Цель: обучение грамоте.
Задачи:
- закрепление знаний о звукобуквенных связях и словообразующей роли гласных;
- закрепление понятия "ударение", его значения в слове;
- обучение эмоциональному высказыванию в игре-драматизации.
Оборудование: план города Красивой речи, костюм и замок
Ударения, домики гласных и согласных звуков, костюмы гласных и согласных
звуков, пластиковая доска, на которой написаны слова с пропущенными
гласными, маркеры.
Речевой материал: МиР, ШаР, СыР, МаК, КоМ, ЛуК, СоК, ПоТ, ЗуБ,
ДоМ, НоС, СыН, ПаР, РоТ, СуП, МэР, ЛаК, КоТ, СоН, ПуХ, КиТ, ТаЗ, ДаР.
Ход досуга:
Сказочник:
Всем добрый день! Я очень рад,
Что вы пришли на встречу.
И приглашаю на парад
В страну Красивой речи.
Там буквы разные живут:
Согласные и гласные.
Сейчас они расскажут
Про жизнь свою прекрасную.
Буква "А":
Я – буква "А". Мой дом вот тут,
В начале Тихой улицы.
Здесь даже хулиган и плут
Не шутит, не балуется.
Буква "Ш":
А я живу вон там, в конце.
Меня зовут все буква "Ша".
Я никому не разрешу
Нарушить нашу тишину.
Буква "И":
Я – буква "И". Живу вот тут,
Люблю смеяться громко.
И нашу улицу зовут
Не тихою, а громкою.
Буква "М":
Я – буква "Эм". Мой дом вон там.
Люблю я тоже шум и гам.
И у меня есть кавалер.
Его зовут все буква "Эр".
(Опаздывая и поправляя на ходу костюм, вбегает буква "Р".)
Буква "Р":
Простите, что я опоздала,
Костюм красивый я искала.
Я – буква "Эр" и на парад
Надела этот я наряд.
Сказочник:
И в этом царстве управление
Находится у Ударения.
Оно в большом дворце сидит
И буквами руководит.
(Из замка появляется Ударение и говорит, выделяя ударную гласную.)
Ударение:
Я – Ударение, я – король.
Сегодня командира роль
Я букве "Я" хочу отдать,
Ей поручаю управлять!
Буква "Я":
Спасибо вам, я очень рада,
Руководить хочу парадом.
Надеюсь вас не подвести,
Парад достойно провести.
(Слышится недовольный ропот среди согласных букв.)
Буква "Ш":
Опять на гласных жребий пал,
Опять для них черед настал!
Буква "Р":
Я так хотел быть командиром
И выйти в праздничном мундире!
Буква "М":
Нет! Мы на гласных не согласны.
Парад без вас пройдет прекрасно!
Гласные:
Что ж, попробуйте без нас
Провести парад сейчас!
Сказочник:
Буква "А", буква "Я", буква "И"
Во дворец с Удареньем ушли.
И оттуда смотрели на то,
Что на площади произошло.
Буква "М":
Я встану первой. Буква "Эр"
Со мной пусть встанет рядом.
А буква "Ша" в конце. Теперь
Посмотрим, что же стало.
Буква "Р":
Ой, что за слово из трех букв?
Чего-то не хватает,
Сейчас попробую на слух: "М-Р-Ш"?
Буква "М":
А я знаю, здесь буква "А" должна стоять.
Так слово "Марш" получим.
Без гласных букв его нам не создать,
Нам с ними будет лучше!
Сказочник:
Видя муки согласных напрасные,
Вышли к ним Ударенье и Гласные.
Чтобы встать с ними вновь в один ряд,
Провести долгожданный парад!
(Ударение "ставит" букву "А" на место. Дети хором читают слово "марш".)
Сказочник:
Прежде чем маршировать,
Мне хотелось бы понять:
Как к параду вы готовы?
На доске пишу я слово
Не простое, а с секретом:
Буква потерялась где-то
Надо нам ее найти
И на место привести.
Там, где надо, написать,
Слово правильно сказать.
(Дети поочередно вставляют гласные буквы в слова, написанные на доске, и читают их.)
Ударение:
Как хорошо, что наконец
Вы поняли, что вместе
Вам будет лучше. Во дворец
Поедем дружно с песней.
Пусть буква "Эм" идет вперед,
За нею "И" пусть встанет.
В конце пусть буква "Эр" встает.
Кто слово прочитает?
(Все буквы хором – "МИР".)
Сказочник:
Мы все это сейчас рассказали,
Чтобы поняли вы вместе с нами,
Что без гласных нам с вами не жить,
Что без гласных нам слов не сложить!
|