Цель: Составление пересказа «О ласточках»
по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»;
словарь антонимов;
учить детей правильному образованию глаголов с
различными приставками от глагола лететь;
учить детей пониманию значений многозначных слов и
образных выражений;
учить детей правильно образовывать имена
существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в
форме единственного числа;
учить детей составлять пересказ текста с опорой на
картинки серии;
развивать у детей произвольное внимание, зрительную и
речевую память, логическое мышление.
Оборудование: фигурка маленькой игрушечной
птички, небольшая картонная коробка-скворечник, комнатный цветок; альбомы 2 (по
количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Вспомни и назови»
|
Игра с мячом. Логопед
предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть перелетных птиц
и их качества. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Черный
грач. Быстрая ласточка.
|
«Назови ласково»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет любую перелетную птицу и признак,
например: «Черный скворец», — и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок ловит
мяч, называет эту птицу и признак ласково: «Черненький скворушка», — и
возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
|
«Скажи наоборот»
|
Игра с мячом. Дети стоят
полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч
кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот»
(антоним), и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Ласточка
улетает в жаркие страны. — Ласточка возвращается из жарких стран.
|
Физкультминутка. На
усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Объяснение
значений многозначных слов и образных выражений.
Логопед напоминает детям значения многозначных слов крыло,
хвост, перо, лапа и объясняет смысл образных выражений: «Поет, как
соловей»; «Зоркий, как орел».
2.Образование
глаголов с различными приставками от глагола «лететь».
Логопед. Посмотрите, у меня в руках фигурка маленькой
игрушечной птички. Она будет выполнять действия, а вы называйте их.
Логопед выполняет различные
действия с птичкой, используя небольшую картонную коробку-скворечник и
комнатный цветок. Например: Птичка летит. К скворечнику подлетает, в скворечник залетает,
из скворечника вылетает, к цветку подлетает, над цветком подлетает, от цветка улетает ...)
Логопед. Мы с вами тоже можем от слова-действия лететь
образовать много родственных слов при помощи различных приставок (частей слов,
которые стоят впереди). Например: вылететь, улететь, перелететь, прилететь...
Я буду начинать предложения, а вы заканчивайте их, правильно
подбирая слова-действия.
Ласточка из жарких стран... (Прилетела.)
Скворец до скворечника...
(Долетел.)
Из гнезда птица... (Вылетела.)
С куста на дерево грач... (Перелетел.)
В поле за кормом он ...(Улетел.)
3.
Составление пересказа текста с опорой па серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять
пересказ текста о ласточках.
Работа в альбомах. Логопед
задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали
полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с
опорой на картинки серии.
III. Подведение
итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за
старание.
|