Задачи работы:
- Закрепить знание гласных звуков.
- Формировать понятие гласный звук.
- Закрепить зрительные образы гласных букв.
- Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»».
- Развивать фонематический слух и речевое дыхание.
Демонстрационный материал: Карточки с гласными звуками и буквами, полоски липучки.
Ход занятия:
- Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый серьезный.
(Логопед сопровождает свой рассказ выкладыванием на панно карточек с изображением символов звуков).
- Кто мне покажет звук «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». (Показ детей).
- Звуки были все разными, но очень
дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво,
звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко:
- А, У, О, И, Э, Ы.
И низко:
- А, У, О, И, Э, Ы.
- Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поет вместе с детьми, поднимая руку вверх).
- Молодцы, а теперь споем низко. (Дети поют низко, а логопед поет вместе с детьми, опуская руку вниз).
- Умели они петь не только по одному, но и парами:
АУ, ОИ, ЭЫ.
- По трое: АУО, ИЭЫ.
- И хором: АУОИЭЫ.
- Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).
- Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки.
- Как стали называть звуки? (гласными).
- Какого цвета стали все звуки? (красного цвета).
Но однажды задумались звуки: как же так, у всех есть дома, а у них нет. Подумали-подумали да и начали дома мастерить.
- А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает из липучек на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил, и остался очень доволен (логопед выкладывает из липучек на панно букву «И»).
Логопед предлагает одному из детей найти
домики звуков [А, И] (на столе лежат карточки с изображением звуков).
Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве
прикрепляет символ данного звука.
- О увидело колесо, оно ему и подошло(логопед выкладывает из липучек на панно букву «О»). Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.
- Света, найди домики звуков [О, Э].
Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве
прикрепляет символ данного звука.
- У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед выкладывает из липучек на панно букву «У»). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности (логопед выкладывает из липучек на панно букву «Ы»).
- Катя, найди домики звуков У, Ы.
- Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали называть БУКВАМИ.
- Как звуки назвали свои домики звуки? (Они стали называть их буквами).
- Верно, у звука А – домик-буква А.
- Кто хочет показать букву [А] на панно? (Ребёнок показывает).
- У звука У – домик-буква У, кто покажет букву [У]? (Ребёнок показывает).
- У звука О – буква О.
- Кто ещё хотел бы показать нам букву?
- У звука И – буква И (логопед приглашает ребёнка для показа буквы).
- У звука Э – буква Э (ребёнок показывает букву).
- У звука Ы – буква Ы (показ буквы).
- С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие звуки в них живут.
- Давайте попробуем написать в воздухе
буквы. Возьмите в руку воображаемый карандаш, пишем букву [А]. Две
палочки наискосок, а между ними поясок. Молодцы!
(Поочерёдно логопед вместе с детьми прописывает все буквы).
- О чем вы услышали сегодня сказку? (О звуках и буквах).
- О каких звуках? (Ответы детей).
- Все ли звуки нашли себе дом? (Ответы детей).
- Какого цвета были рубашки у звуков? (красного)
- Как называются дома звуков? (буквы)
- Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).
Логопед подводит итог занятия.
|