Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 26.04.2024, 03:31

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ [199]
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [44]
РЕЧЬ И МОТОРИКА [22]
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ [15]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ [8]
Главная » Файлы » ЛОГОПЕД » КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Профилактика нарушений письма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии: Дифференциация звуков С-З
16.07.2012, 21:24

Ведущим нарушением в структуре речевого дефекта при стёртой форме дизартрии является нарушение фонетико-фонематической стороны речи, которое оказывает отрицательное влияние на формирование других сторон речи дошкольников, а в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения, снижает его эффективность. В связи с этим в период дошкольного возраста необходимо вовремя устранить нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, тем самым предупредить нарушения в письме.

ЦЕЛИ:

Образовательные:

  • учить словообразованию сложных (двухосновных) слов;
  • учить словообразованию родственных слов;
  • упражнение в чтении слогов слов;
  • закрепление понятий "звонкий - глухой согласный звук”.

Коррекционные:

  • закрепление навыка четкого произношения звуков С-З в слогах, словах, фразах;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие общей, мелкой артикуляционной моторики;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • закрепление навыка нижнедиафрагмального дыхания, воспитание продолжительности выдоха;
  • развитие графических навыков;
  • развитие грамматического строя речи;
  • формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль.

Воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма, сопереживания товарищам и "героям” занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

I. Демонстрационное:

  • Горка с сухим бассейном;
  • Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков З -С;
  • Схемы слогов по звуковым символам;
  • Магнитно-маркерная доска, магниты красного, синего, зелёного цветов – символы звуков, магнитная азбука;
  • Панно "Паровозик”, "Дерево";
  • Дидактические игры "Шапочка и шляпа”, "Укрась ёлочку”, "Что несет Карлсон”, "Дерево и листья”;
  • Предметные картинки: Карлсон, заяц, лиса, Снегурочка, Дед Мороз, Незнайка, медведь Косолапыч, Золушка, шапочка, шляпа, орехи, апельсин, вагон, ваза, миска, мяч, индюк, карандаш, акула, снежинка, снеговик, снегирь, снегопад.
  • "Волшебная палочка", карточка, на которой написано слово "снег".

II.  Индивидуальное оборудование (по числу детей):

  • Большие гимнастические резиновые мячи (по числу детей);
  • Дидактическая игра "Шапочка и шляпа”, карандаши;
  • Пеналы с полосками (символами слов).
  • Коробочки с символами звуков;
  • "Буквенный конструктор”;
  • Щитки с изображением букв С - З

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

а) психогимнастика:

Логопед:

Сегодня к нам пришли гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады гостям? Улыбнитесь гостям приветливо.

Дети изображают удивление и радость.

б) дыхательное упражнение с общим расслаблением:

Логопед:

- Сегодня мы с вами будем путешествовать. А начнем свое путешествие отсюда (горка с сухим бассейном). Давайте представим, что мы "ветерок”. Язык поставим "горочкой”, возьмем правильно дыхание и прокатимся с горки, произнося слоги” (чтение детьми слогов по звуковым символам – картинкам СА - "рис. 1", ЗА -"рис. 2", СО -"рис. 3", ЗО - "рис. 4", СУ - "рис. 5", ЗУ - "рис. 6, СЭ - "рис. 7", ЗЭ - "рис. 8", СЫ - "рис. 9", ЗЫ – "рис.10". Девочки читают со [С], а мальчики со [З] и садятся за столы).


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10

2. Введение в тему:

Логопед:

- Какой одинаковый звук произносили девочки, мальчики?

Возможные ответы детей:

- [С] - девочки,

- [З] - мальчики.

Логопед:

- Сегодня мы будем сравнивать [С - З] и различать их на слух и в произношении. Чем похожи эти звуки?

Возможные ответы детей:

- Согласные, твердые, одна артикуляция.

Логопед:

- А чем различаются?

Возможные ответы детей:

- [С] - глухой, а [З]- звонкий.

В случае затруднения детям дается акустико – артикуляционный образ звуков.

3. Игра "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА"

Логопед:

- Какой скоро будет праздник?

Возможные ответы детей:

- Праздник Нового Года.

Логопед:

- Без кого не обходится этот праздник?

Возможные ответы детей:

- Без деда Мороза, Снегурочки, гостей …

Логопед:

- Давайте пригласим Деда Мороза к нам в гости. А поможет нам в этом "волшебная палочка”, которая имеет свойство превращать предметы со [С] в предметы со [З] или наоборот. Голосом выделяем волшебные превращения звуков.

Логопед касается "волшебной палочкой" до каждого ребёнка, а ребёнок должен заменить один звук на другой.

[С][С]

Слова - паронимы:

Суп - зуб                  Коса - коза

Сайка - зайка         Роза - роса

Собор - забор         Лиза - лиса

Зоя - соя                  Позади - посади

4. Игра "УКРАСЬ ЁЛОЧКУ".

Логопед:

- Без чего не обходится праздник Нового года?

Возможные ответы детей:

- Без ёлки.

Логопед:

- Давайте украсим ёлочку.

Заранее на ёлке висят три игрушки, в которых [С] находится в начале, в середине или в конце слова. Дети должны определить место звука и подобрать "шары", на которых изображены только предметы со звуком [С] и повесить их, учитывая позицию звука [C] уже висящих шаров. После чего – коллективная проверка правильности выполнения.

Логопед:

- Какой одинаковый звук в названиях оставшихся предметов (замок, завод, забор)?

Возможные ответы детей:

- [З].

Логопед:

- Подберите слова к данной схеме "рис.11".


Рис. 11

5. Игра "ШАПОЧКА И ШЛЯПА".

Логопед:

- Мы отправляемся в гости к Снегурочке, у нее такое задание: у всех согласных звуков есть "головные уборы”. Звонкие звуки носят "шапочки" в виде колокольчиков, а глухие - "соломенные шляпы”. Назовите предметы, проведите "дорожки” от шапочки колокольчика и шляпы к предметам с соответствующими звуками (к глухим и звонким) "рис.12".


Рис. 12

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные - за столами.

Логопед:

- Есть ли здесь слова, которые похожи и имеют общую часть, которые выросли, как веточки, из одного корня?

Возможные ответы детей:

- Снег, Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад.

Логопед:

- От какого слова выросли эти слова?

Возможные ответы детей:

- От слова "снег".

Дети развешивают на дерево картинки с родственными словами и исходное слово снег”.

Логопед:

- Из каких двух слов образовалось слово снегопад?

Возможные ответы детей:

- Снег, падать.

Логопед:

- Какое слово можно получить из слов: звезда, падать; листья, падать; камни, падать?

Возможные ответы детей:

- Звездопад, листопад, камнепад.

6. Физминутка (развитие общей моторики):

Логопед:

- Сядьте на мячи. Доскажите словечко. Определите количество слогов и попрыгайте на мяче столько раз, сколько слогов в слове.

Возможные ответы детей:

На столе лежала сайка,
А по лесу бегал… зай-ка (2 прыжка)
На цветах сверкают росы,
Распустились утром… ро-зы (2 прыжка)
Пестрой лентой притворяясь,
Извиваясь, изгибаясь,
В зелени листвы скользя
По земле ползет …зме-я (2 прыжка)
Щиплет травушку коза,
Косит травушку… ко-са (2 прыжка)
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не … спит (1 прыжок)

Дети садятся на свои места, занятие продолжается. Выставляется панно "Паровозик", на котором машинистом изображён медведь Косолапыч.

7. Игра "ПАРОВОЗИК".

Логопед:

- Давайте пригласим в гости на праздник медведя Косолапыча, который работает машинистом. Прочитайте слова по первым звукам и подумайте, какой добавить звук [С] или [З] вместо знака вопроса? "рис.13", "рис.14". Получившийся предмет (предмет изображён на карточке) вставьте в вагон с буквой С, если в нем слышится [С] или в вагон с буквой З, если в нем будет [З].

Двое детей работают у доски, а остальные дети показывают соответствующие буквы на щитках.

8. Игра "ЧТО НЕСЁТ КАРЛСОН”.

Логопед:

- Отправляемся приглашать Карлсона. Перед вами картина с Карлсоном, у него в руках шарики. На некоторых шариках изображено неполное слово (например, "…по-ги", "ко-…"). Ваша задача: определить недостающий слог, воспользовавшись дополнительными карточкам, и достроить слово.

На карточках изображены предметы с одинаковым слогом в каждом слове

(например, самокат, оса, лиса; забор, роза, завод; замок). Дети прочитывают одинаковый слог и достраивают слово, произнеся его вслух.

9. Игра "СОЧИНЕНИЕ НЕЗНАЙКИ".

Логопед:

- Незнайка - проказник сочинил про своих друзей дразнилки. И теперь они не могут прийти к нам на праздник. Нужно срочно им помочь. Для этого давайте исправим ошибки Незнайки, и тогда все смогут встретит Новый год.

Варианты заданий:

Логопед:

- Золушка расплела длинную козу. Верно?

Возможные ответы детей:

- Золушка расплела длинную косу.

Логопед:

- У Косолапыча разболелся от меда суп. Верно?

Возможные ответы детей:

- У Косолапыча разболелся от меда зуб.

Логопед:

- Рыжая пушистая Лиза ловит сайку. Кто кого ловит?

Возможные ответы детей:

- Рыжая пушистая Лиса ловит зайку.

Дети выполняют анализ последнего предложения на доске и на местах. После этого девочки делают звуковой анализ третьего слова - "лиса", а мальчики пятого слова – "зайка". На доске два ребенка выполняют звуко-буквенный анализ этих слов, а на местах дети собирают из "Буквенного конструктора" каждый свою букву: С или З.

После выполненного задания на доске вокруг ёлочки появляются все приглашённые сказочные герои.

10. Итог.

Логопед:

- Кто собрался вокруг нашей ёлки?

Возможные ответы детей:

- Снегурочка, Карлсон, Косолапыч, Незнайка, зайка, лиса.

Логопед:

- В каких именах слышится [С]

Возможные ответы детей:

- Снегурочка, Карлсон, Косолапыч, лиса.

Логопед:

- А в каких именах слышится [З].

Возможные ответы детей:

- Зайка, Незнайка.

Логопед:

- Чем же отличаются эти звуки?

Возможные ответы детей:

- [C]- глухой, [З] - звонкий.

Категория: КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | Добавил: admin | Теги: отработка произношения звука, речевое дыхание, свистящие звуки, фольклор, Артикуляция, шипящие, артикуляционная гимнастика, занятия с логопедом
Просмотров: 3089 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru