Ведущим нарушением в структуре речевого
дефекта при стёртой форме дизартрии является
нарушение фонетико-фонематической стороны речи,
которое оказывает отрицательное влияние на
формирование других сторон речи дошкольников, а
в дальнейшем затрудняет процесс школьного
обучения, снижает его эффективность. В связи с
этим в период дошкольного возраста необходимо
вовремя устранить нарушения звукопроизношения и
фонематических процессов, тем самым
предупредить нарушения в письме.
ЦЕЛИ:
Образовательные:
- учить словообразованию сложных (двухосновных)
слов;
- учить словообразованию родственных слов;
- упражнение в чтении слогов слов;
- закрепление понятий "звонкий - глухой
согласный звук”.
Коррекционные:
- закрепление навыка четкого произношения звуков
С-З в слогах, словах, фразах;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие общей, мелкой артикуляционной
моторики;
- развитие мимической мускулатуры;
- закрепление навыка нижнедиафрагмального
дыхания, воспитание продолжительности выдоха;
- развитие графических навыков;
- развитие грамматического строя речи;
- формирование у детей самоконтроля за речью
через оральный, тактильно-вибрационный,
акустический контроль.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма,
сопереживания товарищам и "героям” занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
I. Демонстрационное:
- Горка с сухим бассейном;
- Таблицы акустико-артикуляционного образа
звуков З -С;
- Схемы слогов по звуковым символам;
- Магнитно-маркерная доска, магниты красного,
синего, зелёного цветов – символы звуков,
магнитная азбука;
- Панно "Паровозик”, "Дерево";
- Дидактические игры "Шапочка и шляпа”, "Укрась
ёлочку”, "Что несет Карлсон”, "Дерево и
листья”;
- Предметные картинки: Карлсон, заяц, лиса,
Снегурочка, Дед Мороз, Незнайка, медведь
Косолапыч, Золушка, шапочка, шляпа, орехи,
апельсин, вагон, ваза, миска, мяч, индюк, карандаш,
акула, снежинка, снеговик, снегирь, снегопад.
- "Волшебная палочка", карточка, на которой
написано слово "снег".
II. Индивидуальное оборудование (по
числу детей):
- Большие гимнастические резиновые мячи (по числу
детей);
- Дидактическая игра "Шапочка и шляпа”,
карандаши;
- Пеналы с полосками (символами слов).
- Коробочки с символами звуков;
- "Буквенный конструктор”;
- Щитки с изображением букв С - З
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
а) психогимнастика:
Логопед:
Сегодня к нам пришли гости. Вы удивились?
Покажите, как вы удивились. Вы рады гостям?
Улыбнитесь гостям приветливо.
Дети изображают удивление и радость.
б) дыхательное упражнение с общим
расслаблением:
Логопед:
- Сегодня мы с вами будем путешествовать. А
начнем свое путешествие отсюда (горка с сухим
бассейном). Давайте представим, что мы
"ветерок”. Язык поставим "горочкой”, возьмем
правильно дыхание и прокатимся с горки,
произнося слоги” (чтение детьми слогов по
звуковым символам – картинкам СА - "рис. 1",
ЗА -"рис. 2", СО -"рис. 3", ЗО - "рис. 4",
СУ - "рис. 5", ЗУ - "рис. 6, СЭ - "рис. 7", ЗЭ -
"рис. 8", СЫ - "рис. 9", ЗЫ – "рис.10".
Девочки читают со [С], а мальчики со [З] и садятся
за столы).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10
2. Введение в тему:
Логопед:
- Какой одинаковый звук произносили девочки,
мальчики?
Возможные ответы детей:
- [С] - девочки,
- [З] - мальчики.
Логопед:
- Сегодня мы будем сравнивать [С - З] и различать
их на слух и в произношении. Чем похожи эти звуки?
Возможные ответы детей:
- Согласные, твердые, одна артикуляция.
Логопед:
- А чем различаются?
Возможные ответы детей:
- [С] - глухой, а [З]- звонкий.
В случае затруднения детям дается акустико –
артикуляционный образ звуков.
3. Игра "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА"
Логопед:
- Какой скоро будет праздник?
Возможные ответы детей:
- Праздник Нового Года.
Логопед:
- Без кого не обходится этот праздник?
Возможные ответы детей:
- Без деда Мороза, Снегурочки, гостей …
Логопед:
- Давайте пригласим Деда Мороза к нам в гости. А
поможет нам в этом "волшебная палочка”, которая
имеет свойство превращать предметы со [С] в
предметы со [З] или наоборот. Голосом выделяем
волшебные превращения звуков.
Логопед касается "волшебной палочкой" до
каждого ребёнка, а ребёнок должен заменить один
звук на другой.
[С][С]
Слова - паронимы:
Суп - зуб
Коса - коза
Сайка - зайка Роза -
роса
Собор - забор Лиза -
лиса
Зоя - соя
Позади - посади
4. Игра "УКРАСЬ ЁЛОЧКУ".
Логопед:
- Без чего не обходится праздник Нового года?
Возможные ответы детей:
- Без ёлки.
Логопед:
- Давайте украсим ёлочку.
Заранее на ёлке висят три игрушки, в которых [С]
находится в начале, в середине или в конце слова.
Дети должны определить место звука и подобрать
"шары", на которых изображены только
предметы со звуком [С] и повесить их, учитывая
позицию звука [C] уже висящих шаров. После чего –
коллективная проверка правильности выполнения.
Логопед:
- Какой одинаковый звук в названиях оставшихся
предметов (замок, завод, забор)?
Возможные ответы детей:
- [З].
Логопед:
- Подберите слова к данной схеме "рис.11".

Рис. 11
5. Игра "ШАПОЧКА И ШЛЯПА".
Логопед:
- Мы отправляемся в гости к Снегурочке, у нее
такое задание: у всех согласных звуков есть
"головные уборы”. Звонкие звуки носят
"шапочки" в виде колокольчиков, а глухие -
"соломенные шляпы”. Назовите предметы,
проведите "дорожки” от шапочки колокольчика и
шляпы к предметам с соответствующими звуками (к
глухим и звонким) "рис.12".

Рис. 12
Один ребенок выполняет задание у доски,
остальные - за столами.
Логопед:
- Есть ли здесь слова, которые похожи и имеют
общую часть, которые выросли, как веточки, из
одного корня?
Возможные ответы детей:
- Снег, Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад.
Логопед:
- От какого слова выросли эти слова?
Возможные ответы детей:
- От слова "снег".
Дети развешивают на дерево картинки с
родственными словами и исходное слово снег”.
Логопед:
- Из каких двух слов образовалось слово
снегопад?
Возможные ответы детей:
- Снег, падать.
Логопед:
- Какое слово можно получить из слов: звезда,
падать; листья, падать; камни, падать?
Возможные ответы детей:
- Звездопад, листопад, камнепад.
6. Физминутка (развитие общей моторики):
Логопед:
- Сядьте на мячи. Доскажите словечко. Определите
количество слогов и попрыгайте на мяче столько
раз, сколько слогов в слове.
Возможные ответы детей:
На столе лежала сайка,
А по лесу бегал… зай-ка (2 прыжка)
На цветах сверкают росы,
Распустились утром… ро-зы (2 прыжка)
Пестрой лентой притворяясь,
Извиваясь, изгибаясь,
В зелени листвы скользя
По земле ползет …зме-я (2 прыжка)
Щиплет травушку коза,
Косит травушку… ко-са (2 прыжка)
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не … спит (1 прыжок)
Дети садятся на свои места, занятие
продолжается. Выставляется панно
"Паровозик", на котором машинистом
изображён медведь Косолапыч.
7. Игра "ПАРОВОЗИК".
Логопед:
- Давайте пригласим в гости на праздник медведя
Косолапыча, который работает машинистом.
Прочитайте слова по первым звукам и подумайте,
какой добавить звук [С] или [З] вместо знака
вопроса? "рис.13", "рис.14". Получившийся
предмет (предмет изображён на карточке) вставьте
в вагон с буквой С, если в нем слышится [С] или в
вагон с буквой З, если в нем будет [З].
Двое детей работают у доски, а остальные дети
показывают соответствующие буквы на щитках.
8. Игра "ЧТО НЕСЁТ КАРЛСОН”.
Логопед:
- Отправляемся приглашать Карлсона. Перед вами
картина с Карлсоном, у него в руках шарики. На
некоторых шариках изображено неполное слово
(например, "…по-ги", "ко-…"). Ваша задача:
определить недостающий слог, воспользовавшись
дополнительными карточкам, и достроить слово.
На карточках изображены предметы с одинаковым
слогом в каждом слове
(например, самокат, оса, лиса; забор, роза, завод;
замок). Дети прочитывают одинаковый слог и
достраивают слово, произнеся его вслух.
9. Игра "СОЧИНЕНИЕ НЕЗНАЙКИ".
Логопед:
- Незнайка - проказник сочинил про своих друзей
дразнилки. И теперь они не могут прийти к нам на
праздник. Нужно срочно им помочь. Для этого
давайте исправим ошибки Незнайки, и тогда все
смогут встретит Новый год.
Варианты заданий:
Логопед:
- Золушка расплела длинную козу. Верно?
Возможные ответы детей:
- Золушка расплела длинную косу.
Логопед:
- У Косолапыча разболелся от меда суп. Верно?
Возможные ответы детей:
- У Косолапыча разболелся от меда зуб.
Логопед:
- Рыжая пушистая Лиза ловит сайку. Кто кого
ловит?
Возможные ответы детей:
- Рыжая пушистая Лиса ловит зайку.
Дети выполняют анализ последнего предложения
на доске и на местах. После этого девочки делают
звуковой анализ третьего слова - "лиса", а
мальчики пятого слова – "зайка". На доске
два ребенка выполняют звуко-буквенный анализ
этих слов, а на местах дети собирают из
"Буквенного конструктора" каждый свою
букву: С или З.
После выполненного задания на доске вокруг
ёлочки появляются все приглашённые сказочные
герои.
10. Итог.
Логопед:
- Кто собрался вокруг нашей ёлки?
Возможные ответы детей:
- Снегурочка, Карлсон, Косолапыч, Незнайка,
зайка, лиса.
Логопед:
- В каких именах слышится [С]
Возможные ответы детей:
- Снегурочка, Карлсон, Косолапыч, лиса.
Логопед:
- А в каких именах слышится [З].
Возможные ответы детей:
- Зайка, Незнайка.
Логопед:
- Чем же отличаются эти звуки?
Возможные ответы детей:
- [C]- глухой, [З] - звонкий. |