Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 16:00

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [199]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [44]
РЕЧЬ И МОТОРИКА [22]
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ [15]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ [8]
Главная » Файлы » ЛОГОПЕД » КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Предупреждение непонимания детьми речи воспитателя
12.05.2011, 10:40
Воспитатель всегда должен быть готов к тому, что ребенок может не понимать обращенную к нему речь взрослого, а иногда даже не понимать слов или грамматических форм, которые произносит он сам.
Формы проявления ребенком этого непонимания бывают различные. Малыш может просто играть услышанным и понравившимся ему сочетанием звуков, не вкладывая в него никакого содержания.
Витю (1 год 11 месяцев) смешит, когда бабушка, обращаясь к нему, говорит:
— Горе ты луковое! Горе ты луковое!
Уверенный, что подражает бабушке, он тоже выкрикивает:
— Тылуква! тылуква!
Такого слова нет в русском языке, и всякому ясно, что ребенок не понимает бабушкиных речей.
Играя созвучиями, ребенок может и совершенно правильно произносить слова, которые для него ничего не обозначают, следовательно, не имеют для него никакого смысла.
Трехлетняя Элла, например, встретила однажды пришедшую в их дом гостью звучным словом:
— Транс-це-ден-тальный! Гостья умиляется:
— Трансцедентальный? Какое красивое слово!
В данном случае ребенок тоже не понимает смысла произносимого им слова: в три года человеку еще «нечем» понимать философские отвлеченности.
Всем известны случаи, когда дети заменяют непонятные им слова в заученных стихах. Вот как «расправились» старшие дошкольники из г. Сочи со словом сугроб из стихотворения «Детство» И. Сурикова:
Поэт. Мне в сугробе горе, а ребятам смех.
Виталик. Всем ребятам горе, а ребятам смех.
Слава. Мне Федоре горе, а ребятам смех.
Толя. Мне суборе боре, а ребятам смех.
Все три мальчика не услышали в стихах словоформы «в сугробе», поскольку не видели еще сугроба и слова этого не знают; но каждый из маленьких декламаторов пытается сохранить ритм стиха, вкладывая в него свой смысл (Виталик) или прибегая к литературным контаминациям (Слава не очень кстати демонстрирует свое знакомство с «Федориным горем»), а то и просто вставляя бессмысленные звукосочетания (Толя: «суборе боре»).
Предупреждать детскую игру звукосочетаниями невозможно и нецелесообразно: это естественный процесс овладения фонетической системой родного языка. Объяснять малышам смысл слов, которыми они играют, надо только в том случае, если им доступны их значения. Так, на втором году жизни человек не может почувствовать разницы между горем и горем луковым (т. е. ненастоящим), трехлетний не может осмыслить понятие высокой степени обобщения (трансцедентальный). Но смысл такого слова, как сугроб, уже в раннем возрасте дети могут усвоить, и то, что они не поняли его, заучивая программное стихотворение, — это вина воспитателя, который допустил дидактическую ошибку: не объяснил это слово, т. е. не предупредил его непонимание детьми при разучивании стихотворения.
Дети могут произносить слова, вкладывая в них совершенно иной смысл. Особенно часто это случается со служебными словами, например с предлогами.
Бабушка просит четырехлетнюю Таню:
— Положи мои очки на полку, рядом с книгой, чтобы я их быстро нашла, когда понадобятся.
Таня охотно бросается выполнять поручение, но кладет очки не рядом, а под книгу. Бабушка хочет проверить, девочка не поняла ее или просто шалит:
— Таня, возьми мою палку и поставь ее рядом с тумбочкой. Девочка бежит к тумбочке и пытается подсунуть под нее палку:
— Бабуля, никак! Никак не влезает.
Эту ошибку можно рассматривать и как грамматическую; такие ошибки особенно важно предупреждать, разъясняя детям логический смысл предлогов и соответствующих им окончаний существительных.
Многие дети не сразу овладевают значением слов высокой степени обобщения; обычно малыши понимают такие слова слишком узко. Например, Катя (3 года 9 месяцев) неправильно выполняет поручение матери «достать из шкафа и поставить на стол чайную посуду»: девочка достает только чашки и блюдца; чайник и сахарницу она не считает посудой. Выполняя приказание «убрать свои платья», девочка рассовывает их в скомканном виде в ящики с игрушками, не связывая со словом убрать такие действия, как «встряхнуть», «сложить», чтоб не помять и т. д. Перед нами примеры суженного понимания слов посуда, убрать. Иногда сужение понятия, допускаемое ребенком, бывает настолько неожиданным, что воспитателю трудно быстро разобраться в причине ошибки. Вот такой пример.
Трехлетний Марат знает уже все буквы (сам выучил с кубиков). Он знает наизусть те сказки А. С. Пушкина, которые ему читали, может сказать, где какое слово написано, из каких букв оно состоит. Со стороны кажется: мальчик умеет читать. Мать решила учить его чтению, купила ему книжку «Азбука» и именно на этом слове попыталась объяснить сыну, как складываются буквы в слова.
— Ну, читай: «Аз-бу-ка».
— Аз-бу-ка, — вторит малыш.
Результаты обучения оказались для матери неожиданными. Вот мать и сын стоят на троллейбусной остановке. Марат называет буквы на транспаранте (там написано «Троллейбус»):
— Т, потом р, потом о, потом л…, а зачем еще л! — удивляется он.
Собравшиеся на остановке люди заинтересованно следят за маленьким чтецом.
— Но ты читай же, что получается из этих букв, — советует оказавшийся рядом мужчина. — Читай!
Марат рад угодить приятному человеку:
— Аз-бу-ка, — громко и выразительно «читает» он.
Как видим, для Марата слово читать имеет пока что значение совершенно конкретного действия: читать — значит произносить слово азбука, читать в общеупотребительном смысле этого слова он еще не умеет и значения этого действия на себя не распространяет.
Вводя в индивидуальный словарь ребенка слово, воспитатель должен предупредить его непонимание или неточное понимание: для этого он должен знать методические приемы объяснения слов разной степени обобщения, слов, имеющих переносное значение, и уметь профессионально пользоваться этими приемами. (Описание приемов см. в следующем разделе книги.)
Иногда ребенок не понимает речь взрослого из-за неосмотрительного употребления им общих фраз с недоговоренностями, которые свойственны разговорной речи. Вот пример непонимания ребенком такой фразы, приведенный М. М. Кольцовой.
Случай в средней группе детского сада. Вадик во время обеда с фырканьем ест кисель. «Вадя, как ты ешь!» — раздраженно спрашивает воспитательница. «Хорошо ем!» (ест мальчик, и правда, с аппетитом). — «Ну-ка выйди за дверь за такую хорошую еду!»
Воспитательница вывела Вадика из-за стола за фырканье во время еды. Но понятно ли было ребенку, что произошло? Нет, он понял слова воспитательницы буквально, и когда его позже спросили, за что он был наказан, он ответил: «За то, что ел хорошо». Воспитательница должна была бы сказать малышу, что во время еды нельзя фыркать, что это некрасиво, неприятно для окружающих; но она не произнесла этих слов, считая их само собой разумеющимися в фразе «Как ты ешь!», сказанной с соответствующей интонацией.
Недомолвки, которых дети могут не понять, появляются в речи взрослого человека, в частности воспитателя, незаметно для него самого при употреблении им некоторых синтаксических конструкций, свойственных разговорному языку, например выражения запрета: «Я тебе возьму!», «Я тебе кину!», «Я тебе сяду!» (т. е. «Я не позволяю тебе брать», «Не надо кидать», «Не садись») и т. п.; выражения отрицания: «Нужен мне твой мяч!» (т. е. «Я не брала твоего мяча»); «Тоже мне мастер!», «Нашелся мастер!» (т. е. «Он плохой мастер», «Ты совсем не мастер»); «Дождешься от тебя помощи!» (т. е. «Ты не помощник»); «Стану я тебя слушать!» (т. е. «Не буду я тебя слушать» или «Я тебя не послушаюсь»), выражения одобрения: «Вот это да!», «Вот это мастер!» (т. е. «Он хороший мастер»). Внимание воспитателя к подобным конструкциям в своей речи отнюдь не означает запрета на их употребление. Они, как уже сказано, естественны для русской разговорной речи, и дети должны их усвоить, но усвоить, правильно понимая их значение, о чем воспитатель должен позаботиться.
Категория: КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin | Теги: отработка произношения звука, речевое дыхание, шипящие, артикуляционная гимнастика, занятия с логопедом, свистящие звуки, фольклор, Артикуляция
Просмотров: 1362 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru