Пассивный словарь в контексте
нашей книги – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок
понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом
развитии.
В процессе занятий по развитию понимания
речи основная задача – накопление словарного запаса: слова-предметы
(существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения
(прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те
слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и
состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни,
что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На
начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется
перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими
словами.
Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам
Имена существительные.
Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.
Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.
Одежда и обувь: шапка, шарф,
варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки,
трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.
Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.
Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.
Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.
Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.
Продукты питания и блюда: хлеб,
булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт,
печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.
Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.
Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.
Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.
Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.
Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.
Глаголы.
Собственные действия ребенка: идёт,
сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит,
гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается,
причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.
Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.
Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др.
Прилагательные, наречия.
Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.
Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.
Предлагаемый
словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее
представление о том, в каких направлениях следует вести работу над
развитием у ребенка понимания речи. Это скорее фундамент, на который
постоянно будут надстраиваться новые слова. Дальнейшее развитие словаря
подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с
окружающим миром (игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира,
животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и
деревня, времена года и др.), подробное описание которых можно найти в
любой программе дошкольного воспитания (также смотри раздел «Развитие
речи на основе знакомства с окружающим миром», с. 225).
Помимо знакомства со словами и их
значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными
сочетаниями слов – фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в
контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет – взрослый называет
его; ребенок совершает действие – взрослый обозначает его глаголом и
т. д.; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит: «Будем мыть
руки», в прихожей говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т. п. В
дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической
реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и
принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает
попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми йогурт», хотя
ребенок находится далеко от кухни и холодильника.
Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:
на (предложение) – протягивать раскрытую ладонь;
дай (просьба) – сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);
да (согласие) – кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);
нет (отрицание) – покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;
там (указание направления) – взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;
вот (указание на близлежащий объект) – показать прямым указательным пальцем на предмет;
сюда (подзывание) – взмах ладонью по направлению к себе;
хорошо (одобрение) – сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;
молодец (одобрение, похвала) – погладить по голове;
ай-ай-ай (порицание) – указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;
тихо (призыв к молчанию, тишине) – прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;
баю-бай (спать пора) – смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;
привет (здороваемся) – берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;
пока (прощаемся) – машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);
большой (обозначение величины) – развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);
маленький (обозначение величины) – приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);
один (обозначение количества) – показать указательный пальчик.
Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях, описанных в нашей книге.
Помните, что при обучении малышей жестам
необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только
естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной
культуры) жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие
активной речи ребенка. Помните, что в норме жесты являются
вспомогательным средством общения между людьми, употребляются
ограниченно (жестовая речь является основным средством общения
слабослышащих людей).
Полезно обратить внимание на мимику,
которая с одной стороны, помогает сделать артикуляцию более четкой, с
другой – делает речь более эмоциональной и насыщенной. Степень
употребления жестов и выраженности мимического сопровождения речи часто
зависит от темперамента человека, его национальности и особенностей
культуры его народа.
Работа по расширению пассивного словаря и
развитию понимания речи ведется как логопедом, так и близкими ребенка.
Если родители развивают понимание речи малыша в бытовых ситуациях, то
логопед расширяют пассивный словарь ребенка в ходе проведения
специальных игр, используя при этом различные материалы и игрушки, а
также специальные приемы.
|