Цель: Составление рассказа о
Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану.
Задачи:
— уточнить, пополнить и
активизировать словарь по теме «Наше Отечество»;
учить запоминать пословицы и
понимать их смысл;
учить детей правильно
образовывать имена существительные в форме родительного падежа множеств венного
числа;
учить детей составлять
рассказ о России с опорой на картинный план;
воспитывать у детей любовь к
нашей Родине, уважительное отношение к символам России;
развивать произвольное
внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями
различного ландшафта России (реки, моря, озера, леса, горы, равнины...), людей,
домов и т.д., картинный план 9 (иллюстрация 9), карта России, мяч,
магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия
речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Чего в
России много!»
|
Логопед выставляет на доску пары картинок с
изображениями озера, реки, горы и т.д. Дети по очереди должны составить
предложения по образцу. Образец: «В России много рек и озер».
|
«Подбери
окончание пословицы»
|
Логопед знакомит детей с тремя-четырьмя
пословицами о Родине, объясняет их смысл. (Родная сторона — мать, чужая —
мачеха. Родина — мать, умей за нее постоять. На чужой сторонушке рад своей
воронушке. Где кто родится, там и пригодится.) После этого проводится игра с
мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед произносит начало любой
пословицы и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ее
окончание, проговаривает пословицу целиком и возвращает мяч логопеду. Игра
продолжается.
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Повторение
значений пословиц.
Логопед повторяет с детьми
значения пословиц: «Родная
сторона — мать, чужая — мачеха»; «Родина — мать, умей за нее постоять»; «Где
кто родится, там и пригодится».
2.Введение в
тему занятия.
Логопед. Скажите, ребята, какие
страны мира вы знаете? (Ответы детей.) Знаете ли вы, какая страна в мире самая большая? Самая большая страна в
мире — Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. (Логопед показывает на карте границы
России.) Наша страна очень большая и очень красивая. В ней проживает более 128-ми
наций и народностей: это русские, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты,
марийцы, корейцы, украинцы, чуваши, армяне, осетины, буряты, якуты, ненцы и др.
Все они жители России — россияне. Столица нашего государства — Москва. А какие
еще города России вы знаете? (Дети называют знакомые города.)
Страны отличаются друг от
друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей
историей, обычаями, традициями. Но у каждого государства есть три обязательных
символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Какие
государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн.)
Как и все страны в мире,
Россия имеет свой флаг, герб и гимн. И когда мы почтительно, с уважением
относимся к символам нашей страны, мы тем самым проявляем любовь к нашему
Отечеству и гордость за то, что мы граждане России.
Скажите, а что такое Родина? (Ответы детей.) Да,
ребята, ответов на этот вопрос может быть много. Родина — это страна, в которой
мы родились и живем. Это наше Отечество. Это русские леса, поля, моря и реки.
Это земля, на которой жили и трудились наши предки, земля, которую защищали они
от врагов. Это и место, где мы родились и живем, дом, по которому мы скучаем,
находясь в далеком краю, на чужой стороне. А из множества таких маленьких мест
и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна.
Послушайте стихотворение
«Наша Родина», которое написала поэтесса Наталия Львовна Забила.
Как велика моя земля! Как
широки просторы! Озера, реки и поля, Леса, и степь и горы! Раскинулась моя
земля От севера до юга. Когда в одном краю весна - В другом — снега и вьюга...
Мы должны любить свою
Родину, хорошо знать Историю своей страны, быть готовыми в любую минуту встать
на ее защиту. Каждый год 12 июня в нашей стране празднуется особый праздник,
День России. Мы граждане большой, красивой и сильной страны. Мы должны
гордиться ее заслугами и достижениями. Давайте стараться делать ее еще богаче и
сильнее.
3.
Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и рисуночному
плану. Логопед. Сегодня
мы с вами будем учиться составлять рассказ о Родине. Рассмотрите картинки и
назовите все то,
что на них изображено. (Дети навивают изображения: реки,
моря, озера*леса, горы, равнины, люди, дома и т.д.)
В любом рассказе должен быть
порядок. Поэтому давайте рассмотрим план, по которому мы и составим наш
рассказ. По каждому пункту плана вы будете составлять предложения, и объединять
их в рассказ о России, о нашем Отечестве, (Логопед называет детям каждый пункт картинного
плана.)
За каждое составленное
предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если сможете
составить полное «красивое» предложение, использовать в речи сравнение,
поговорку или пословицу, то получите еще и призовую красную фишку
Дети по очереди выбирают предметные картинки,
составляют по ним предложения с опорой на пункты плана, объединяют их в
рассказ. Логопед следит за ответами
детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог
занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки, определяет самых
красноречивых рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им.
|