Программное содержание:
Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи:
1. Образовывать множественное число существительных.
2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксам.
3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.
4. Учить образовывать относительные прилагательные.
5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Развивать мышление, координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать связную речь, учить составлять предложения по картине.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
I. Организационный момент
Логопед встречает детей с контейнером в руках и по его просьбе
дети выбирают из контейнера по одной предметной картинке, а затем
садятся на стульчики.
1. Логопед: – Сейчас я загадаю вам загадки.
Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого
картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.
Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела – посинела. (Слива)
Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень. (Яблоко)
Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от них укрылись листья. (Виноград)
Ты на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь – брызнет сок. (Груша)
Логопед: – Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?
Логопед: – Как можно это назвать одним словом?
- Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?
- Какие еще фрукты вы знаете?
- Где растут фрукты?
- Сегодня мы поговорим с вами о фруктах.
II. Игра «Поможем кукле»
(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).
2. Логопед: – Ребята,
посмотрите на картинки, внимательно. Помогите кукле Ане разложить
картинки с изображением овощей в миску, а картинки, где нарисованы
фрукты в тарелку.
Дети выбирают картинки, описывают овощи и фрукты и прикрепляют
на ковролин. (Это круглый оранжевый апельсин. Это длинная оранжевая морковка.)
Логопед: - Молодцы, вы все сделали верно. Кукла Аня благодарит вас.
3. Игра «Чего не стало?»
Логопед: - Я положила на стол 4 картинки с
изображением фруктов. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете
глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, чего не стало.
4. Игра «Какой сок, салат» (с мячом)
Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт и бросать вам мяч. А вы будете отвечать какой сок из него можно приготовить.
Сок из яблока – яблочный Сок из апельсина – апельсиновый
Сок из сливы – сливовый Сок из арбуза – арбузный
Сок из груши – грушевый Сок из граната – гранатовый
Салат из ананаса – ананасовый Сок из винограда – виноградный
5. Составление предложений по картине «Сбор фруктов»
Логопед: - Ребята, посмотрите на картину.
Какое время года изобразил художник?
Как вы догадались, что это осень?
Что делают дети?
Логопед: - Молодцы, хорошо рассказали о картине. Следующая игра.
6. Логопед: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька – для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
7. Игра «Назови ласково»
Логопед: - Я буду называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково. Апельсин – апельсинчик; абрикос – абрикосик;
Мандарин – мандаринчик; виноград – виноградик;
Банан –бананчик; арбуз – арбузик;
Яблоко –яблочко; дыня – дынька;
Лимон –лимончик; груша – грушка.
- Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
8. Игра «Один – много»
Логопед: - Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.
Яблоко – яблоки Арбуз – арбузы
Банан – бананы Дыня – дыни
Апельсин – апельсины Лимон – лимоны
Мандарин – мандарины Груша – груши
Слива – сливы
9. «Четвертый лишний»
Логопед: – Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
Груша, картошка, яблоко, персик.
Огурец, груша, кабачок, тыква.
Апельсин, мандарин, огурец, слива.
Яблоко, груша, баклажан, слива. 10. Итог занятия.
Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.
|