной тематической группы. По окончании игры логопед собирает карточки и
предлагает каждому игроку вспомнить названия «своих» картинок.
Подготовить к игре картинки
Животные: слон, носорог, собака, свинья, крыса, рысь.
Птицы: сорока, сова, снегирь, страус, соловей, гусь.
Транспорт:
самолет,
самосвал, велосипед, снегоход, автобус, троллейбус.
Посуда: стакан, сковорода, самовар, миска, солонка,
сахарница.
Одежда: сарафан, костюм, галстук, носок, свитер,
косынка.
Второй вариант. Слоговое лото
Первый игрок собирает картинки к словам, состоящим из
одного слога, второй — из двух слогов, третий — картинки к словам, состоящим
из трех слогов.
Подготовить к игре картинки
Один слог: сок, слон, сыр, сом, сон, сор. Два слога:
сова, носок, стакан, усы, санки, лиса. Три слога: самолет, снегоход, автобус,
сорока, сапоги, самосвал.
Третий вариант. Звуковое лото
Первый игрок собирает картинки к словам, в состав
которых входит твердый звук С, второй игрок — к словам с мягким звуком Сь,
третий — к словам с твердым звуком 3, а четвертый — к словам с мягким звуком
Зь.
Подготовить к игре картинки
Твердый звук С: слон, собака, носок, сосулька,
автобус, лес.
Мягкий звук Сь: сирень, поросенок, месяц, гусь, рысь,
лось.
Твердый звук 3: зонт, заяц, замок, забор, глаза, коза.
Мягкий звук Зь: зебра, зеркало, корзина, газета,
тазик, обезьяна.
Четвертый вариант. Позиционное лото
В игре принимают участие трое детей.
Первый игрок выбирает картинки к словам, начинающимся
со звука С, второй игрок — к словам со звуком С в середине, а третий игрок —
со звуком С в конце.
Подготовить к игре картинки
Звук С в начале слов: самовар, светофор, сорока,
сапоги, сумка, сок.
Звук С в середине слов: галстук, носорог, лиса,
капуста, носок, косынка.
Звук С в конце слов: лес, нос, автобус, кактус,
троллейбус, абрикос.
Логическое лото
К игре нужно подготовить две стопки кар точек.
Названия картинок первой стопки составляют тематические пары с названиями
картинок второй стопки.
18 картинок первой стопки поровну делятся между
участниками игры.
Первый тур
Каждый игрок раскладывает полученные картинки в ряд
перед собой. Логопед перетасовывает картинки второй стопки и начинает игру:
— Кому солонку}
— Мне солонку, потому что у меня есть саль, — отвечает
один из игроков и накладывает «солонку» на «соль».
— Кому колесо}
— Мне колесо, потому что у меня есть сломанный
самокат
Подготовить к игре картинки
Второй тур
К концу первого тура каждый участник игры закрывает
все имевшиеся у него картинки парными картинками второй стопки. Логопед
предлагает игрокам поочередно восстановить в памяти логические связи и назвать
нижние картинки.
Антилогическое лото
Можно воспользоваться картинками, рекомендованными
для «Логического лото». Логопед поровну делит между игроками картинки первой
стопки. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй стопки логопед
перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на
картинки, накладывают их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по
одной перевернутой картинке. Предположим, на «свинье» оказалась карточка с
изображением расчески. Игрок отвечает на вопрос логопеда:
— Зачем свинье расческа?
Дети придумывают множество самых неожиданных и
забавных связок между парами картинок и за каждую интересную «изобретательскую
идею» получают очко.
— Зачем сапогам колесо?
Зачем скрипке светофор? И т. д.
|