Детям дошкольного возраста доступно интуитивное понимание отвлеченного
смысла морфем: они сами способны на словотворчество. Опыт показывает,
что если специальными упражнениями помочь малышам осмыслить (чуть-чуть)
морфологическую структуру слова — не всякого, а только такого, структура
которого совершенно ясна, — то развитие их значительно убыстряется,
укрепляются их способности к абстрагированию.
Дидактическим материалом для элементарного этимологического анализа
могут быть слова: черника, земляника, сад, огород, подснежник, вторник,
среда, четверг, пятница, подосиновик, подберезовик, ельник, осинник,
дубрава и другие подобные слова.
Уже на третьем году жизни дети улавливают эмоциональную окраску слов
с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Конечно, понимая и запоминая
слова с этими суффиксами, они не могут выделить их самостоятельно. Этого
и не надо делать преждевременно. Воспитатель должен довольствоваться
тем, что дети понимают смысл сказанного слова, а эмоцию ласки, нежности
они улавливают безошибочно. Понимают дети и значение слов
с увеличительными (-ищ-) и пренебрежительными (-ишк-) суффиксами,
но последний осмысляют как выражающий чувство жалости, сострадания. —
Волчишка, — сказала девочка, — это бедненький волчик.
Полезно привлечь внимание детей к некоторым (очень немногим) смысловым
суффиксам.
-Онок-, -ёнок: медведь — медвежонок, утка — утёнок
-иц-а: медведица, львица, волчица, верблюдица.
В дошкольном возрасте дети должны усвоить смысл большинства приставок.
Работа над строением слова организуется в связи с усвоением
грамматических форм.
Примерные занятия «Что добавлено к слову?» — Как изменяется слово, —
спрашивает воспитатель, — если к нему
прибавляют -ок, -ик, -очек -еньк-а? Сравните: гриб — грибок — грибочек;
сын — сынок — сыночек; цветок — цветочек; рука — ручка — рученька;
дочь — дочка — доченька.
Ребенок может ответить (чаще всего с помощью воспитателя): «Слово
становится ласковым-ласковым». На другом занятии тот же вопрос можно
задать относительно -ышк-о, -ушк-а. Например: солнце — солнышко;
соловей — соловушка; поле — полюшко; голова — головушка.
«Почему так назвали?» — Почему, — спрашивает воспитатель, выбрав
подходящую ситуацию,- птицу кукушку называют кукушкой? (Конечно, самой
выгодной ситуацией для такого вопроса будет прогулка в лес, когда дети
слышат, как кукует эта птица.) — Кукушка кричит: ку-ку; она сама
говорит, как ее зовут.
|