Одним из видов монологической речи, как уже было сказано, являются
устные сочинения детей по воображению. Малыши-фантазеры с удовольствием
придумывают начало или конец к картинкам, т. е. домысливают
то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картинке,
или что могло бы следовать за изображенными событиями; составляют
контаминации на темы знакомых сказок или рассказов с изменением героя
(рассказ от 1-го лица), с изменением времени года и т. д.; сами сочиняют
сказки и рассказы. Следовательно, детские сочинения можно
классифицировать так:
1) творческое сочинение по картинке,
2) контаминации на темы художественных произведений,
3) свободное сочинение:
а) сказок, б) рассказов.
Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей
и подготовительной группах. Воспитатель ставит или вешает картину,
например «В лес за грибами», изображающую опушку леса и девочек
и мальчиков, входящих в него с кузовками; с ними бежит собака. Дети
рассматривают картину.
Воспитатель предлагает: — Дети! Кто может придумать рассказ
о том, что было с мальчиком, изображенным на картинке крайним слева,
до того, как он пошел в лес с ребятами. Расскажите, как его зовут, когда
его ребята позвали в лес, что он сказал своей маме
и что она ему ответила, что дала на дорогу (наверное, у него
на дне кузовка лежит завтрак?). А может быть, мамы не было дома, когда
он уходил, и его провожали бабушка или дедушка? Попытайтесь
все это представить себе и нам рассказать.
Через минуту воспитатель вызывает одного из «сочинителей», все остальные
ребята его слушают и оценивают ответ.
Можно предложить также придумать рассказ о любом из героев картинки,
даже о собаке.
Рассказ может быть и о любом предмете, изображенном на картинке:
о кузовке (кто, когда, из чего его сделал, как он попал к данному
герою); о деревце при дороге (кто, когда, при каких обстоятельствах
его посадил). Сочинить можно о том, кто встретится детям в лесу (звери
или люди) и как они поведут себя при встрече. Сочинить можно
и о том, чем кончится поход ребят в лес, как их встретят дома. И т. д.
Контаминация на темы художественных произведений. Известно, что дети
с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают
их любимые герои, приписывают себе их действия, рассказывая,
«поправляют» авторов, творчески переосмысливая приключения, по-своему
меняя поведение героя в определенных ситуациях («А я бы…»).
Эту особенность детей необходимо использовать, разумеется, прежде всего
для воспитания в них благородных черт характера, а также для развития
речи — обучения монологу: поощренные просьбой воспитателя или кого-либо
из родных, они с упоением начнут фантазировать, воображая себя Василисой
Премудрой, Марьей Моренной, Иваном-царевичем, Буденным, Чапаевым, Юрием
Гагариным. Конечно, никто не хочет быть Кощеем Бессмертным, злой
мачехиной дочкой, фашистом. И это хорошо: значит, детям противно зло.
Сказочные и реальные образы зла и уродства, противопоставленные силам
добра и красоты, несут в воспитательном отношении не меньшую нагрузку,
чем положительные.
Методика обучения сочинению-контаминации проста: ребенку предлагают
пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица,
будто все это произошло с ним. Воспитатель сочувственно следит
за течением «сочинения», делает вид, что верит каждому его слову,
и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо
поправляет его.
Очень важно выбрать произведения, достойные того, чтобы ребенок перенял
положительные черты его главного героя: усвоенное в этом возрасте
остается на всю жизнь.
Свободное сочинение заключается в том, что ребенку предоставляется
полная свобода сочинять сказку или «то, что может быть». Этому не учат
специально, но способность к свободному (самостоятельному) сочинению
подготавливается всей системой развития речи ребенка в детском саду
и в домашних условиях. Чем лучше подготовлен ребенок в речевом
отношении, тем больше развито у него воображение и творческие
способности.
Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и богатое
в грамматическом отношении, а главное — логично построенное
и выразительное, доступно детям шестого-седьмого годов жизни. До этого
времени их сочинения — набор логически не связанных друг с другом
образов из известных им художественных произведений.
Неспособность детей младших возрастов к свободному сочинению нельзя
считать отступлением от нормы, это вполне естественно и объясняется
недостаточным еще для сочинительства развитием их речи и мышления.
Подготовительной работой к сочинению детей являются упражнения
на пересказ.
|