Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей
степени обобщения.
«Уточни слово».
От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые
понятия к данным видовым.
Примерное занятие
Воспитатель ведет детей в комнату для игр и, усадив их, говорит: —
Сегодня, дети, мы узнаем, что многие вещи могут называться не одним,
а двумя словами.
Нина, помоги мне, пожалуйста, показать ребятам такие вещи. Подойди
к полке, возьми там любую игрушку и принеси нам. Нина выполняет
поручение: приносит мишку. — Спасибо, Ниночка. Что ты принесла? —
Мишку. — Я посылала тебя за игрушкой. Ты принесла мишку.
Мишка-игрушка? — Да. — Значит, ты держишь сейчас вещь, которая
называется и игрушкой и мишкой, т. е. двумя словами.
Воспитатель пододвигает к столу заранее приготовленный ящик с игрушками
и начинает их выкладывать. — Дети, прошу вас называть вещи, которые
я кладу на стол. Помните, каждая из них называется словом игрушка
и, кроме того, еще одним словом, которое вы скажете сами. Итак.
Что это? Дети по очереди отвечают: — Игрушка Буратиио. — Игрушка
кубик. — Игрушка самолет. — Игрушка пирамидка. — Игрушка
зайка. — Игрушка матрешка. — Так, значит, все это игрушки, —
говорит воспитатель. — Вот, какое замечательное слово игрушка. Сколько
оно вместило в себя разных других слов! И Буратино — игрушка, и кубик —
игрушка, и самолет — игрушка, и зайка — игрушка, и матрешка — игрушка.
Вам не кажется, что слово игрушка само как будто ящик для игрушек:
вмещает в себя все слова, которыми называют разные игрушки?
Теперь вы сами вспомните какое-нибудь слово, которое вмещает в себя
много других слов. Посмотрите на предметы в этой комнате: что здесь
стоит?
Дети. Шкаф, стеллажи, стол, стулья.
Воспитатель. Каким словом еще можно назвать стол, стул, шкаф, стеллаж?
Скажи ты, Нина.
Нина. Мебель!
Воспитатель. Отлично, Ниночка! Слово мебель, как и слово игрушка,
вмещает в себя много слов.
Варианты дидактического материала: а) посуда, б) фрукты, в) овощи (место
занятия — кухня детского сада во время ознакомления с работой повара);
г) дерево, д) куст, е) трава, ж) цветок, з) насекомые (местом занятий
по усвоению обобщающего смысла этих слов может быть парк, двор детского
сада, лес и поле во время летних прогулок), и) звери, к) домашние
животные (занятия по усвоению обобщающего смысла этих слов удобно
проводить во время или сразу после экскурсии в зоопарк, на колхозную
ферму), л) одежда, м) обувь (место занятия — раздевалка детского сада).
Все эти слова, конечно, не могут быть усвоены детьми сразу. Воспитатель
проводит подобные занятия неоднократно на протяжении двух-трех лет, пока
обобщающий смысл слов, которые должны знать дети по программе, не будет
усвоен ими.
«Дай общее название».
Задача, как и в предыдущем упражнении, — усвоение обобщающих слов;
но работа идет в обратном порядке: воспитатель называет слова,
обозначающие какие-то общие родовые понятия, дети должны назвать слова,
конкретизирующие данное.
Примерные занятия
а) Дети получают нлборы картинок серии «Фрукты», «Ягоды», «Мебель»,
«Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д. Каждому
ребенку дают в руки не больше трех серий, смешанных вместе, и предлагают
классифицировать: разложить на кучки.
Затем каждый ребенок доказывает воспитателю правильность своей
классификации: — Транспорт — это все, на чем ездят: трамвай,
автомобиль, велосипед… — Игрушки — это все, с чем играют: куклы,
мишки, кубики, пирамидка… — Овощи — это все, что растет в огороде
и что можно есть: помидоры, свекла, огурцы, морковь… И т. д.
б) Серии картинок могут быть показаны детям на диапозитивах
или кодопозитивах, в мультфильме.
в) Есть специальные игровые наборы: «Волшебная стрела»,
«Электровикторина», «Лото» и др. Эти игры нужно рекомендовать
для домашних занятий родителей с детьми, особенно с теми, кто отстает
в речевом развитии от группы.
«Дай три названия и больше»
Образцы дидактического материала: а) клевер — трава — растение;
б) стол — мебель — вещь; в) каша — блюдо — пища — питание.
Упражнения с данным дидактическим материалом могут строиться,
как и два предыдущих, но, разумеется, в них меньше опоры на реальные
предметы.
Для упражнений данного типа необходимо, чтобы ребенок обладал
достаточным речевым развитием: чтобы он понимал обобщающий смысл даже
самых конкретных (нарицательных) слов, понимал смысл слов первой степени
обобщения, как дерево, трава, мебель, игрушка, овощи и подобные.
В детском саду не следует торопиться с толкованием слов более высоких,
чем вторая, степеней обобщения, хотя и недопустимо искусственно
задерживать усвоение таких слов детьми, которым это оказывается под силу
независимо от возраста.
|